Дело № 2-1400/2012
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 марта 2012 года г. Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Тереховой-Сидоркиной О.В.,
при секретаре Петровой О.В.,
с участием истцов Бирюковой И.А., Ершовой Ю.В.,
представителя Администрации муниципального образования «Город Саратов» Радченко М.А.,
прокурора - старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саратова Бранова М.А.,
третьего лица Бирюкова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах Бирюковой ФИО10, Ершовой ФИО11 к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», Бирюков Сергей Владимирович, Ершов Максим Олегович об обязании предоставить жилое помещения,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Саратова обратился в суд с иском в интересах Бирюковой ФИО12, Ершовой ФИО13 об обязании предоставить жилое помещение, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Бирюковой И.А. проживающей по адресу: г. Саратов, <адрес>, о нарушении её и членов её семьи жилищных прав, в ходе которой установлено, что согласно акту межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу № 38/Л от 24 января 2012 г. многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и непригодным для проживания.
Поскольку решение о признании жилого дома непригодным для проживания принималось органами местного самоуправления, осуществление мероприятий по отселению граждан из жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, и предоставление жилых помещений из муниципального жилищного фонда относится к компетенции органов местного самоуправления.
В случае признания жилого дома непригодным для проживания по причине аварийного состояния решение органа местного самоуправления должно содержать указание его собственнику (уполномоченному собственника) либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) о необходимости немедленного отселения граждан.
Копия решения органа местного самоуправления не позднее дня, следующего за днем принятия решения, направляется собственнику жилого дома (жилого помещения), уполномоченному собственника либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) для реализации указанных в нем мер.
Решение об отселении жителей дома <адрес> органом местного самоуправления до настоящего времени не принято, сроки отселения жителей не известны.
Таким образом, в результате бездействия Администрации муниципального образования «Город Саратов» жилой дом <адрес>, признанный непригодным для проживания, до настоящего времени не расселен, перспективы и сроки отселения жителей не известны.
В то же время, состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается обращениями жителей, а также актами обследования жилого дома. Просит суд обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Бирюковой И.А., Ершовой Ю.В. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого (55,8 кв.м), отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Саратова на условиях социального найма.
В судебном заседании прокурор Бранов М.А. исковые требования поддержал в полном объёме.
Истцы Бирюкова И.А. и Ершова Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объёме.
Третье лицо Бирюков С.В. в судебном заседании просил иск удовлетворить, не возражал против предоставления квартиры по договору социального найма.
Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку отсутствует свободное жилое помещение для отселения семьи.
Представитель комитета по имуществу муниципального образования «Город Саратов» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинных неявки суд не уведомили.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 40 Конституцией Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Цели социальной политики Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации, устанавливают обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. Если человек, в силу объективных причин, не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, то он вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.
Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно (ст. 40 Конституции) возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Распоряжением Правительства Саратовской области от 17 февраля 2004 года «О создании межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания в Саратовской области» во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 года №552 «Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания» была создана межведомственная комиссия по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания в Саратовской области.
Распоряжением Правительства Саратовской области от 17 февраля 2004 года №31-Пр (редакция от 14 декабря 2004 года) «О создании межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания в Саратовской области» утверждено Положение, устанавливающее порядок признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания независимо от того, в жилищном фонде какой формы собственности они находятся, за исключением индивидуальных жилых домов, находящихся в частной собственности лиц, постоянно проживающих в этих жилых домах, а также признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания конкретного гражданина по медицинским показаниям.
Согласно пункту 13 указанного положения в случае признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей, решение органа местного самоуправления должно содержать указание его собственнику (уполномоченному собственника) либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) о необходимости немедленного отселения граждан.
Копия решения органа местного самоуправления в 5-дневный срок, а в случаях, указанных в пункте 13 указанного Положения, не позднее дня, следующего за днем принятия решения, направляется собственнику жилого дома (жилого помещения), уполномоченному собственника либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) для реализации указанных в нем мер.
Заключением межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания № от 24 января 2012 г., жилой дом <адрес> отнесён к категории непригодных для проживания.
В соответствии с Техническим заключением иные данные» от 2011 года, строительные конструкции жилого дома находятся в ограниченно работоспособном состоянии с физическим износом 70%, не соответствуют требованиям СНиП 2.01.07-85, СНиП 2.02.01-83, СНиП 3.02.01-87 и их фактическое состояние представляют угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствие с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно положениям части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствие со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Решение вопроса о непригодности жилых помещений для постоянного проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28 января 2006 года. В силу пункта 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации постановлением администрации города Саратова от 29 января 2007 года № 36 утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. В силу пункта 1.4 данного Положения комиссия осуществляет признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу на основании оценки соответствия указанных помещений и многоквартирных домов требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.
Непригодность для проживания указанного дома ответчиком не оспаривается.
Судом установлено, что вопрос о предоставлении жилых помещений жителям дома <адрес> города Саратова не решен до настоящего времени, что подтверждено участниками процесса, представленными материалами дела.
На основании статьи 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» нуждающимися в получении жилья являются граждане, не имеющие в пользовании жилища. Фондораспорядителем является соответствующий орган, наделенный правами принимать решения о постановке граждан на учет и предоставлении им жилья: в домах муниципального жилищного фонда орган местного самоуправления; в домах государственного и общественного жилищных фондов - совместное решение органа юридического лица (руководитель предприятия, учреждения, организации, а в общественном фонде - правление) и профсоюзного комитета или иного органа общественной самодеятельности трудового коллектива.
В силу статей 37, 44 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области», вне очереди предоставляются жилые помещение гражданам, жилище которых в результате стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств стало непригодным для проживания, а также гражданам, жилые помещения которых грозят обвалом.
В соответствие со статьей 46, 47 указанного Закона, предоставляемое гражданам в социальный наем жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, отвечать санитарным, техническим и экологическим требованиям и состоянию здоровья семьи, быть свободным как фактически, так и юридически, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, предоставляться, как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что имеет право на предоставление ей в пользование жилого помещения, в соответствии со статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку после признания жилого помещения, находящегося в пользовании истца, непригодным для проживания он не обеспечен до настоящего времени жильем.
При этом следует учитывать, что обязанность администрации муниципального образования «Город Саратов» по обеспечению жилым помещением возложена на данного ответчика, как на лицо, несущее такую обязанность в соответствии с учетом положений статей 85-89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования о внеочередном предоставлении жилого помещения взамен аварийного жилья, поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что дом непригоден для проживания, а Бирюкова И.А., Ершова Ю.В., Бирюков С.В., Ершов М.О. в силу вышеприведённых норм законодательства имеют право на защиту своего права путем предоставления другого жилого помещения.
Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по обеспечению Бирюковой И.А., Ершовой Ю.В., Бирюкова С.В., Ершова М.О. жилым помещением, являются необоснованными.
Согласно пункту 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому.
В судебном заседании установлено, что Бирюковой И.А. и Ершову М.О. на праве собственности по 1/3 и 2/3 доли соответственно принадлежит квартира <адрес>, общей площадью 55,8 кв.м.. Согласно техническому паспорту на жилой дом <адрес> в указанном доме, имеет общую площадь 55,8 кв.м., состоит из трёх жилых комнат.
Из справки иные данные» от 12 декабря 2011 года следует, что квартира <адрес> имеет общую площадь 55,8 кв.м. состоит из трёх комнат, в квартире зарегистрированы Бирюкова И.А., Ершова Ю.В., Бирюков С.В., Ершов М.О.
В силу пункта1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признанны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимости от конкретного права, на котором истцу принадлежит (ранее принадлежало) жилое помещение.
На соновании изложенного, суд приходит к выводу, что жилой дом <адрес>, в котором находится квартира истцов, в установленном порядке признан непригодным для проживания. Данный факт является основанием для предоставления истцам, проживающим в указанном объекте недвижимости, другого благоустроенного помещения, пригодного для проживания.
Судом также установлено, что администрация муниципального образования «Город Саратов» не выполняет обязанности по отселению истцов из жилого помещения, непригодного для проживания, что подтверждается многочисленной перепиской с органами власти, исследованной в судебном заседании в ходе рассмотрения дела. В связи с изложенным, приведенными доказательствами подтверждается, что жилой дом <адрес> в городе Саратове признан непригодным для проживания, однако органами местного самоуправления мер к сносу и расселению граждан принято не было.
Указанное обстоятельство нарушает положение статьи 7 Конституции Российской Федерации, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено.
По смыслу правовых норм, содержащихся в статьях 85-89 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в этом числе и в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления.
Ответчиком не представлено суду в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств в опровержение доводов истцов.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Город Саратов» по предоставлению благоустроенного жилого помещения в черте города Саратова обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░14, ░░░░░░░ ░░░15 ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░16, ░░░░░░ ░░░17, ░░░░░░░ ░░░18 ░░░░░ ░░░19) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 55,8 ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░