Судья: Копьёва М.Д. № 33а-13376/2023
УИД: 63RS0039-01-2023-003202-58
№ 2а-4273/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 декабря 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Роменской В.Н.,
судей Пудовкиной Е.С., Мыльниковой Н.В.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Батршиной МГ на решение Ленинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пудовкиной Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Куйбышевский транспортный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МЧС России по Самарской области об исключении из реестра маломерных судов.
В обоснование требования указывает, что Куйбышевской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при регистрации прав на маломерные суда.
В ходе проверки установлено, что на учете Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Самарской области в соответствующем реестре маломерных судов находится маломерное судно массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей до 8 киловатт включительно, которое в соответствии с пунктом 1.1 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта российской Федерации (далее - КВВТ РФ) не подлежит государственной регистрации, а именно несамоходное судно плавдача с идентификационным номером №, собственником которого является Батршина М.Г.
В нарушение пунктов 2 и 17 Правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, Главное управление МЧС России по Самарской области и Центр ГИМС Главного управления МЧС России по Самарской области надлежащих мер для снятия данного судна с регистрационного учета маломерных судов и его исключения из реестра не предпринимает.
В тоже время незаконная регистрация указанных плавучих объектов в качестве маломерных судов нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов, а также интересы неопределенного круга лиц.
По результатам проверки прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ Главному управлению МЧС России по Самарской области внесено представление, которое рассмотрено, но до настоящего времени нарушения, указанные в нем, не устранены.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд обязать Главное управление МЧС России по Самарской области в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу исключить из реестра маломерных судов следующее судно: несамоходное судное плавдача с идентификационным номером №.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Батршина М.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Представитель административного истца Климов Н.В., просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ГУ МЧС России по Самарской области (по доверенности) Куралесин А.С. просил решение оставить без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционного представления, изученным по материалам дела, не имеется.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (статья 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд за защитой прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами.
Рассмотрение дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего регламентировано положениями гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Куйбышевской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере регистрации прав на маломерные судна, в ходе которой установлено, что на учете Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Самарской области в соответствующем реестре маломерных судов находится не подлежащая государственной регистрации в качестве маломерного судна несамоходная плавдача с идентификационным номером №, собственником которой является Батршина М.Г.
По данному факту Куйбышевской транспортной прокуратурой на имя начальника Главного управления МЧС России по Самарской области Бойко О.В. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере учета маломерных судов № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением МЧС России по Самарской области представление Куйбышевского транспортного прокурора рассмотрено, однако выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.
Установлено, что несамоходная плавдача с идентификационным номером №, собственником которой является Батршина М.Г., до настоящего времени с государственного учета не снята, из реестра маломерных судов не исключена, что подтверждается сведениями из ГУ МЧС России по Самарской области, а также не отрицалось участниками процесса в судебном заседании.
Незаконная регистрация указанного объекта - несамоходная плавдача, в качестве маломерного судна нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за их эксплуатацией, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства должностными лицами государственного портового контроля, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга физических лиц.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что принадлежащая Батршиной М.Г. несамоходная плавдача не подлежит регистрации в реестре маломерных судов, при этом объект, не относящийся к маломерным судам, продолжает состоять на учете в органе, который не правомочен совершать какие-либо действия в отношении данных объектов и их владельцев.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, основанными на исследованных судом доказательствах.
В силу пункта 1 статьи 1 КВВТ РФ, настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, определяет их права, обязанности и ответственность.
Согласно статье 3 КВВТ РФ маломерное судно - это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором, не должно превышать двенадцать.
В силу пункта 1 статьи 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.
Федеральным законом от 23 апреля 2012 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» статья 16 КВВТ РФ дополнена пунктом 1.1, согласно которой не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.
В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. №367-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» статьи 3, 16 КВВТ РФ дополнены понятием плавучего объекта, а также пункт 1.1 изложен в следующей редакции: «не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные самоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров».
В силу статьи 4 указанного Федерального закона судовые документы, выданные до 1 января 2018 г., продолжают действовать в течение срока, на который они были выданы.
Согласно абзацу 25 статьи 3 КВВТ РФ плавучий объект - это несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал.
В силу части 1.2 статьи 16 КВВТ РФ плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В соответствии со статьей 3 во взаимосвязи со статьей 16 КВВТ РФ маломерное судно подлежит государственной регистрации в реестре маломерных судов, а плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей.
В соответствии со статьей 35 КВВТ РФ (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. №367-ФЗ) маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3); плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов с выдачей свидетельств о соответствии плавучих объектов, подтверждающих соответствие плавучих объектов этим правилам (часть 4).
В соответствии с Правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов, утв. Приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 17 марта 2017 г. №35-п и введенными в действие 23 марта 2017 г., в случае подтверждения соответствия этим правилам плавучим объектам присваивается класс и выдаются свидетельства о соответствии плавучих объектов. По аналогии с порядком классификации и освидетельствования судов, присвоение класса плавучему объекту осуществляется в соответствии с его конструктивными особенностями и разрядом водного бассейна, для эксплуатации в котором он предназначен.
Распоряжением Минтранса России от 5 мая 2022 г. №ВС-117-р утвержден Устав федерального автономного учреждения «Российское Классификационное Общество».
В соответствии с частью 1 указанного Устава Федеральное автономное учреждение «Российское Классификационное Общество» является некоммерческой организацией, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов внутреннего, смешанного (река - море) плавания и судов, используемых в целях торгового мореплавания в соответствии с федеральными законами от 7 марта 2001 г. №24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» и от 30 апреля 1999 г. №81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. №121 «Об определении организаций, осуществляющих классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, в бербоут-чартерном реестре, в Российском международном реестре судов или в Российском открытом реестре судов».
Согласно утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2022 г. №132 Положению о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет государственный надзор за маломерными судами, в том числе проводит классификацию и освидетельствование маломерных судов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; осуществляет классификацию маломерных судов на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»; оказывает государственную услугу по государственной регистрации маломерных судов; осуществляет учет маломерных судов и ведение реестра маломерных судов, государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании; представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации в налоговые органы сведения о маломерных судах, зарегистрированных и исключенных из реестра маломерных судов, и лицах, на которые зарегистрированы эти маломерные суда; а также осуществляет иные функции, изложенные в п. 6 Положения.
Согласно статье 21 КВВТ РФ исключению из соответствующего реестра судов подлежит судно: 1) в отношении которого правообладателем подано заявление об исключении этого судна из реестра судов; 2) которое погибло или пропало без вести; 3) которое конструктивно погибло; 4) которое перестало соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса; 5) в отношении которого вступило в законную силу судебное решение о принудительной продаже судна; 6) которое утратило качества судна в результате перестройки или других изменений.
Приказом МЧС России от 15 августа 2021 г. №566 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее - Административный регламент).
В силу пункта 16 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является, в том числе, при исключении маломерного судна из реестра маломерных судов - внесение в реестр маломерных судов сведений об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов.
Согласно пункту 17 Правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных Приказом МЧС России от 1 июня 2021 г. №355, исключение маломерного судна из Реестра осуществляется подразделением ГИМС МЧС России вне зависимости от адреса регистрации по месту жительства (пребывания) физического лица либо адреса в пределах места нахождения юридического лица и (или) его обособленного подразделения по заявлению собственников либо уполномоченного ими лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ГИМС МЧС России и ее структурные подразделения не осуществляют учет и освидетельствование плавучих объектов, которые по правилам абзаца 25 статьи 3 КВВТ РФ определяются как несамоходные плавучие сооружения, не являющиеся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода.
Доводы апелляционной жалобы о том, что возможно только добровольное снятие с регистрационного учета, судебной коллегией признан несостоятельным.
В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. №367-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» статьями 3, 16 КВВТ РФ дополнены понятием плавучего объекта, который подлежит учету в администрации бассейна внутренних водных путей.
Понятие плавучий объект введено в КВВТ РФ Федеральным законом от 3 июля 2016 г. №367-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Федеральный закон № 367-ФЗ), которым из понятия судна исключены несамоходные плавучие сооружения, не являющиеся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другие технические сооружения подобного рода.
До вступления в силу Федерального закона 367-ФЗ указанные объекты, входили в понятие судно.
Несамоходная плавдача, собственником которой является Батршина М.Г., зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ, то есть до внесения изменений в законодательство, вместе с тем впоследствии перестала соответствовать указанному понятию, в связи с чем объект подлежит исключению из реестра маломерных судов.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств.
Иные доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, нарушении норм процессуального права, несоответствии выводов суда обстоятельствам административного дела, не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом нижестоящей инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемом решении.
Исходя из представленных материалов дела, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и всесторонне исследовал установленные по делу обстоятельства, дав им надлежащую оценку, и правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, не влияют на правильность принятого решения и не могут служить основанием к отмене решения суда.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 18 августа 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Батршиной МГ - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий:
Судьи: