Дело № 2-363/2023
Решение
Именем Российской Федерации
с. Успенское 23 мая 2023 г.
Успенский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Даниленко А.А.,
секретаря судебного заседания Мартыненко Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление МУП «Успенский водоканал» к Успенскому РОСП УФССП России по Краснодарскому краю об уменьшении исполнительского сбора,
установил:
Представитель МУП «Успенский водоканал» обратился в суд с исковым заявлением к Успенскому РОСП УФССП России по Краснодарскому краю, указав, что судебным приставом – исполнителем Успенский РОСП, согласно материалов исполнительного производства № 34822/22/23069-ИП от 03.06.2022г. на основании исполнительного акта органа, осуществляющего контрольные функции № 231821100629806 от 17.05.2022, выданного органом: Филиал № 18 Государственного учреждения – Краснодарского регионального отделения фонда социального страхования РФ по делу № 231821100629806, вступившем в законную силу 17.05.2022г. предмет исполнения: Страховые взносы, включая пени в размере: 32689 рублей 77 копеек в отношении должника МУП «Успенский водоканал» в пользу взыскателя: УФК по Краснодарскому краю, возбуждено постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП имущественного характера № 23069/22/96836 от 06.07.2022г.
В связи с неисполнением исполнительного документа в срок для добровольного исполнения, судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП имущественного характера № 23069/22/96836 от 06.07.2022г., данным постановлением установлен исполнительный сбор в размере 10 000 рублей, 00 копеек.
В течение срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, МУП «Успенский водоканал» не имел возможности исполнить требования исполнительного документа в срок, в связи с тем, что: у МУП «Успенский водоканал» открыт единственный счет № <данные изъяты> в валюте рубль, дата открытия 11.06.2015г. в Российском Национальном Коммерческом Банке (публичное акционерное общество), корреспондентский счет № <данные изъяты> в Отделении по Республике Крым Южного главного управления Центрального банка Российской федерации, БИК 043510607, ИНН 7701105460, ОКПО 09610705 на который наложен арест.
На сегодняшний день МУП «Успенский водоканал» имеет задолженность перед Межрайонной ИФНС России № 13 по налогам в размере 38 460 020 рублей 51 копейка, что в свою очередь не позволяет в добровольном порядке выполнить требования исполнительного документа, в связи с тем, что с единственного открытого арестованного счета № <данные изъяты>, осуществляется списание денежных средств согласно Статьи 855. ГК РФ «Очередность списания денежных средств со счета».
07 мая 2019 года судебным приставом-исполнителем А.А. Ериной вынесено Постановление № 23069/19/45682 об ограничении проведения расходных операций по кассе предприятия МУП «Успенский водоканал» в размере 50% с целью обращения взыскания на наличные денежные средства. МУП «Успенский водоканал» данным постановлением запрещен расход денежных средств в размере 50% от суммы, поступающих в кассу организации ежедневно, до погашения суммы взыскания 25 149 084,71, за исключением, поступивших согласно бюджетной росписи, а так же денежные средства необходимо перечислять не позднее следующего дня после поступления их в кассу предприятия на депозитный счет структурного подразделения № Р/счет № <данные изъяты>, БИК 040349001 банк Южное ГУ Банка России, Успенский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю л/с <данные изъяты> ИНН:2309090532 КПП235705001 либо сдавать наличными в структурное подразделение территориального органа ФССП России или ФССП России, а так же предоставлять на проверку судебном приставу -исполнителю кассовую книгу организации с документами подтверждающими приход и расход по кассе, каждые 10 дней. По заявлению МУП «Успенский водоканал» Решением Успенского районного суда от 26.10.2021 г. по делу № 2-а-728/2021 в связи с тяжелым финансовым положением МУП «Успенский водоканал» на Успенский районный отдел судебных приставов Главного управления федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю было наложено обязательство о снижении запрета на расход поступающих в кассу предприятия денежных средств, наложенный постановлением Успенский районный отдел судебных приставов Главного управления федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю от 07.05.2019 г. № 23069/19/45682 с 50% до 30%.
07.05.2019 г. года судебным приставом-исполнителем А.А. Ериной вынесено Постановление № 23069/19/45682 о наложении ареста на имущество должника, в соответствии с чем, был произведен арест имущества, принадлежащего должнику МУП «Успенский водоканал», адрес должника: 352450, Россия, Краснодарский край, ул. Ленина д.244 в размере и объеме, необходимых для исполнения требований исполнительного документа с учетом взыскания исполнительного сбора и расходов на совершение исполнительных действий.
В Арбитражном суде Краснодарского края на рассмотрении находится дело № А32-6053/2020 по заявлению Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Краснодарскому краю о признании несостоятельным (банкротом) Муниципального унитарного предприятия "Успенский водоканал" муниципального образования Успенский район, в связи с большой кредиторской задолженностью по налогам и внебюджетным фондам.
По состоянию на сегодняшний день ведутся переговоры и планируется заключение мирового соглашения сроком на 3 года между ИФНС России №13 по Краснодарскому краю и МУП «Успенский водоканал» на имеющуюся задолженность по налогам и платежам во внебюджетные фонды и проценты.
МУП «Успенский водоканал» не уклоняется от добровольного исполнения требований исполнительного документа, однако в настоящее время имущественное положение истца и наличие иных существенных не зависящих от него обстоятельств, обусловленных наличием ареста расчетного счета и кассы предприятия, не позволяет исполнить решение судебного пристава-исполнителя в виду того, что МУП «Успенский водоканал» является предприятием, предоставляющим услуги жизнеобеспечения, а именно оказывает услуги населению и организациям по водоснабжению и водоотведению круглосуточно на территории Успенского, Маламинского, Коноковского, Кургоковского сельского поселения, в которые входят 7 населенных пунктов с численностью жителей около 20 тысяч человек, что составляет более 50 % от общего числа населения Успенского района. МУП «Успенский водоканал» осуществляет водоснабжения 19-ти образовательным учреждениям, центральной районной больнице, 7-ми акушерским пунктам и другим социально-значимым объектам. Следовательно, в следствии, прекращение подачи воды на длительный срок создаст реальную угрозу для жизни и здоровья людей, возникновению чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных со вспышкой инфекционных заболеваний. Предприятия находится в собственности муниципального образования Успенский район и принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения.
Кроме того, наличие кредиторской задолженности по налогам и налоговым платежам с момента образования МУП «Успенский водоканал» было обусловлено убытками и спецификой деятельности предприятия, а именно необходимостью оказания услуг по водоснабжению круглосуточно и круглогодично. По этой причине предприятие вынуждено в первую очередь производить предоплату и окончательный расчет за электроэнергию во избежание отключений, так как энергобытовая компания ежемесячно направляет уведомления об отключениях в случае отсутствия оплаты по срокам, предусмотренным договором на поставку электроэнергии. Услуги водоснабжения и водоотведения энергоемкие, удельный вес оплаты за электроэнергию в структуре себестоимости услуг составляет 30%.
В связи с крайне тяжелым финансовым положением предприятия, обусловленным необходимостью своевременной выплаты заработной платы и алиментов, а так же для продолжения функционирования предприятия (оплата электроэнергии, приобретения ГСМ, материалов для устранения аварийных ситуаций по водоотведению и водоснабжению), все средства, поступающие на расчетный счет предприятия, списываются по КТС на зарплату и на погашение налогов. Средств поступающих в кассу предприятия не достаточно для исполнения графиков платежей за потребленную электроэнергию и приводит к ограничениям.
Для ликвидации задолженности по налогам и страховым взносам на расчетном счете имеется картотека, в которую направляются исполнительные документы от службы судебных приставов и решения о взыскании от налоговой инспекции согласно которым, и производится списание денежных средств с расчетного счета после заработной платы направляемой предприятием в виде КТС.
Просит уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого с МУП «Успенский водоканал», установленного постановлением о взыскании исполнительского сбора по ИП имущественного характера № 29864/20/23069-ИП.
Представитель истца, МУП «Успенский водоканал» в судебное заседание не явился, в заявлении просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель ответчика, Успенского районного отделения судебных приставов УФССП России по Краснодарскому краю, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что судебным приставом – исполнителем Успенский РОСП, вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора № 23069/22/96836 в размере 10 000 рублей в отношении должника МУП «Успенский водоканал» в пользу взыскателя: УФССП России по Краснодарскому краю.
Пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Закона.
Согласно п. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве.
В силу статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с положениями ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации (ч. 3 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Частью 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве закреплено право должника в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч.7 ст. 112 Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, по сути, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем, данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Ввиду изложенного Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что норма о взыскании исполнительского сбора должна применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Следовательно, размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
Приведенная позиция Конституционного Суда РФ согласуется с положениями действующего Закона об исполнительном производстве, содержащего аналогичные правовые нормы.
В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Суд учитывает характер осуществляемой заявителем деятельности и создание условий для выполнения им социально-значимых функций по оказанию услуг по водоснабжению круглосуточно и круглогодично.
МУП «Успенский водоканал» находится в тяжелом финансовом положении, обусловленным необходимостью своевременной выплаты заработной платы, а так же для продолжения функционирования предприятия (оплата электроэнергии, приобретения ГСМ, материалов для устранения аварийных ситуаций по водоотведению и водоснабжению), все средства, поступающие на расчетный счет предприятия, списываются по КТС на зарплату и на погашение налогов.
Оценив представленные заявителем доводы и доказательства, суд, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, приходит к выводу о возможности уменьшения размера наложенного на МУП «Успенский водоканал» исполнительского сбора с учетом тяжелого финансового положения должника на <данные изъяты> часть.
Руководствуясь статьями 175-180, 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление МУП «Успенский водоканал» к Успенскому РОСП УФССП России по Краснодарскому краю об уменьшении исполнительского сбора, удовлетворить.
Уменьшить сумму исполнительского сбора, взыскиваемого с МУП «Успенский водоканал», установленного постановлением о взыскании исполнительского сбора по ИП имущественного характера № 23069/22/96836 от 06.07.2022г., на <данные изъяты> часть, до суммы - 7 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд в течение месяца.
Судья
Успенского районного суда А.А. Даниленко