УИД 74RS0028-01-2023-000506-15
2-900/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2023 года
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи А.В. Лебедевой
с участием прокурора Т.С. Михайловой
при секретаре З.З. Галеевой
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием аудиопротоколирования гражданское дело по иску Клюка Ф.Ш. к Акционерному обществу «Копейский машиностроительных завод» о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Клюка Ф.Ш. обратилась в суд с иском к Акционерному обществу «Копейский машиностроительных завод» (далее АО «КМЗ») просила взыскать компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.
В обоснование иска указала, что работает на АО «КМЗ» в должности экономиста по планированию с 2 августа 2004 года. В результате падения 20 февраля 2020 года на скользкой поверхности получила травму и была госпитализирована в ГБУЗ «Городская больница № 1», где находилась на лечении с 20 февраля 2020 года по 27 февраля 2020 года. Затем со 2 марта 2020 года по 10 сентября 2020 года находилась на амбулаторном лечении в травмпункте, а с 22 сентября 2020 года по 20 октября 2020 года на амбулаторном лечении у терапевта и травматолога. Общая продолжительность временной нетрудоспособности 204 дня. Ответчиком был составлен акт формы Н-1 о несчастном случае на производстве. В п. 2 Акта указан характер полученных повреждений согласно предварительному медицинскому заключению НОМЕР от 20 февраля 2020 года. Решением Копейского городского суда от 23 мая 2022 года заключительный диагноз, сформулированный в справке о признан неверным, и принято решение обязать ГБУЗ «Городская больница № 1» выдать новую справку о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая. 5 июля 2022 года истцу выдана новая справка НОМЕР-а с заключительным диагнозом «ТРАВМА». Истице установлена степень утраты трудоспособности 10%. Просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.
В судебном заседании истица требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что как при падении так и в последующем испытывала сильные болевые ощущения, которые продолжаются до настоящего времени. На протяжении длительного времени находилась в жестком корсете, была ограничена в движении, сидеть было запрещено более полугода, только стоять или лежать. На протяжении трех лет, принимает обезболивающие, здоровье не восстановилось до конца.
Представители истца Непомнящик В.Е. и Непомнящих А.С. заявленные требования и доводы истицы поддержали.
Представитель ответчика АО «КМЗ» Меньшенин С.А. с исковыми требованиями согласен частично, считает, что сумма морального вреда завышена, указывает, что одной из причин несчастного случая явилась личная неосторожность истца. Кроме того, работодателем добровольно перечислено в качестве материальной помощи истице 40 000 рублей.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав мнение прокурора, суд пришел к убеждению, что требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Судом установлено, что Клюка Ф.Ш. состоит в трудовых отношениях с АО «КМЗ» с 2 августа 2004 года, что подтверждается документами, предоставленными работодателем, трудовым договором, приказом о приеме на работу, трудовой книжкой истца.
В соответствии со ст. 227 Трудового кодекса РФ расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли:
в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Понятие несчастного случая на производстве содержится в ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" под которым понимается событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении обязанностей по трудовому договору или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем или совершаемых в его интересах как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем (или на личном транспортном средстве в случае его использования в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) либо по соглашению сторон трудового договора), и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
В соответствии со ст. 228 Трудового кодекса РФ при несчастных случаях, указанных в статье 227 настоящего Кодекса, работодатель (его представитель) обязан: немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;
принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
- немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего;
принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с настоящей главой.
Согласно ст. 229 Трудового кодекса РФ для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика по месту регистрации работодателя в качестве страхователя. Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.Согласно ст. 230 Трудового кодекса РФ по каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.
В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда и (или) иных федеральных законов и нормативных правовых актов, устанавливающих требования безопасности в соответствующей сфере деятельности. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве.
Судом установлено, что 20 февраля 2020 года в период рабочего времени с истцом произошел несчастный случай, на территории работодателя, при следовании на свое рабочее место, истица поскользнулась, упала, в результате падения, истцом получены травмы: «ТРАВМА», что следует из пояснений истца, письменных материалов дела, подтверждается Актом НОМЕР формы Н-1, решениями Копейского городского суда от 23 мая 2022 года, и 27 октября 2022 года.
Согласно Акта НОМЕР о несчастном случае на производстве от 20 февраля 2020 года 20 февраля 2020 года экономист по планированию 2 категории ПЭО Клюка Ф.Ш. в 7 часов 20 минут зашла на территорию предприятия через «Южную» проходную, на углу здания АБК механосборочного цеха М-11 поскользнулась и упала на спину, в результате падения Клюка Ф.Ш. травмировала спину. Причинами несчастного случая указано: необеспечение достаточных мер по содержанию территории предприятия в безопасном для движения людей состоянии; личная неосторожность при передвижении по территории в период таяния снега и образования наледи.
Исходя из выписного эпикриза из медицинской карты стационарного больного Клюка Ф.Ш. поступила 20 февраля 2022 года в ГБУЗ «Городская больница № 1 г. Копейска» с диагнозом ТРАВМА, проведено консервативное лечение. Выписана 27 февраля 2020 года на амбулаторное лечение. На амбулаторном лечении находилась со 2 марта 2020 года по 17 июля 2020 года, и 20 июля по 10 сентября 2020 года, к труду с 11 сентября 2020 года. Затем лист нетрудоспособности с 5 октября 2020 года по 21 октября 2020 года.
Согласно справки о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случае на производстве НОМЕР, истица проходила лечение с 20 февраля 2020 года по 17 июля 2020 года с диагнозом: ««ТРАВМА» последствия несчастного случая на производстве, выписана с выздоровлением. Истица указывает, что болевые ощущения остаются до настоящего времени, она ограничена в движении, не может вести привычный образ жизни, вынуждена носить корсет, что доставляет также неудобства. Длительное время за ней ухаживал супруг и дочь, поскольку обслуживать она себя сама не могла.
Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего имущественного ущерба.
Частью 2 статьи 1101 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
Причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения
Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего.
При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ).
С учетов вышеприведенных норм права, принимая во внимание, что истцу причинены физические страданий, учитывая тяжесть произошедшего несчастного случая, длительность лечения, трудоспособный возраст потерпевшего, её семейное положение, то обстоятельство, что болевые ощущения сохраняются до настоящего времени, также то, что ответчиком принимались меры для возмещения ущерба в добровольном порядке путем приобретения медикаментов, суд считает возможным взыскать с компенсацию морального вреда в сумме 400 000 рублей.
В остальной части исковых требований Клюка Ф.Ш. к АО «КМЗ» отказать.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку Клюка Ф.Ш. при подаче иска была освобождена от уплаты госпошлины, её исковые требования в части были заявлены обосновано, то с ответчика, исходя из положений пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, следует взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 193-199 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Акционерного общества «Копейский машиностроительный завод» ИНН 7411005872 ОГРН 1027400775819 в пользу Клюка Ф.Ш. ДАТА года рождения компенсацию морального вреда в сумме 400 000 рублей, в остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с АО «Копейский машиностроительных завод» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в челябинский областной суд через Копейский городской суд в течение месяца в апелляционном порядке.
Председательствующий судья А.В. Лебедева