Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-465/2024 от 07.05.2024

    Дело № 5-465/2024

64RS0048-01-2024-002041-48

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

4 июня 2024 года                                 город Саратов

    

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Цукановой Е.П.,

при секретаре судебного заседания Никишиной В.В.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении первого заместителя министра сельского хозяйства Саратовской области Уполовникова Дмитрия Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес> ФИО1 <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, <адрес>., по факту совершения правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

06.05.2024 в отношении первого заместителя министра сельского хозяйства Саратовской области Уполовникова Д.А. составлен протокол № 34 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), согласно которому в соответствии со ст. 10 Закона Саратовской области от 27.09.2011 № 125-ЗСО «О Счетной палате Саратовской области», пунктом 2.4.3 Плана работы Счетной палаты Саратовской области на 2023 год, утвержденного решением коллегии Счетной палаты области от 26.12.2022 № 12-к, в министерстве сельского хозяйства Саратовской области (далее ? Министерство) проведено контрольное мероприятие: «Проверка использования средств областного бюджета, направленных на реализацию государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области» в части мероприятий по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в области молочного животноводства» за 2022 год, в ходе которого проверялись бухгалтерские, отчетные документы и иные документы, содержащие данные о деятельности объекта проверки (должностных лиц), по результатам мероприятия установлено следующее.

Постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2018 № 750-П «О государственной программе Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области» (далее – Государственная программа) утверждена подпрограмма 1 «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

В нарушение требований подраздела 3.3 раздела 3 Положения № 187-П и пункта 3.2.6. Соглашений, Министерством, при предоставлении в октябре 2022 года данной Субсидии в сумме 30 042 047,43 руб. не соблюдено условие предоставления субсидии, предусматривающее увеличение сельскохозяйственными товаропроизводителями объема производства молока в текущем 2022 финансовом году по отношению к 2021 году - году, предшествующему текущему финансовому году.

В связи с чем, в действиях должностного лица Министерства имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ ? нарушение порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 КоАП РФ.

Уполовников Д.А. в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

Исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о виновности Уполовникова Д.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ административным правонарушением является нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ:

главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), указанный в ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета;

ведомственной структурой расходов бюджета является распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о соответствующем бюджете, по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов.

Согласно п. 2 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ перечень главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

В соответствии со статьей 10 Закона Саратовской области от 27.09.2011 № 125-ЗСО «О Счетной палате Саратовской области», пунктом 2.4.3 Плана работы Счетной палаты Саратовской области на 2023 год, утвержденного решением коллегии Счетной палаты области от 26.12.2022 № 12-к, на основании приказа Счетной палаты Саратовской области от 22.12.2023 № 126-од «О проведении контрольного мероприятия» в министерстве сельского хозяйства Саратовской области (410012, г.Саратов, ул. Университетская, зд.45/51, стр.1) контрольной группой Счетной палаты Саратовской области в период с 25.12.2023 по 04.04.2024 проведено контрольное мероприятие «Проверка использования средств областного бюджета, направленных на реализацию государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области» в части мероприятий по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в области молочного животноводства» за 2022 год, в ходе которого проверялись бухгалтерские, отчетные документы и иные документы, содержащие данные о деятельности объекта проверки (должностных лиц).

Постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2018 № 750-П «О государственной программе Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области» (далее – Государственная программа) утверждена подпрограмма 1 «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

Законом Саратовской области от 02.12.2021 № 140-ЗСО «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (с изменениями) (далее – Закон № 140-ЗСО) Министерству были утверждены бюджетные ассигнования по Государственной программе в части подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» в части мероприятия «Поддержка сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства», в том числе:

- по целевой статье (программная статья) 5 Г 1 10 W5082 мероприятие «Средства для достижения показателей результативности по повышению продуктивности в молочном скотоводстве» в размере 50 000 000,0 руб. из них за счет средств областного бюджета на возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на произведенное коровье молоко (на 1 килограмм произведенного коровьего молока) предоставлены сельскохозяйственным товаропроизводителям на общую сумму 30 042 047,43 руб.

В целях реализации Государственной программы приняты следующие нормативные правовые документы, действовавшие в проверяемом периоде:

постановление Правительства Саратовской области от 22.04.2016 № 187-П «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства» (далее – Положение № 187-П);

приказ Министерства от 25.04.2022 № 97-пр «О реализации постановления Правительства Саратовской области от 22 апреля 2016 года № 187-П «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства по подотрасли животноводства и на стимулирование развития приоритетных направлений животноводства» (далее – Приказ № 97-пр).

Перечисленные нормативные правовые акты определяют категории и критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей, физических лиц (граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), имеющих право на получение субсидий, цели, условия предоставления и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В проверяемом периоде субсидия была предоставлена 47 получателям на общую сумму 30 042 047,43 руб. за счет средств областного бюджета на возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на произведенное коровье молоко (на 1 килограмм произведенного коровьего молока).

Согласно Положению № 187-П предусмотрено, что субсидия предоставляется на возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на 1 килограмм произведенного коровьего молока в текущем финансовом году:

1) при наличии у сельскохозяйственных товаропроизводителей по состоянию на 1 января текущего финансового года 30 и более молочных коров;

2) при наличии у сельскохозяйственных товаропроизводителей поголовья коров по состоянию на первое число месяца их обращения в Министерство за предоставлением субсидии;

3) при достижении уровня молочной продуктивности коров в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей 3 000 кг на 1 корову за отчетный год;

4) при увеличении объема производства молока в текущем финансовом году по отношению к году, предшествующему текущему финансовому году.

Пунктом 12 Положения № 187-П предусмотрено, что результаты предоставления субсидии и показатели, необходимые для достижения значений результатов предоставления субсидии, приведены в приложении № 1 к Положению № 187-П, где установлен показатель - прирост объема производства молока в отчетном финансовом году по отношению к году, предшествующему отчетному финансовому году, килограмм.

Результат предоставления субсидии должен быть достигнут получателем субсидии на 1 января года, следующего за отчетным финансовым годом. Отчет о достижении значений результатов предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, получатель субсидии представляет в Министерство не позднее 25 января года, следующего за текущим финансовым годом, по форме, определенной типовой формой соглашения.

С сельскохозяйственными товаропроизводителями Министерство заключило Соглашения о предоставлении за счет средств областного бюджета субсидии:

в целях возмещения части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) Получателя на произведенное коровье молоко;

в целях реализации Получателем следующих проектов (мероприятий): средства для достижения показателей результативности по повышению продуктивности в молочном скотоводстве (на произведенное коровье молоко) (далее – Соглашение).

Соглашения от имени Министерства подписано первым заместителем министра сельского хозяйства области Уполовниковым Д.А.

В Соглашении предусмотрены аналогичные условия для предоставления субсидии на возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на 1 килограмм произведенного коровьего молока в текущем финансовом году, что и в Положении № 187-П, а именно:

1) при наличии у сельскохозяйственных товаропроизводителей по состоянию на 1 января текущего финансового года 30 и более молочных коров;

2) при наличии у сельскохозяйственных товаропроизводителей поголовья коров по состоянию на первое число месяца их обращения в Министерство за предоставлением субсидии;

3) при достижении уровня молочной продуктивности коров в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей 3 000 кг на 1 корову за отчетный год;

4) при увеличении объема производства молока в текущем финансовом году по отношению к году, предшествующему текущему финансовому году.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями представлены в Министерство сведения (по форме, предусматривающей, в том числе сведения, о наличии поголовья коров, объемах производства молока, молочной продуктивности за период 2021 и 2022 годы, утвержденной Приказом № 97-пр) об объемах молока для предоставления субсидии.Исходя из условия, предусмотренного подпунктом 4 части второй подраздела 3.3. раздела 3 Положения № 187-П, принимая во внимание данные таблицы, увеличение объема производства молока за 5 месяцев 2022 года по отношению к 2021 году не установлено.

Однако, подпунктом 4 части второй подраздела 3.3. раздела 3 Положения № 187-П предусмотрено, что для участия в отборе предоставляются, в том числе, сведения о наличии поголовья коров, объемах производства молока, молочной продуктивности по установленной Министерством форме.

Согласно приложению 35 к Приказу № 97-пр размер (ставки) субсидии на предоставление в 2022 году субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на произведенное коровье молоко (на 1 килограмм произведенного коровьего молока) составил 0,58 рублей.

На основании представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями данных Министерство предоставило субсидию сельскохозяйственным товаропроизводителям за период апрель – август 2022 года 30 042 047,43 руб.

Следует отметить, что условием предоставления субсидии является достижение уровня молочной продуктивности коров в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей 3000 кг на 1 корову за отчетный год (подпункт 3 части первой подраздела 3.3. раздела 3 Положения № 187-П и пункт 3.2.5. Соглашений).

Подпунктом 4 части первой подраздела 3.3. раздела 3 Положения № 187-П и пунктом 3.2.6. Соглашений установлено, что условием предоставления субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям является увеличение объема производства молока в текущем финансовом году по отношению к году, предшествующему текущему финансовому году, то есть увеличение объема производства молока в 2022 году по отношению к 2021 году.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации отчетный финансовый год - год, предшествующий текущему финансовому году; текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Учитывая изложенное, фактически Министерством предоставлена субсидия не за весь текущий 2022 год, а лишь за отдельный период 2022 года, а именно за апрель – август 2022 года.

Таким образом, поскольку указанная субсидия предоставлялась сельскохозяйственным товаропроизводителям за период апрель - август 2022 года, согласно представленным Сведениям о наличии поголовья коров, объемах производства молока, молочной продуктивности по состоянию за 2021 год и за пять месяцев 2022 года, то сопоставить данные об увеличении объема производства молока в 2022 году (по состоянию за пять месяцев 2022 года) по отношению к 2021 году не представляется возможным.

Исходя из аналогичных требований при предоставлении субсидии, указанных в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, сведения о молочной продуктивности коров предоставляются за отчетный финансовый год и год, предшествующий отчетному финансовому году.

То есть при предоставлении Министерством субсидии в текущем 2022 году отчетным по отношению к нему должен был являться не отдельный период 2022 года, а 2021 год, а годом, предшествующим отчетному финансовом году – 2020 год. Лишь в этом случае возможно достоверно определить соблюдение условия предоставления субсидии «увеличение объема производства молока» за равнозначные периоды – 2021 и 2020 годы.

Таким образом, Министерству следовало при разработке проекта Положения № 187-П и, как следствие, Приказа № 97-пр учитывать данные нормы в целях установления выполнимых условий предоставления рассматриваемой субсидии.

Несмотря на это (невозможность сопоставления объема производства молока за пять месяцев 2022 года по отношению к 2021 году) Министерством было принято решение о предоставлении данной субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям.

В целях выяснения данного вопроса в ходе контрольного мероприятия Счетной палатой области был направлен запрос (письмо от 28.03.2024 № 06-49/457) с просьбой пояснить каким образом Министерство определяло увеличение объема производства молока в текущем финансовом году (в 2022 году – в году предоставления субсидии) по отношению к году, предшествующему текущему финансовому году (2021 году), а также указать механизм либо формулу расчета, применяемые Министерством для определения увеличения объема производства молока исходя из предоставленных заявителем (получателем субсидии) сведений, при определении его соответствия условиям предоставления рассматриваемой субсидии. При наличии соответствующей методики либо порядка расчета в целях определения увеличения объема производства молока, применяемой Министерством, необходимо было предоставить данный документ.

Согласно ответу на запрос (письмо от 29.03.2024 № 05-01-24-1762) Министерство направило следующие пояснения: «Согласно постановлению Правительства Саратовской области от 22.04.2016 года № 187-П «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства по подотрасли животноводства и на стимулирование развития приоритетных направлений животноводств» показатель «прирост объема производства молока», являлся результатом предоставления субсидии «на возмещение части затрат на произведенное коровье молоко». Плановое значение показателя по увеличению объема производства молока для каждого заявителя рассчитывалось индивидуального исходя из прироста за последние 5 лет в соответствии с условиями Соглашения с Минсельхозом России. Данные о фактическом производстве молока за 5 лет предоставлялись заявителями (на основании предоставленных ими отчетов в Саратовстат), которые несут полную ответственность за достоверность предоставляемых данных».

Из данного ответа следует, что в Министерстве отсутствовал механизм либо формула расчета, используемые для определения увеличения объема производства молока исходя из предоставленных заявителем (получателем субсидии) сведений, при определении его соответствия условиям предоставления рассматриваемой субсидии.

Также можно сделать вывод о том, что показатель «прирост объема производства молока» Министерством рассматривался только как результат предоставления субсидии «на возмещение части затрат на произведенное коровье молоко», а не одно из условий предоставления данной субсидии.

Таким образом, в нарушение требований подраздела 3.3 раздела 3 Положения № 187-П и пункта 3.2.6. Соглашений, Министерством, при предоставлении в октябре 2022 года данной Субсидии в сумме 30 042 047,43 руб. не соблюдено условие предоставления субсидии, предусматривающее увеличение сельскохозяйственными товаропроизводителями объема производства молока в текущем 2022 финансовом году по отношению к 2021 году - году, предшествующему текущему финансовому году.

Министерство осуществляет деятельность на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 17.11.2006 № 354-П «Вопросы министерства сельского хозяйства Саратовской области» (далее – Положение № 354-П), согласно которому Министерство является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственное управление в агропромышленном комплексе области, включающее в себя функции по реализации системы мер в области: растениеводства, животноводства, товарного рыбоводства, мелиорации земель, плодородия почв, формирования и функционирования рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, пищевой и перерабатывающей промышленности, производства и оборота этилового спирта из пищевого сырья, социального обустройства сельских территорий; обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением герба области и своим наименованием, штампы и бланки установленного образца, лицевые счета получателя бюджетных средств и иные счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.

Согласно Положению № 354-П Министерство осуществляет следующие основные задачи: осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работ по включению в государственные программы объектов, предполагаемых к финансированию за счет средств областного бюджета, обеспечивает реализацию этих программ и эффективное использование бюджетных средств; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.

Согласно Положению № 354-П министр, а также другие должностные лица Министерства несут персональную ответственность за: целевое использование выделенных в распоряжение Министерства бюджетных средств; достоверность и своевременное предоставление установленной отчетности и иной информации, связанной с исполнением бюджета; эффективное использование бюджетных средств.

Разделом 3 Должностного регламента первого заместителя министра сельского хозяйства Саратовской области от 03.11.2020 предусмотрено, что государственный гражданский служащий области в соответствии с задачами и функциями министерства и возложенными на него обязанностями координирует и контролирует работу: управления растениеводства, технической политики, правовой, ГИС - технологий, мелиорации и социального обустройства села, управления развития животноводства, управления развития пищевой и перерабатывающей промышленности, управления экономической политики, управления финансовой политики, отдела бухгалтерского учета и контроля через отраслевых заместителей министра сельского хозяйства Саратовской области; осуществляет контроль за выполнением Государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Саратовской области».

Распоряжением Губернатора Саратовской области от 21.01.2021 № 38-р Уполовников Дмитрий Александрович назначен на должность первого заместителя министра сельского хозяйства Саратовской области.

Вина Уполовникова Д.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, подтверждается письменными доказательствами, не вызывающими сомнений у суда, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 06.05.2024 № 34; копией акта по результатам контрольного мероприятия от 04.04.2024 и другими материалами дела.

Оценив в совокупности все представленные доказательства, судья приходит к выводу о том, что в действиях Уполовникова Д.А. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Назначая Уполовникова Д.А. наказание, судья учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.

Учитывая вышеизложенное, судья полагает возможным назначить Уполовниковуа Д.А. административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ч. 1 ст. 15.15.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья,

ПОСТАНОВИЛ:

    

Уполовникова Дмитрия Александровича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, перечислив на следующие реквизиты: УИН 0320144588916521140883114, УФК по Саратовской области (Счетная палата Саратовской области), ИНН 6450033110, КПП 645501001, казначейский счет 03100643000000016000, Банк получателя: Отделение Саратов Банка России // УФК по Саратовской области г. Саратов, БИК 016311121, ЕКС банка получателя 40102810845370000052, ОКТМО 63701000, КД 032 1 16 01156 01 0000 140, представив квитанцию об оплате штрафа в адрес Фрунзенского райлнного суда г. Саратова.

Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня его получения.

Судья                                  Е.П. Цуканова

5-465/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
Уполовников Дмитрий Александрович
Суд
Фрунзенский районный суд г. Саратова
Судья
Цуканова Екатерина Павловна
Статьи

ст.15.15.5 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
fr--sar.sudrf.ru
08.05.2024Передача дела судье
13.05.2024Подготовка дела к рассмотрению
04.06.2024Рассмотрение дела по существу
26.06.2024Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее