Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4323/2020 от 28.07.2020

                                            

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ      город Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,

при секретаре судебного заседания ФИО6,

с участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО7, действующего по устному ходатайству,

3-его лица ФИО17,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ФИО1 к управлению жилищных отношений администрации г. Перми о возложении обязанности признать жилое помещение – многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу, предоставить в собственность жилое помещение взамен аварийного,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском, с учетом уточненного искового заявления просит возложить обязанность на управление жилищных отношений администрации г. Перми признать жилое помещение – многоквартирный дом, находящийся по адресу: <Адрес>, аварийным и подлежащим сносу; предоставить семье истца вне очереди на праве собственности жилое помещение, взамен жилого помещения признанного аварийным, подлежащим сносу, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям <Адрес>, и находящееся в черте <Адрес>. В обоснование требований указано, что истец является одним из собственников жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <Адрес>. Мать истца, ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по общему списку с составом семьи <данные изъяты>. Жилые помещения в <Адрес> многоквартирного <Адрес> признаны непригодными для проживания. Полагает, что многоквартирный дом должен быть признан аварийным и подлежащим сносу, семье истца должно быть предоставлено вне очереди на праве собственности жилое помещение. Также заявлены требования о взыскании расходов по оплате государственной пошлины.

В судебном заседании истец, его представитель, третье лицо ФИО16 поддержали исковые требования, просили их удовлетворить в полном объеме. Истец пояснила, что ей принадлежит часть жилого помещения. <данные изъяты> Иного жилого помещения у истца и членов ее семьи не имеется для проживания. Дом по <Адрес> рушится. Возможности улучшить жилищные условия у истца нет.

Представитель ответчика администрации г. Перми в судебное заседание не явилась, направила отзыв на исковое заявление, в котором просит провести судебное заседание без ее участия, указывает, что жилой дом по <Адрес>, признан непригодным для проживания ДД.ММ.ГГГГ, включен в реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и аварийных многоквартирных домов, не включен ни в региональную адресную программу, ни в муниципальную адресную программу по переселению граждан г. Перми из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, в адресный перечень многоквартирных домов планируемых к сносу или реконструкции муниципальной адресной программы по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий г. Перми. Кроме того, доказательств того, что истец состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма и признана малоимущей не представлено.

Третьи лица, в суд не явились, представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещались в порядке, предусмотренном законом. От Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми поступило заявление, в котором представитель просит провести судебное заседании в ее отсутствие.

Ранее от управления жилищных отношений администрации г. Перми поступил отзыв на исковое заявление аналогичный отзыву администрации г. Перми, в котором представитель просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований (л.д. 116).

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав истца, его представителя, третье лицо ФИО16, изучив материалы гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего.

В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, оценка и обследование помещения в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются создаваемой в этих целях межведомственной комиссией (далее - комиссия). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных данным Положением.

Пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) предусмотрено, что для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в данном Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в данном Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

По смыслу пункта 52 Положения на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, которое наряду с заключением межведомственной комиссии может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией.

В судебном заседании установлено, что <данные изъяты> на основании договора дарения комнаты от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/2 у каждой) жилое помещение – <данные изъяты> жилого дома по адресу: <Адрес> (л.д. 15,16). По указанному адресу зарегистрированы: <данные изъяты>

<данные изъяты>

ФИО13 состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ по общему списку с составом семьи <данные изъяты> Номер очереди , что следует из ответа управления жилищных отношений администрации г. Перми в адрес ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-22).

ДД.ММ.ГГГГ актом по результатам обследования помещения по адресу: <Адрес>, установлено, что многоквартирный дом ДД.ММ.ГГГГ постройки, износ по данным ЦТИ составляет 55%. Самовольное переоборудование <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ заключением межведомственной комиссии администрации <данные изъяты> принято решение о выявлении оснований для признания помещении <Адрес> многоквартирном <Адрес> непригодными для проживания (л.д. 20).

Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения в <Адрес> признаны непригодными для проживания (л.д. 83).

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного <Адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам жилых помещений предписано снести аварийный дом в течение 6 месяцев с даты получения уведомления, отделу расселения жилищного фонда принять меры по отселению граждан в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Права собственника жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке ст. 32 ЖК РФ.

Положениями ст. 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Как следует из материалов дела, жилой дом, распложенный по адресу: <Адрес> установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу.

Вместе с тем, признание <Адрес> аварийным и подлежащим сносу, не свидетельствует о возможности удовлетворения исковых требований о предоставлении жилого помещения в собственность, исходя из следующего.

Права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

По смыслу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения допускается как путем заключения соглашения о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в подп. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Как установлено в судебном заседании, предусмотренное ч. 8 ст. 32 ЖК РФ соглашение о предоставлении истцу какого-либо жилого помещения (в собственность или на условиях социального найма) взамен принадлежащего истцу на праве общей долевой собственности, находящегося в доме признанном аварийным и подлежащим сносу, между истцом и ответчиком отсутствует, данный дом ни в региональную, ни в муниципальную адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включался.

Доказательств того, что все собственники жилых помещений получили копию распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств того, что всеми собственниками принято решение об отказе от сноса аварийного дома или его реконструкции.

Помимо изложенного выше, суд учитывает, что в материалы дела не представлено доказательств принятия компетентными органами решения по изъятию земельного участка под многоквартирным домом и принадлежащего истцу на праве общей долевой собственности жилого помещения в этом доме.

Таким образом суд полагает, что предъявление настоящих требований носит преждевременный характер, поскольку изъятию жилого помещения предшествует процедура, предусмотренная положениями ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, которая в настоящее время еще только начата.

Указание истца на невозможность проживания в данном доме не может служить правовым основанием для удовлетворения иска о предоставлении другого жилого помещения, поскольку права собственников жилого помещения, находящегося в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите только в виде выплаты возмещения за такое жилое помещение, что прямо вытекает из содержания ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

Помимо этого, доказательств невозможности проживания, угрозы жизни и здоровью в связи с проживанием в жилом помещении по адресу: <Адрес>, не представлено.

Кроме того, в соответствии с Положением об управлении жилищных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 213, в функции управления жилищных отношений администрации г. Перми не входит решение вопроса о предоставлении иного жилого помещения взамен аварийного, поскольку распоряжение муниципальной собственностью в виде жилых помещений осуществляет администрация г. Перми, в связи с чем требования к управлению жилищных отношений администрации г. Перми о предоставлении жилого помещения заявлены не обоснованно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к управлению жилищных отношений администрации <Адрес> о возложении обязанности признать жилое помещение – многоквартирный дом по адресу: <Адрес> аварийным и подлежащим сносу, предоставить в собственность жилое помещение взамен аварийного, оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий     <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-4323/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Котельникова Руслана Челеповна
Ответчики
Администрация г. Перми
Управление жилищных отношений администрации г. Перми
Другие
Челепович Рустам Оглы
Сюткина Оксана Челеповна
Балаевич Челеп Оглы
Сюткина Яна Эдуардовна
Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г. Перми
Муниципальное образование "Город Пермь" в лице администрации города Перми
Решетникова Фатима Челеповна
Челеповна Зухра Оглы
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Чикулаева И.Б.
Дело на странице суда
lenin--perm.sudrf.ru
28.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
29.07.2020Передача материалов судье
30.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.09.2020Предварительное судебное заседание
26.10.2020Судебное заседание
02.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2020Дело оформлено
03.12.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее