Уникальный идентификатор дела
№ 92RS0002-01-2022-000852-83
Производство № 2-2020/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июля 2022 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Котешко Л.Л.,
при секретаре судебного заседания - Петрушечкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Данильчука Игоря Афанасьевича к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права пользования жилым помещением и понуждении заключить договор социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Данильчук И.А. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просит признать за ним право пользования жилым помещением - квартирой <адрес> в г.Севастополе и обязать Департамент капитального строительства г.Севастополя заключить договор социального найма квартиры.
Исковые требования мотивированы тем, что истец проживает в указанной квартире, в которую вселился на основании решения Севастопольской городской государственной администрации от 26.07.20012 №444-ОД и служебного ордера №41 серии 50 от 27.07.2012. Указанное жилое помещение внесено в реестр государственной собственности г.Севастополя распоряжением от 20.05.2021 2496-РДИ Департамента капитального строительства г.Севастополя, в связи с чем утратило статус специализированного жилого помещения. В ноябре 2021 года истец обратился к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма, однако ему было отказано. Считает отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы.
Стороны и участники процесса в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили.
12.05.2022 от ответчика поступили письменные возражения на исковые требования по доводам, изложенным в решении об отказе от 23.11.2021.
Согласно ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не предоставлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными.
С учетом положений ст. 167 ГПКРФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Данильчук И.А. вселился в квартиру <адрес> в г.Севастополе на основании решения Севастопольской городской государственной администрации от 26.07.20012 №444-ОД и служебного ордера №41 серии 50 от 27.07.2012 Указанная квартира на день вселения относилась к специализированному жилому фонду, являлась служебной и предоставлялась истцу на период прохождения военной службы в Вооружённых силах Украины в г.Севастополе.
18.03.2014 город Севастополь был принят в состав Российской Федерации.
20.05.2021 распоряжением №2496-РДИ Департамента капитального строительства г.Севастополя спорная квартира включена в реестр собственности г.Севастополя, балансодержатель - казна.
13.10.2021 истец обратился к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма указанного жилого помещения.
23.11.2021 уведомлением №8759/01-05-01.1-46/02/21 Департаментом капитального строительства города Севастополя отказано в предоставлении государственной услуги "Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда г.Севастополя на жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: г.Севастополь, <адрес> поскольку Данильчук И.А. представил неполный пакет документов, подтверждающих право пользования жилым помещением.
В соответствии со ст.ст. 60, 62 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нпнимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нём на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Предметом договора социального найма должно быть изолированное жилое помещение.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Севастополя от 05.06.2019 №507-ЗС "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя" включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением с отнесением такого жилого помещения к определённому виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решения уполномоченного органа.
Отсутствие договора социального найма, а также решения уполномоченного органа об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами указанных документов.
В соответствии со статьей 2 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Статьей 12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения
Согласно статье 23 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.
Поскольку истец был вселён в спорное жилое помещение до принятия города Севастополя в Российскую Федерацию, то в данном случае необходимо руководствоваться нормами материального права, действовавшими на тот период времени, то есть Жилищным кодексом Украинской ССР.
В силу ст. 118 Жилищного кодекса Украинской ССР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работ или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения, как правило, выделяются отдельные квартиры.
В соответствии со ст. 121 Жилищного кодекса Украинской ССР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, организации, учреждения, правления колхоза, органа управления иной кооперативной или иной общественной организации.
На основании решения о предоставлении служебного жилого помещения исполнительный комитет районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов выдает гражданину специальный ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (ст. 122 Жилищного кодекса Украинской ССР).
Таким образом, право пользования спорным жилым помещением возникло у истца в соответствии с ранее действовавшим на территории г.Севастополя жилищным законодательством Украины.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" №189-ФЗ от 19.12.2004, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Верховный суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утверждённом постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 г (вопрос 21) разъяснил, что факт принятия решения о передаче служебных помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Спорное жилое помещение, в силу п. 2 ч. 1 ст.2 закона Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014, является собственностью г. Севастополя, внесено в реестр собственности г. Севастополя.
В соответствии с ч. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно дефиниции ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городское поселение – это город или посёлок, в которых местное самоуправление осуществляется непосредственно населением и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Правительство Севастополя учреждено законом города Севастополя №5-ЗС от 30.04.2014 «О Правительстве Севастополя».
Таким образом, учитывая приведенные нормы права, принятое недвижимое имущество в собственность г. Севастополя, ранее принадлежащее, независимо от государственной регистрации прав, на территории г. Севастополя, до 18.03.2014, на праве государственной и коммунальной собственности Украины, является собственностью города Севастополя, в связи с чем спорное жилое помещение утратило статус служебного, что позволяет суду прийти к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и их удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Исковые требования Данильчука Игоря Афанасьевича к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права пользования жилым помещением и понуждении заключить договор социального найма жилого помещения удовлетворить.
Признать за Данильчуком Игорем Афанасьевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования квартирой <адрес> в г.Севастополе, кадастровый номер №.
Обязать Департамент капитального строительства г. Севастополя (ИНН 9204003373) заключить с Данильчуком Игорем Афанасьевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН №, договор социального найма квартиры<адрес> в г.Севастополе, кадастровый номер №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд в течение одного месяца со дня со дня принятия решения в окончательной форме через Гагаринский районный суд города Севастополя.
Решение суда в окончательной форме изготовлено19.07.2022.
Председательствующий –