Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-262/2023 от 21.04.2023

мировой судья Паршинцева Т.А.

Дело №12-262/2023

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

г.Йошкар-Ола 23 мая 2023 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Ермолаева М.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ласточкиной Ирины Аркадьевны на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №12 (мировой судья судебного участка №13) Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 05 апреля 2023 года (резолютивная часть от 03 апреля 2023 года), по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №12 (мировой судья судебного участка №13) Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 05 апреля 2023 года (резолютивная часть от 03 апреля 2023 года) Ласточкина И.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренном статей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

В жалобе, поданной в Йошкар-Олинский городской суд, Ласточкина И.А. просит отменить постановление мирового судьи, производство по делу прекратить, указав, что необходимости в перенаправлении обращения Н.С.С. по тем же основаниям в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав <иные данные> не было, действия М.М.В. о нарушении ею прав заявителя по участию в воспитании ребенка, Комиссией уже были рассмотрены. Во исполнение возложенных на нее приказом управления образования от 24 января 2023 года №30-к полномочий, она временно исполняла обязанности заместителя начальника управления образования, в должностные обязанности которой, согласно п.3.24.5 должностной инструкции заместителя входит подписание исходящих писем управления образования, ответов на заявления (обращения) граждан (организаций) по курируемым направлениям деятельности. В данном случае она лишь подписала ответ Н.С.С., рассмотрение которого осуществлялось иным служащим. Проект ответа ей был представлен на подпись после истечения 7-дневного срока для его перенаправления непосредственно перед подписанием. Также указывает, что проект ответа предварительно прошел правовую экспертизу, письменное согласование с юрисконсультом управления образовании, курирующим вопросы опеки и попечительства, подпись которого имеется на первом экземпляре ответа. Мировым судьей было отказано в применении в отношении нее прекращения производства по делу в связи с малозначительностью, указав, что с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий, совершенное действие не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, поскольку требования Н.С.С. о защите его прав как родителя уже были рассмотрены, а также указал на угрозу охраняемым общественным интересам, выраженную в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей.

Ласточкина И.А. в судебном заседании жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

Потерпевший Н.С.С., извещенный надлежаще, в суд не явился, считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Ст.помощник прокурора г.Йошкар-Олы Е.Ю.А. в судебном заседании полагала, что постановление мирового судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменению не имеется, поскольку Ласточкина И.А. обоснованно привлечена к административной ответственности.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

Статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 данного Кодекса.

В соответствии со ст.33 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Требования к порядку рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, установлены Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - ФЗ №59-ФЗ).

Федеральным законом №59-ФЗ, согласно положениям ч.1 ст.1, регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В соответствии со ст.5 ФЗ №59-ФЗ, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в числе прочего, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В соответствии со ст.10 ФЗ №59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Как усматривается из материалов дела и установлено судьей, 17 января 2023 года в Управление образования администрации городского округа «<адрес>» поступило обращение Н.С.С. по вопросу проведения проверки действий его супруги М.М.В., возбуждения в отношении нее дела об административном правонарушении в связи с лишением его права на общение с дочерью, в случае необходимости передачи его обращения по подведомственности при необходимости, определения порядка его общения с дочерью.

Согласно ответу от 27.01.2023 г. исх., подписанному Ласточкиной И.А., на обращение Н.С.С., разъяснено в т.ч., что проведение проверок по указанным в обращении обстоятельствам, применение мер по защите прав родителей, не входит в полномочия органа опеки и попечительства.

В прокуратуру г.Йошкар-Олы 22 февраля 2023 года поступила жалоба Н.С.С. на бездействие Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», просит привлечь виновных должностных лиц, нарушивших его право на обращение в государственный орган.

По жалобе Н.С.С. от 22 февраля 2023 года прокуратурой города Йошкар-Олы проведена проверка.

15 марта 2023 года заместителем прокурора г.Йошкар-Олы Республики Марий Эл вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которому, в действиях начальника отдела социальной защиты и охраны прав детства администрации городского округа «Город Йошкар- Ола» Ласточкиной И.А. имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ.

В соответствии с ч.3 ст.8 ФЗ №59-ФЗ, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в ч.4 ст. 11 настоящего Федерального закона.

Доводы Ласточкиной И.А. об отсутствии необходимости перенаправления обращения Н.С.С. в органы полиции и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав <иные данные> по месту жительства М.М.В., поскольку по аналогичному обращению проводилась проверка, являются не состоятельны. Должностным лицом данный вывод сделан после телефонного разговора с М.М.В., при этом на дату дачи ответа по обращению (27 января 2023 года), комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав <иные данные> не было принято решение по обращению Н.С.С. 17 января 2023 года в МО МВД России «<иные данные>», должностным лицом соответствующие сведения не запрашивались ни с МО МВД России «Медведевский», ни с комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <иные данные>, не проверялся факт подачи Н.С.С. идентичности заявлений.

Судом исследованы постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Медведевского муниципального района РМЭ от 27 декабря 2022 года (л.д.35) и от 31 января 2023 года (л.д.65).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства и содержание ответа Ласточкиной И.А. от 27 января 2023 года, обращение Наговицына С.С. от 17 января 2023 года в установленный законом 7-дневный срок подлежало направлению для рассмотрения в компетентные органы (МО МВД России «Медведевский», комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Медведевского муниципального района РМЭ) для проведения проверки изложенных в обращении фактов и решения вопроса о привлечении к ответственности виновного лица, что не было сделано должностным лицом Ласточкиной И.А..

Поручение Ласточкиной И.А. подготовки ответа на обращение Н.С.С. консультанту отдела Ш.И.И., не снимает с нее обязанность своевременного и законного рассмотрения обращения граждан, что предусмотрено должностной инструкцией начальника отдела социальной защиты и охраны прав детства управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно приказу и.о. руководителя Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 08.02.2022 г. Ласточкина И.А. назначена на должность начальника отдела социальной защиты и охраны прав детства.

В силу п.3.13 должностной инструкции начальника отдела социальной защиты и охраны прав детства Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в его обязанности входит рассмотрение писем, заявлений и жалоб граждан, своевременное решение поставленных в них вопросов.

Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: заявлением Н.С.С., ответом Управления образования администрации ГО «Город Йошкар-Ола» от 27.01.2023 г., жалобой Н.С.С. от 16.02.2023 г., объяснениями Ласточкиной И.А., объяснениями Ш.И.И., которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Выводы мирового судьи о наличии в действиях Ласточкиной И.А. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются верными.

Постановление о привлечении Ласточкиной И.А. к административной ответственности в части нарушения прав Н.С.С. по его обращению вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Доводы жалобы заявителя о возможности применения положений о малозначительности были предметом рассмотрения мировым судьей и обоснованно отклонены по основаниям, изложенным в указанном судебном акте. Условие отсутствия существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, которое является необходимым для применения положений о малозначительности, с учетом обстоятельств настоящего дела, характера нарушения и пренебрежительного отношения должностного лица к исполнению своих обязанностей в сфере рассмотрения обращения граждан, материалами дела не подтверждается.

В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По настоящему делу существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей.

Таким образом, основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения должностного лица от административной ответственности отсутствуют.

Каких либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.

Иные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях Ласточкиной И.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Административное наказание назначено Ласточкиной И.А. по правилам, установленным статьями 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере санкции статьи 5.59 названного Кодекса.

При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №12 (мировой судья судебного участка №13) Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 05 апреля 2023 года (резолютивная часть от 03 апреля 2023 года) в отношении Ласточкиной И.А. отменено быть не может.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №12 (мировой судья судебного участка №13) Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 05 апреля 2023 года (резолютивная часть от 03 апреля 2023 года), в отношении Ласточкиной Ирины Аркадьевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Ласточкиной И.А. – без удовлетворения.

Решение в законную силу вступает со дня вынесения.

Судья- Ермолаева М.Л.

12-262/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Ласточкина Ирина Аркадьевна
Суд
Йошкар-Олинский городской суд Республики Мари Эл
Судья
Ермолаева М.Л.
Статьи

ст.5.59 КоАП РФ

Дело на странице суда
yoshkarolinsky--mari.sudrf.ru
21.04.2023Материалы переданы в производство судье
24.04.2023Истребованы материалы
27.04.2023Поступили истребованные материалы
23.05.2023Судебное заседание
24.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее