<данные изъяты>
УИД: 66RS0044-01-2023-005528-15
Дело № 2-390/2024
Мотивированное решение изготовлено судом 25 января 2024 года
(с учетом выходных дней 20.01.2024 и 21.01.2024)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 января 2024 года
Первоуральский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего Кутенина А.С.,
при секретаре Беляевских К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-390/2024 по иску прокурора г. Первоуральска Свердловской области, действующего в защиту интересов Мартьяновой Марии Сергеевны к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобрести (построить) жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 5 о возложении обязанности обеспечить подписание договора,
УСТАНОВИЛ:
прокурор г. Первоуральска Свердловской области, действующий в защиту интересов Мартьяновой М.С. обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобрести (построить) жилое помещение общей площадью не менее учетной нормы, находящееся в черте г. Первоуральска и отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам и предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированого жилого помещения Мартьяновой М.С., возложении обязанности на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 5 обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения Мартьяновой М.С., которой распределено жилое помещение, в течение 5 рабочих дней от даты подписания договора специализированного жилого помещения, подписанные экземпляры договора возвратить в Фонд жилищного строительства.
В обоснование заявленного иска указано, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Мартьяновой М.С. по факту нарушения жилищных прав. Установлено, что Мартьянова М.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители - ФИО3 и ФИО4 лишены родительских прав на основании решения Первоуральского городского суда от 21.07.2014. На основании приказа Управления социальной политики по г. Первоуральску от 20.10.2020 №1064 Мартьянова М.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени Мартьянова М.С. жилым помещением не обеспечена. Поскольку жилое помещение Мартьяновой М.С. не предоставлено, нарушены её конституционные права на жилье, на достойную и безопасную жизнь.
Истец Мартьянова М.С. в судебное заседание не явилась, о дате рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом.
Старший помощник прокурора г. Первоуральска Свердловской области Фетисова А.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 5 Насырова Е.С., действующая на основании доверенности №47 от 09.01.2024 сроком до 31.12.2024, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представила в материалы дела отзыв на исковое заявление, в котором указала, что Мартьянова М.С., 15.05.2002 года рождения, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа Первоуральск на основании приказа Управления социальной политики по городу Первоуральску от 20.10.2020 №1064. Управление лишь принимает участие в организации подписания данных договоров лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причем, обязанность обеспечить заключение данных договоров возникает у Управления только после: предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; подготовки договоров найма специализированных жилых помещений Фондом, направления их у Управления социальной политики. Не существует никакой необходимости Управление обеспечить подписание договора с Мартьяновой М.С., поскольку все юридически значимые действия должны быть выполнены до этой процедуры другими уполномоченными органами в случае, если требования истца будут удовлетворены. Если данные органы выполнят свои функции: жилое помещение будет приобретено (построено), приказ о распределении жилого помещения Мартьяновой М.С. будет подписан, договор найма с Мартьяновой М.С. Фондом будет подготовлен и со стороны Фонда подписан и передан Управлению, со стороны Управления не может возникнуть никаких проблем в вопросе организации подписания данного договора Мартьяновой М.С., более того, организация подписания договора найма специализированного жилого помещения имеет отношение только к порядку исполнения требования о предоставлении такого жилого помещения не может быть рассмотрена в качестве одного их самостоятельных этапов предоставления жилого помещения. Учитывая вышеизложенное, в удовлетворении требования прокурора г. Первоуральска просит отказать (л.д. 34).
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Рогова О.С., действующая на основании доверенности № 20 от 14.12.2022 сроком по 31.12.2023 (л.д. 24), в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представила в материалы дела возражения на исковое заявление, в которых указала, что Министерство возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку Министерством принимаются все возможные меры, необходимые для исполнения обязательства о приобретении (строительстве) жилого помещения для Мартьяновой М.С. В силу норм бюджетного законодательства Министерство лишено иных источников средств для приобретения жилых помещений детям-сиротам, нежели предусмотренные на данные цели средства бюджета Свердловской области. Министерством осваиваются все доведённые бюджетные лимиты для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот на территории Свердловской области, свободные жилые помещения отсутствуют. По состоянию на 01.10.2023 в списках детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Свердловской области на территории муниципального образования «городской округ Первоуральск», Мартьянова М.С. значится под №41. До настоящего времени предложений по распределению жилого помещения Мартьяновой М.С. от Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №5 не поступало. В период 2013-2016 годы жилые помещения в первую очередь распределялись детям-сиротам, в отношении которых вынесены судебные решения об обеспечении их жилыми помещениями. Учитывая представление Прокуратуры Свердловской области от 26.12.2016 № 21-12-2016, где указано, что обеспечение жильем детей-сирот согласно списку судебных решений расценивается как нарушением очередности, с 2017 года распределение жилых помещений для детей-сирот осуществляется строго в соответствии со списком детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Свердловской области, который формируется Министерством социальной политики Свердловской области. Таким образом, действия Министерства не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательства, длительность исполнения обязательства вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли заявителя и Министерства, кроме того, в действиях Министерства не усматривается умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательств по предоставлению жилого помещения Мартьяновой М.С. На основании изложенного, просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме (л.д. 26-28).
Информация о времени и месте рассмотрения дела своевременно размещена на сайте Первоуральского городского суда Свердловской области.
С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Статья 40 Конституции Российской Федерации провозглашает право граждан, нуждающихся в жилище, на предоставление им жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
С 01.01.2013 вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ) жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения указанным лицам предоставляются по заявлению в письменной форме как по достижении ими возраста 18 лет, так и по завершении обучения в образовательных учреждениях профессионального образования.
В соответствии с ч. 6-9 ст. 8 вышеназванного Федерального закона, срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п. 1 настоящей статьи, составляет пять лет. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз. Исключение указанных жилых помещений из специализированного жилищного фонда и заключение договора социального найма в отношении указанных жилых помещений осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление государственным жилищным фондом, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, только по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
Действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Федерального закона в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Во исполнение Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ Правительством Свердловской области были приняты нормативные акты, регламентировавшие порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам из специализированного жилищного фонда на территории Свердловской области.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченными исполнительными органами государственной власти Свердловской области определены: Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в части приобретения жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (далее - жилые помещения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятия решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства»; содержания жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Министерством социальной политики Свердловской области только формируются списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Согласно Порядку предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП (п.п. 3, 4), в соответствии с государственной программой Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
В соответствии с п. 3, 7, 8, 9 Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП, жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, находящиеся в оперативном управлении Фонда (далее – жилые помещения), предоставляются детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по договорам найма специализированных жилых помещений однократно. Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. В приказах Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области указывается фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адрес и общая площадь предоставляемого жилого помещения. Фонд в течение 7 рабочих дней от даты получения из управлений социальной политики предложений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений осуществляет подготовку проектов приказов о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, и направляет в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области для принятия. Министерство строительство и развития инфраструктуры Свердловской области в течение 3 рабочих дней осуществляет принятие приказа о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета. Приказы Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, и приказы Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о зачислении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений. Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты принятия приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о зачислении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в двух экземплярах, подписанных со стороны Фонда, в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Подписанные детьми-сиротами договоры найма специализированных жилых помещений в одном экземпляре возвращаются управлениями социальной политики в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами. Срок действия договоров найма специализированных жилых помещений составляет пять лет.
С учетом изложенного, исходя из требований, заявленных истцом, надлежащим ответчиком в данном случае будет являться Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, соответственно, требования истца к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 5 о возложении обязанности обеспечить подписание договора удовлетворению не подлежат.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Мартьянова М.С. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Родители Мартьяновой М.С. - ФИО3 и ФИО4 лишены родительских прав на основании решения Первоуральского городского суда от 21.07.2014 (л.д. 13-14).
Приказом № 1064 от 20.10.2020 ТОИОГВ СО Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 5 Мартьянова М.С. принята на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории городского округа Первоуральск (л.д. 15).
В судебном заседании установлено, что жилых помещений на праве собственности либо по договору социального найма Мартьянова М.С. не имеет. До настоящего времени Мартьянова М.С. жилым помещением не обеспечена, что не оспаривалось в судебном заседании.
В соответствии с пунктом 2 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020) дети-сироты и лица из числа детей-сирот имеют право на обеспечение жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признано невозможным при установлении любого из обстоятельств, с наличием которых законодательство Российской Федерации или субъекта Российской Федерации связывает указанный факт.
Доводы представителя ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области об отсутствии финансирования об отсутствии свободного жилья, а также о наличии в списке детей-сирот очереди на предоставление жилого помещения детей-сирот, у которых право на приобретение жилья возникло ранее, не состоятельны.
Ни ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов, не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, поскольку в судебном заседании установлено, что Мартьянова М.С. достигла возраста 18 лет, имеет статус лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма, а также в собственности не имеет, по настоящее время жилое помещение ей в рамках программы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставлено, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора г. Первоуральска Свердловской области, действующего в защиту интересов Мартьяновой Марии Сергеевны к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобрести (построить) жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения – удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести (построить) за счет средств субъекта Российской Федерации Свердловской области жилое помещение, находящееся в черте г. Первоуральска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления городского округа Первоуральск, и предоставить его Мартьяновой Марии Сергеевне по договору найма специализированного жилого помещения.
Иск прокурора города Первоуральска в защиту интересов Мартьяновой Марии Сергеевны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 5 о возложении обязанности обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде через Первоуральский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: - <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>