Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2024 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при помощнике судьи Карвась В.Д.,
с участием прокурора Зоричевой Е.С.,
представителя административного истца Долженковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-44/2024 по административному исковому заявлению акционерного общества «Почта России» в лице УФПС Самарской области к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском с последующим уточнением о признании недействующим пунктов 17742, 18085, 19003, 19015, 19200, 19130, 12988, 19176, 19213 приложения № 2 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 со дня его принятия, указывая, что административному истцу на праве собственности принадлежат помещения:
с кадастровым номером №, расположенное в здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>,
с кадастровым номером №, расположенное в здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>,
с кадастровым номером №, расположенное в здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>,
с кадастровым номером №, расположенное в здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
с кадастровым номером №, расположенное в здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>,
с кадастровым номером №, расположенное в здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>,
с кадастровым номером №, расположенное в здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>,
с кадастровым номером №, расположенное в здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>,
с кадастровым номером №, рассоложенное в здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Все помещения используются административным истцом в качестве отделений почтовой связи. Включение указанных помещений в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов капитального строительства, что увеличивает налоговую базу. Просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного истца по доверенности Долженкова О.Н. в судебном заседании поддержала заявленные уточненные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что поскольку нежилые помещения, расположенные на первых этажах многоквартирных домов, используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, министерство включило спорный объект с кадастровым номером № в Перечень, исходя из отнесения его к объектам, предусмотренным пп.2 п.1 ст.378.2 НК РФ. По заявлению административного истца 01.09.2022 министерством был проведен осмотр и установлено, что нежилое помещение с кадастровым номером № используется под офисы и торговый объект, о чем принято соответствующее решение от 03.10.2022 № МИО-03/12821. Министерством также проведены осмотры недвижимого имущества 03.05.2023. 17.05.2023, 18.04.2023. 23.03.2023, 15.05.2023, 10.05.2023, в ходе которых было установлено, что более 20% общей площади нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, 63:27:6075006:116 используются под торговый объект, более 20% общей площади нежилого помещения с кадастровым номером № используется под торговый объект, офис, о чем приняты соответствующие решения.
Иные лица, привлеченные к участию в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению частично, в части пунктов 17742, 18085, 19130, 19176, 12988, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права административного истца, в удовлетворении остальной части административного иска просил отказать.
Суд, выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом Самарской области от 25.11.2003 № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 09.11.2022.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.
В вышеуказанный перечень приложения № 2 включены помещения:
с кадастровым номером №, расположенное в здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, - пункт 17742,
с кадастровым номером №, расположенное в здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, - пункт 18085,
с кадастровым номером №, расположенное в здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, - пункт 19003,
с кадастровым номером №, расположенное в здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес> - пункт 19015,
с кадастровым номером №, расположенное в здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, - пункт 19213,
с кадастровым номером №, расположенное в здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, - пункт 19200,
с кадастровым номером №, расположенное в здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, - пункт 19130,
с кадастровым номером №, расположенное в здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, - пункт 12988,
с кадастровым номером №, рассоложенное в здании с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, - пункт 19176.
Все помещения принадлежат административному истцу на праве собственности, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости
Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества, принадлежащих административному истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение частично.
Так, согласно пункту п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пункт 4 ст.378.2 НК РФ предусматривает, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на помещение с кадастровым номером № помещение имеет наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Помещение расположено в здании с кадастровым номером №, площадью 3007,6 кв.м., наименование: хозблок, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
В здании расположены помещения с кадастровыми номерами №, имеющие наименование: нежилое помещение, хозблок, часть объекта, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
В соответствии с уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости от 20.11.2023 № КУВИ-001/2023-249719186, в реестровом деле с кадастровым номером № отсутствует технический план.
Представленный на запрос суда МП г.о.Тольятти «Инвентаризатор» технический паспорт на здание – хозблок, изготовленный по состоянию на 07.02.2012, содержит информацию о включении в здании следующих помещений: тех.подполье, бытовка, магазин, площадью 17,2 кв.м., склады, кабинеты, тамбур, коридор, мастерские, умывальник, туалет, душ, подсобное, материальная, кладовка, лестница, электрощит., вент.камера, цех, сануел, телеграф, торговый зал площадью 64,1 кв.м., комната персонала, распоковочная, операц.зал, комн. заключения, приемная площадью 11,0 кв.м., комн. отдыха, бокс, бытовка, материальная, предбоксовая, автоклавная, аппаратная.
При этом, площадь магазина – 17,2 кв.м., торгового зала – 64,1 кв.м., приемной - 11,0 кв.м., всего 92,3 кв.м., составляет менее 20% от общей площади здания (601,52 кв.м.).
Согласно техническому паспорту на помещение с кадастровым номером №, представленному на запрос суда из материалов реестрового дела, изготовленному МП г.о.Тольятти «Инвентаризатор» по состоянию на 21.12.2009, помещение – хозблок включает в себя: кабинеты, кладовая, операц.зал.
Здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101162:9983, имеющего категорию земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: административные здания в соответствии с территориальной зоной Ж-4, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Наименование и назначения здания, помещений в нем, в том числе спорного, их технические характеристики, а также вид разрешенного использования земельного участка не соответствуют критериям ст.378.2 НК РФ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на помещение с кадастровым номером № помещение имеет наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Помещение расположено в здании с кадастровым номером №, площадью 2638,3 кв.м., наименование: хозблок, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
В здании расположены помещения с кадастровыми номерами №, № №, №, имеющие наименование: нежилое помещение, помещение, часть объекта, места общего пользования, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
В соответствии с уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости от 21.11.2023 № КУВИ-001/2023-249747133, в реестровом деле с кадастровым номером № отсутствует технический план.
Представленный на запрос суда МП г.о.Тольятти «Инвентаризатор» технический паспорт на здание – хозблок, изготовленный по состоянию на 24.12.2009, содержит информацию о включении в здании следующих помещений: подсобная, приемная, кабинеты, коридор, вспомогательное помещение, бухгалтерная, раскройный цех, неж. помещение, торгово-выставочный зал площадью 18,4 кв.м., примерочная, гардеробная, подсобное, кладовая, склад, мастерская, счетчики, туалеты, торговое площадью 17,8 кв.м., швейный цех, лифт, помещение доставки, комната приема пищи, операц.зал, архив, холл, торгов.киоск площадью 6,9 кв.м., мужской зал площадью 24,4 кв.м., покрасочная, зал ожидания, педикюрный зал площадью 11,5 кв.м., комната персонала, касса площадью 5,4 кв.м., 14,3 кв.м., 3,7 кв.м., женский зал площадью 37,2 кв.м., косметический кабинет площадью 12,1 кв.м., архив, диспетчерская, АТС, приемная площадью 14,4 кв.м., 18,2 кв.м.
При этом, площадь кассы, торгово-выставочного зала, торгового, торг. киоска, мужского и женского залов, косметического кабинета, педикюрного зала, приемной в общей сумме – 184,3 кв.м., составляет менее 20% от общей площади здания (527,66 кв.м.).
Согласно техническому паспорту на помещение с кадастровым номером №, представленному на запрос суда из материалов реестрового дела, изготовленному МП г.о.Тольятти «Инвентаризатор» по состоянию на 21.12.2009, нежилое помещение включает в себя: помещение доставки, помещение, коридор, умывальник, туалет, гардероб, душ, кладовая, комната приема пищи, архив, кабинет, операц. зал.
Здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером №, имеющего категорию земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: бытовое обслуживание (3.3), магазины (4.4), деловое управление (4.1), коммунальное обслуживание (3.1), банковская и страховая деятельность (4.5), предпринимательство (4.0), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Собственником земельного участка является муниципальное образование г.о.Тольятти, представлен в аренду физическим лицам.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.11.2020 № 46-П, содержание вида разрешенного использования земельного участка в данном случае должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
Фактическое использование при этом устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ).
Данное регулирование связывает определение фактического использования здания (строения, сооружения) с особенностями эксплуатации находящегося в его составе помещений, независимо от наименования и назначения такого объекта, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Акта обследования здания и помещений в нем с целью определения их фактического использования на момент формирования оспариваемого перечня не представлено.
Таким образом, наименование и назначения здания, помещений в нем, в том числе спорного, их технические характеристики, а также вид разрешенного использования земельного участка не соответствуют критериям ст.378.2 НК РФ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на помещение с кадастровым номером № помещение имеет наименование: помещение, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Помещение расположено в здании с кадастровым номером №, площадью 715,3 кв.м., наименование: контора, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Из материалов реестрового дела на запрос суда представлен технический паспорт на здание – контора, составленный по состоянию на 22.05.2000, из которого следует, что здание включает в себя: коридор, касса площадью 4,4 кв.м., 6,0 кв.м., общежитие, кладовая, кухня, площадью 8,6 кв.м., зал, тамбур, главный инженер, зам.директора, коммерческий отдел, плановый отдел, отдел кадров, юрист, санузел, архив, приемная, площадью 10,9 кв.м., комната отдыха, директор, бухгалтерия, главный бухгалтер, красный уголок.
При этом, площадь кассы, приемной, кухни, составляющая 29,9 кв.м., менее 20% от общей площади здании (143,06 кв.м.).
Из материалов реестрового дела в отношении помещения с кадастровым номером № на запрос суда представлена техническая документация, в которой отсутствуют сведения о помещениях, соответствующих критериям ст.378.2 НК РФ.
Также представлен технический паспорт Богатовского филиала ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации» по состоянию на 29.04.2011, в отношении помещения – отделение почтовой связи, площадью 39,3 кв.м., которое включает в себя: кабинет, склад.
Здание расположено в пределах земельных участков с кадастровыми номерами №, имеющих категорию земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для производственных целей, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Наименование и назначения здания, помещения в нем, их технические характеристики, а также виды разрешенного использования земельных участков не соответствуют критериям ст.378.2 НК РФ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на помещение с кадастровым номером № помещение имеет наименование: помещение, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Помещение расположено в здании с кадастровым номером №, площадью 323,4 кв.м., наименование: административное здание, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Наименование здания административное здание не тождественно значению административно-деловой центр.
В задние входят помещения с кадастровыми номерами №, №, №, имеющие наименование: помещение, нежилое помещение, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Из материалов реестрового дела в отношении здания с кадастровым номером № и помещения с кадастровым номером № на запрос суда представлена техническая документация, в которой отсутствуют сведения о помещениях, соответствующих критериям ст.378.2 НК РФ.
На запрос суда Нефтегорское управление ГУП СО «ЦТИ» представило технический паспорт на здание – административное здание, назначение: нежилое, административно-управленческое, составленный по состоянию на 09.06.2010, согласно которому здание включает в себя: кабинеты, коридор, зал заседаний, фойе, касса площадью 2,9 кв.м., кладовая связи, отделение связи, кладовая (архив), лестница, приемная площадь 9,8 кв.м.
Площадь кассы и приемной – 12,7 кв.м. составляет менее 20% от общей площади здания.
В Едином государственном реестре отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном под зданием, что подтверждается соответствующей выпиской.
Наименование и назначение здания, помещений в нем, их технические характеристики, а также отсутствие в ЕГРН записи о земельном участке, расположенном под зданием, не соответствуют критериям ст.378.2 НК РФ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на помещение с кадастровым номером № помещение имеет наименование: помещение № 22, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Помещение расположено в здании с кадастровым номером №, площадью 2008,2 кв.м., наименование: административное здание, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Наименование здания административное здание не тождественно значению административно-деловой центр.
В здании расположены помещения с кадастровыми номерами №, №, №, имеющие наименование: помещение клуба, помещение, помещение магазина, помещение фельдшерско-акушерского пункта, помещение пекарни, помещение столовой, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Площадь помещения магазина 57 кв.м. и площадь помещения столовой 134,5 кв.м. составляет менее 20% от общей площади здания (401,64%).
Представленный на запрос суда Кинель-Черкасским управлением ГУП СО «Центр технической инвентаризации» технический паспорт на здание – административное здание, изготовленный по состоянию на 15.06.1998, содержит информацию о включении в здании следующих помещений: тамбур, лестн. клетка, коридор, фойе, кабинет завед, склад, туалет, сан.комната, парикмахерская площадью 15 кв.м., холл, магазин площадью 15,6 кв.м., 14,7 кв.м., 14,8 кв.м., 18,3 кв.м., 22,9 кв.м., кабинеты, душевая, бытовая, пекарня, кухня площадью 10,8 кв.м., столовая 123,7 кв.м., процедурная, гинекологический, стоматологический, детский кабинет, хоз.комната, бытовая, мед.кабинет, физ.кабинет, приемный кабинет, аптека, кладовая.
При этом, площадь парикмахерской, магазина, кухни, столовой – 235,8 кв.м., составляет менее 20% от общей площади здания (401,64 кв.м.).
Согласно материалам реестрового дела с кадастровым номером №, по запросу суда представлен технический паспорт на помещение, площадью 14,7 кв.м., изготовленному Кинель-Черкасским филиалом ГУП СО «Центр технической инвентаризации» по состоянию на 03.05.2009, помещение включает в себя: помещение.
Здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером №, имеющего категорию земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: детский сад, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Наименование и назначения здания, помещений в нем, в том числе спорного, их технические характеристики, а также вид разрешенного использования земельного участка не соответствуют критериям ст.378.2 НК РФ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на помещение с кадастровым номером № помещение имеет наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Помещение расположено в здании с кадастровым номером №, наименование и назначение: многоквартирный дом.
Здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером №, имеющего категорию земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного жилого дома, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Представленная из материалов реестрового дела техническая документация на помещение не содержит информации, позволяющей отнести помещение к критериям, поименованным в ст.378.2 НК РФ, поскольку включает в себя: тамбур, кабинет, коридор, комн.приема пищи, санузлы, мастерская, кабинет, кладовая, клиентский зал, кабины.
Наименование и назначения здания, помещения, технические характеристики, а также вид разрешенного использования земельного участка не соответствуют критериям ст.378.2 НК РФ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на помещение с кадастровым номером № помещение имеет наименование: нежилое помещение (комнаты 1, 2, 3) в здании администрации, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Помещение расположено в здании с кадастровым номером №, наименование: здание Администрации, назначение: жилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
В материалах реестрового дела технический план на здание отсутствует, что подтверждается уведомление из ЕГРН.
Согласно сообщению Северо-Западного управления ГУП «ЦТИ», технический паспорт на здание отсутствует. Согласно представленному техническому паспорту на помещение, составленному по состоянию на 16.05.2011, помещение включает в себя: помещения.
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствует запись о земельном участке, на котором расположено здание, что подтверждается соответствующим уведомлением.
Наименование и назначения здания, помещения, технические характеристики, а также вид разрешенного использования земельного участка не соответствуют критериям ст.378.2 НК РФ.
Наименования помещения «кабинет» в технической документации указанных выше помещений и зданий не являются тождественным наименованию «офисы». Наименование «операционный зал» в совокупности с основным видом деятельности административного истца, не свидетельствует о безусловном его отнесении к объектам, поименованным ст.378.2 НК РФ.
Таким образом, представленные в материалы дела сведения из ЕГРН и технической документации о наименовании, назначении указанных выше объектов недвижимости, как и виды разрешенного использования земельных участков не подтверждают их предназначение и использование в качестве административно-деловых и торговых центров (комплексов), включающих офисы, объекты торговли, объекты бытового обслуживания или общественного питания, следовательно, административные исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на помещение с кадастровым номером № помещение имеет наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Помещение расположено в здании с кадастровым номером №, площадью 692,3 кв.м., наименование: Административное здание, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Здание включает также помещение с кадастровым номером №, имеющего наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое.
Здание расположено на земельном участке кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения здания администрации.
На запрос суда из материалов реестрового дела представлен технический паспорт на здание, составленный Большечерниговским филиалом ГУП «Центр технической инвентаризации» по состоянию на октябрь 2004 года, здание административное включает в себя: магазин: торговый зал площадью 43,1 кв.м., сберкасса: кабинет, опер. зал – 15,4 кв.м., подсобн. пом., коридор, итого: 42,1 кв.м., магазин: торгов.зал - 49,5 кв.м., склад.пом – 14,9 кв.м., итого: 64,4 кв.м., салон «Ирида»: коридор, кабинеты, подсобн.помещ., радиопункт: радиорубка, коридор, почта: приемн.зал, кабинеты, коридор, аптека: торговый зал – 31,1 кв.м., магазин: торговый зал – 30,8 кв.м., лестничная клетка. Сельская волость: кабинеты, зал, салон «Ирида»: кабинеты, лестничн.клетка.
Южное управление ГУП «ЦТИ» представлен технический паспорт на здание - административное здание, назначение – административно-управленческое, по состоянию на 03.09.2010, из которого следует, что здание включает в себя: торговый зал - 43,1 кв.м., 49,5 кв.м., 30,8 кв.м., 10,1 кв.м., 20,9 кв.м., 30,8 кв.м., кабинеты, операционный зал, подсобная, коридор, зал, лестничная клетка.
Из материалов реестрового дела представлен технический паспорт на помещение по состоянию на 11.07.2012, согласно которому помещение включает в себя: операционный зал, подсобное, кабинет.
При этом площадь торговых залов, указанных в техническом паспорте на здание, составленном по состоянию на 03.09.2010, составляет 185,2 кв.м., что является более 20% от общей площади здания (138,46 кв.м.).
Площадь помещений, соответствующих критериям ст.378.2 НК РФ, указанных в техническом паспорте, составленным по состоянию на октябрь 2004 года, также составляет более 20% от общей площади здания.
Таким образом, с учетом того, что здание соответствует критериям ст.378.2 НК РФ, помещение правомерно включено в оспариваемый Перечнь.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на помещение с кадастровым номером № помещение имеет наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Помещение расположено в здании с кадастровым номером №, площадью 31,3 кв.м., наименование: магазин, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Здание включает также помещения с кадастровыми номерами 63:28:1102001:35, 63:28:1102001:39, имеющие наименование: магазин, нежилое помещение, назначение: нежилое.
В выписке из Единого государственного реестра недвижимости на здание, сведения о земельном участке, в пределах которого оно расположено, отсутствуют.
В материалах реестрового дела технический план на здание отсутствует, что подтверждается уведомлением.
На запрос суда из материалов реестрового дела на помещение представлен технический паспорт, составленный Пестравским филиалом ГУП «Центр технической инвентаризации» по состоянию на 28.02.2011, помещение включает в себя: помещение, коридор.
Южное управление ГУП «ЦТИ» представлен технический паспорт на помещение № 16, составленный по состоянию на 16.12.2008, согласно которому помещение, площадью 31,2 кв.м., состоит из: тамбура, склада площадью 7,5 кв.м. торговой площади – 19,7 кв.м.
Согласно техническому паспорту на нежилое помещение № 14, составленному по состоянию на 28.02.2011, помещение площадью 45,9 кв.м., состоит из: помещений, коридора.
Из материалов реестрового дела представлен технический паспорт на помещение по состоянию на 11.07.2012, согласно которому помещение включает в себя: операционный зал, подсобное, кабинет.
Исходя из наименования помещения – магазин, площадью 31,2 кв.м., входящего в состав здания, а также технических характеристик указанного помещения, состоящего из склада и торговой площади – 27,2 кв.м., что составляет более 20% от общей площади здания магазина (27,14%), суд полагает, что спорное помещение, расположенное в здании магазина, соответствует критериям ст.378.2 НК РФ, правомерно включено в оспариваемый Перечень.
Доказательств проведения мероприятий по определению фактического использования вышеуказанных объектов недвижимости на момент формирования и утверждения Перечня не представлено.
Суд не принимает во внимание акты осмотров фактического использования объектов недвижимости от 03.05.2023, 17.05.2023, 18.04.2023, 23.03.202, 15.05.2023, 10.05.2023, поскольку они составлены после принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Согласно акту осмотра от 01.09.2022, составленному ГБУ СО «ЦРР», объект недвижимости с кадастровым номером № фактически используется: торговый объект площадью 85,8 кв.м., офис площадью 71,7 кв.м., склад, комната приема пищи, сан.узел, раздевалка, пустое помещение, техническое помещение (транспортер), коридор, тамбур.
В акте имеются замечания представителя административного истца, в части указания описания фактического использования, а именно вместо указания торговый объект необходимо указать – операционный зал отделения почтовой связи.
Из приложенной к акту фототаблицы следует, что оказание услуг почтовой связи с осуществлением торговли производится в одном зале, сведений о площади помещения, отведенного под торговлю, не имеется.
Исходя из основного вида деятельности административного истца: деятельность почтовой связи общего пользования, с учетом того, что осуществление торговли является дополнительным видом деятельности административного истца, суд полагает, что доказательств использования спорного помещения как торговый объект не имеется.
Кроме того, указание на использование помещений площадью 71,7 кв.м. в качестве офиса, суд полагает также не обоснованным, поскольку к акту не приложен расчет площади помещений, используемых административным истцом для размещения офисов, в нем не отражена информация, подтверждающая размещение в здании объектов, в установленных ст.378.2 НК РФ целях. Фотофиксация не позволяет однозначно определить использование помещения именно в качестве офиса, отсутствуют элементы, сопутствующие размещению офисов.
В акте должна надлежащим образом зафиксирована, раскрыта и подтверждена полученная в ходе обследования доказательствами имеющаяся в распоряжении уполномоченного органа информация, что позволило бы считать правомерным включение объекта недвижимости в перечень исходя из критерия его фактического использования. Применительно к обстоятельствам настоящего дела, акт названным критериям не отвечает.
Суд полагает обоснованными требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание отдельных его положений не действующим с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск акционерного общества «Почта России» в лице УФПС Самарской области к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 в части включения в него в приложение № 2:
под пунктом 17742 помещения с кадастровым номером №,
под пунктом 18085 помещения с кадастровым номером №,
под пунктом 19003 помещения с кадастровым номером №,
под пунктом 19200 помещения с кадастровым номером №,
под пунктом 19130 помещения с кадастровым номером №,
под пунктом 12988 помещения с кадастровым номером №,
под пунктом 19176 помещения с кадастровым номером №.
В удовлетворении требований об оспаривании включения под пунктом 19015 помещения с кадастровым номером №, под пунктом 19213 помещения с кадастровым номером № в приложение № 2 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077, отказать.
Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 12.03.2024.
Судья: М.А.Панкова