судья: Щелкунова Е.В. гр. дело №33-13132/2020
(гр. дело № 2-3721/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 декабря 2020 года г.Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Занкиной Е.П.,
судей: Маликовой Т.А., Дудовой Е.И.,
при секретаре Саблиной М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Аварийно-диспетчерская служба» на решение Промышленного районного суда г. Самары от 24 августа 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования Ячменьковой Н.А. к ООО «Аварийно-диспетчерская служба» удовлетворить частично.
Обязать ООО «Аварийно-диспетчерская служба» произвести снос деревьев: клен 1 шт. (h 12,0 м, d 0,32м), вяз 2 шт. (h 15,0 м, d 0, 46 м) на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>
Взыскать с ООО «Аварийно-диспетчерская служба» в пользу Ячменьковой Н.А. расходы по изготовлению копий документов в размере 520 руб., почтовые расходы в размере 70 руб., транспортные расходы в размере 192 руб., компенсацию морального вреда в размере 1000 руб., а всего 1 782 (Одну тысячу семьсот восемьдесят два) рубля.
В остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с ООО «Аварийно-диспетчерская служба» в доход государства государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Дудовой Е.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Ячменькова Н.А. обратилась в суд к ООО «Аварийно-диспетчерская служба» с требованиями о сносе деревьев, в обоснование заявленных требований указала, что квартира истца расположена по адресу: <адрес>. Возле указанного дома на расстоянии менее 5 метров от стены растут три дерева с кроной диаметром более 5 м, что нарушает требования СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Истец обращалась к ответчику ООО «Аварийно-диспетчерская служба» с требованиями о сносе деревьев, однако получила отказ ответчика со ссылками, что снос деревьев должен осуществляться Администрацией района, а также что решение о сносе деревьев должно приниматься на общем собрании собственников МКД. После обращения истца в Администрацию Промышленного внутригородского района г.о. Самара, Администрацией было выдано разрешение на снос деревьев, а также предоставлен ответ, что снос должен осуществляться управляющей компанией.
На основании изложенного, истец просила суд обязать ООО «Аварийно-диспетчерская служба» произвести снос деревьев, а также взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы на изготовление копий документов в размере 520 руб., компенсацию морального вреда в размере 30000 руб., почтовые расходы в размере 70 руб., транспортные расходы.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Аварийно-диспетчерская служба» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. Ссылается на то, что акт оценки зеленых насаждений принят с нарушением законодательства и не является надлежащим доказательством, т.к. составлен ненадлежащей комиссией без их участия. Договор, заключенный между МКД и «Аварийно-диспетчерская служба», не предусматривает обязательные работы по спилу или вырубке деревьев. Кроме того, принятие решения о спиле деревьев относится к компетенции общего собрания, которое не проводилось.
В заседании судебной коллегии представитель ООО «Аварийно-диспетчерская служба» по доверенности Агафонова Д.С. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в управлении ООО «Аварийно-диспетчерская служба».
08.08.2019 года истец обратилась в управляющую компанию с заявлением о спиле деревьев, произрастающих у дома по адресу: <адрес> поскольку деревья находятся на расстоянии менее 5 метров от стены дома и имеют крону более 5 метров, что нарушает требования СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
27.08.2019 года ООО «Аварийно-диспетчерская служба» предоставила истцу ответ, согласно которому вопрос по сносу деревьев находится в компетенции администраций внутригородских районов г.о. Самара.
Истец 30.08.2019 года обратилась с аналогичным заявлением о спиле деревьев в Администрацию Промышленного внутригородского района г.о. Самара.
23.09.2019 года в связи с поступившим обращением истца Администрацией Промышленного внутригородского района г.о. Самара в адрес директора ООО «Аварийно-диспетчерская служба» было направлено письмо № Я-3065/72024, согласно которому Администрация после комиссионного обследования дает разрешение на снос трех деревьев: клена – 1 шт. (h:12,0 м, d:0,32 м), вяз - 2 шт. (h:15,00 м, d:0,46 м) на основании решения Думы г.о. Самара № 444 от 08.08.2019г. «Об утверждении Правил благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара». Также в ответе указано, что спил деревьев на придомовой территории относится к компетенции управляющей компании. К ответу в адрес управляющей компании приложены: акт оценки зеленых насаждений, порубочный билет и копии фотографий.
Согласно акту оценки зеленых насаждений от 16.09.2019г. комиссией по оценке зеленых насаждений в ходе обследования насаждений по адресу: <адрес> установлены три аварийных дерева, подлежащих сносу: клен – 1 шт. (h:12,0 м, d:0,32м), вяз - 2 шт. (h:15,00 м, d:0,46 м).
Администрацией Промышленного внутригородского района г.о. Самара был выдан порубочный билет от 16.09.2019г. на снос указанных деревьев.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч.1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 162 ЖК РФ обязанностью управляющей организации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п. 2.4 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологический требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» установлены обязательные требования к озеленению придомовой территории жилых зданий при озеленении придомовой территории жилых зданий необходимо учитывать, что расстояние от стен жилых домов до оси стволов деревьев с кроной диаметром до 5 м должно составлять не менее 5 м, для деревьев большего размера расстояние должно быть более 5 м.
На территории городского округа Самара решением Думы г.о. Самара от 08.08.2019г. утверждены Правила благоустройства территории г.о. Самара и внутригородских районов городского округа (Правила благоустройства № 444), которые устанавливают единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов благоустройства, внешнему виду фасадов зданий, сооружений, планируемых к строительству (реконструкции) или капитальному ремонту, надлежащему содержанию территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара для всех юридических и физических лиц и направлены на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории городского округа.
Пунктом 1 ст. 31 Правил благоустройства территории г.о. Самара и внутригородских районов городского округа определено, что весь комплекс агротехнических мер по уходу за зелеными насаждениями, охране, защите, учету зеленых насаждений, охране почвенного слоя, санитарной очистке озелененных территорий от отходов собственными силами на территориях придомовых и прилегающих к многоквартирным домам осуществляются собственниками помещений в многоквартирном доме либо лицом, ими уполномоченным.
Указанные лица обязаны выполнять удаление сухих и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и веток, замазку ран, дупел на деревьях (п. 2 ст. 31 Правил благоустройства).
В силу п. 2, п. 3 ст. 33 Правил благоустройства, в целях удаления аварийных, больных деревьев и кустарников, обеспечения санитарно-эпидемиологических требований к освещенности и инсоляции жилых и иных помещений, зданий, порубочный билет и (или) разрешение на пересадку деревьев и кустарников выдается администрацией внутригородского района.
Согласно п. 7 ст. 33 Правил благоустройства, удаление (снос) и (или) пересадка деревьев и кустарников осуществляется в срок, установленный в порубочном билете и (или) разрешении на пересадку деревьев и кустарников.
В соответствии с п. 1.8.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170), техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом; техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий; санитарное содержание, при этом к санитарному содержанию относится, в том числе и уход за зелеными насаждениями, а в силу пункта 3.8.3 указанных Правил сохранность зеленых насаждений на территории домовладений и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обслуживанию жилищного фонда.
В силу п.п. "е" пункта 2 раздела I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491), в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
Подпункт "б" пункта 10 Правил предусматривает, что общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Подпунктами "г" и "ж" пункта 11 Правил установлено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.3 договора от 01.05.2015г. управления многоквартирным домом по адресу: <адрес> управляющая организация ООО «Аварийно-диспетчерская служба» обязуется оказывать услуги, выполнять работы по надлежащему содержанию общего имущества МКД в целях обеспечения благоприятных и безопасный условий проживания граждан, надлежащего содержания имущества МКД.
В соответствии с п. 3.1.1 договора управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества МКД в соответствии с действующим законодательством, а также требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых норм.
На основании вышеизложенных норм и положений договора управления многоквартирным домом от 01.05.2015г. работы по обрезке (удалению) зеленых насаждений, произрастающих на вышеуказанной территории, обязана производить управляющая организация.
Судом установлено, что на основании обращения истца Администрацией Промышленного внутригородского района г.о. Самара 16.09.2019 года была произведена оценка зеленых насаждений, произрастающих около многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> и в ходе обследования было установлено, что на придомовой территории жилого дома по адресу: <адрес>, произрастают три аварийных дерева, что подтверждается актом оценки зеленых насаждений от 16.09.2019г.
На снос указанных деревьев Администрацией Промышленного внутригородского района г.о. Самара был выдан порубочный билет от 16.09.2019 г.
Администрацией Промышленного внутригородского района г.о. Самара сведения о необходимости произвести работы по сносу указанных деревьев были направлены в ООО «Аварийно-диспетчерская служба», осуществляющее управление многоквартирным домом <адрес>
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что снос спорных деревьев до настоящего времени управляющей организацией не осуществлен, таких доказательств не представлено и в суд апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования истца о сносе деревьев подлежат удовлетворению, так как со стороны ООО «Аварийно-диспетчерская служба» выявлено нарушение вышеприведенных норм, что может повлечь за собой причинение ущерба, вреда здоровью гражданам или иные тяжкие последствия.
На основании ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", с учетом требований разумности и справедливости, суд первой инстанции правильно взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда 1 000 рублей.
Принимая во внимание, что решение состоялось в пользу истца, суд, на основании ст.ст. 88, 94, 98 ГПК РФ, правомерно взыскал в пользу истца с ответчика, как с проигравшей спор стороны, расходы по изготовлению копий документов в размере 520 руб., почтовые расходы в размере 70 руб., транспортные расходы в размере 192 руб.
Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на то, что акт оценки зеленых насаждений от 16.09.2019 года принят с нарушением законодательства, а именно Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 № 404, несостоятельны, поскольку данные Правила утратили силу 13.08.2019 года в связи с принятием Решения Думы городского округа Самара от 08.08.2019 № 444 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара».
Доводы ООО «Аварийно-диспетчерская служба» о том, что в договоре управления многоквартирным домом не предусмотрено обязательных работ по спилу или вырубке деревьев, а принятие решения о спиле деревьев относится к компетенции общего собрания, которое не проводилось, судом отклоняются в связи со следующим.
Согласно п. 2.1. ст. 44 ЖК РФ принятие решения о проведении благоустройства земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, который относится к общему имуществу собственников помещений, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, в которых указаны параметры и условия, обеспечивающие безопасность людей и сохранность жилого дома в любом случае, независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ в договор с управляющей организацией.
Системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что все неотложные, обязательные сезонные работы и услуги должны выполняться управляющей организацией независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при наличии аварийных деревьев (одного клена и двух вязов) на придомовой территории по адресу: <адрес> управляющая организация должна осуществить меры, направленные на устранение соответствующей угрозы от данных деревьев, для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, а также государственного, муниципального и иного имущества.
Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, в связи с чем, оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Самары от 24 августа 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Аварийно-диспетчерская служба» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: