Решение в окончательной форме
принято 07 августа 2024 года
66RS0045-01-2024-000471-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2024 года г. Полевской
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Суетиной О.В., с участием истца Галиахметова М.В., представителя истца Снегиревой Е.В., действующей по доверенности 66 АА 8193943 от 06.12.2023, при ведении протокола и аудио протокола помощником судьи Силиной С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-588\2024 по исковому заявлению Галиахметова М.В. к органу местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Галиахметов М.В. обратился в суд с иском к органу местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа (далее по тексту – ОМС УМИ ПГО) о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности. Мотивировал требования тем, что является пользователем жилого помещения и земельного участка, расположенных по адресу: <. . .>. Собственником земельного участка и дома были бабушка и дедушка истца - ФИО2, умерший 08.11.2000 и ФИО1, умершая в 2002 году. Поле смерти бабушки с 2002 года истец постоянно пользуется земельным участком и домом. В течение всего срока владения недвижимым имуществом претензий к нему не предъявлялось, споров в отношении владения и пользования недвижимым имуществом не заявлялось. Истец просил признать за ним в силу приобретательной давности право собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:59:0212001:13, площадью 1 000 кв.м., расположенный по адресу: <. . .>.
Протокольным определением Полевского городского суда Свердловской области от 02.04.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Полевского городского округа.
Протокольным определением Полевского городского суда Свердловской области от 31.05.2024 принято заявление представителя истца об увеличении предмета иска, согласно которому истец просил признать за ним право собственности в силу приобретательной давности на жилой дом, расположенный по адресу: <. . .>.
В судебном заседании истец Галиахметов М.В., его представитель Снегирева Е.В. исковые требования с учетом их увеличения поддержали в полном объеме. Истец Галиахметов М.В. суду показал, что дом построили бабушка с дедушкой. Бабушка умерла 16.09.2002. С этого времени каждый год на летний период он приезжал с семьей в дом, проживал в нем все лето. В 2003 году сделал забор, в 2005 году отремонтировал баню. Каждый год сажает картошку на земельном участке. В 2006 году приехал его дядя, он разрешил дяде проживать в доме, в 2009 году дядя умер.
Представитель ответчика ОМС УМИ ПГО, представитель третьего лица Администрации ПГО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомили.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
В силу пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных названным кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пункту 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь. Лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, должно доказать наличие одновременно следующих обстоятельств: фактическое владение недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет; владение имуществом как своим собственным не по договору; добросовестность, открытость и непрерывность владения.
Из имеющейся в материалах дела справки ТУ с. Полдневая от 02.04.2024 (л.д.38), следует, что в похозяйственных книгах за 1971 - 2000 годы, содержатся сведения о том, что ФИО2 являлся владельцем жилого дома, расположенного по адресу: <. . .> №.
Статьей 8 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
31 января 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавший до 1 января 2017 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пунктом 1 статьи 6 которого предусматривалось, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, если право на объект недвижимого имущества, в данном случае право собственности на спорный жилой дом, возникло до 31 января 1998 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то момент возникновения такого права не связан с его государственной регистрацией, такое право признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации.
Пунктом 7 статьи 11 Закона РСФСР от 19 июля 1968 г. "О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР" (утратил силу в связи с изданием постановления Верховного Совета РСФСР от 6 июля 1991 г. N 1551-I "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР") предусматривалось, что в области планирования, учета и отчетности поселковый, сельский Совет народных депутатов ведет по установленным формам похозяйственные книги и учет населения и представляет отчетность в вышестоящие государственные органы.
Постановлением Государственного комитета СССР по статистике от 25 мая 1990 г. N 69 были утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов (далее - Указания), согласно которым похозяйственные книги являлись документами первичного учета хозяйств (пункт 1) и закладка таких похозяйственных книг и алфавитных книг хозяйств производилась сельскими Советами один раз в пять лет по состоянию на 1 января (пункт 6).
По смыслу пунктов 18 и 38 Указаний, в похозяйственной книге учитывались сведения о жилых домах, являющихся личной собственностью хозяйств, и вносились данные о таких жилых домах.
Похозяйственные книги как учетный документ личных подсобных хозяйств продолжают существовать в сельской местности до настоящего времени, что предусмотрено статьей 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".
Исходя из приведенных нормативных положений выписка из похозяйственной книги относится к числу тех документов, на основании которых право собственности на жилой дом, являющийся личной собственностью хозяйства, могло быть зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что Галиахметов М.М. являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <. . .>.
Галиахметов М.М. умер 05 ноября 2000 года, что следует из копии свидетельства о его смерти (л.д.12).
Наследственное дело после смерти ФИО2 не открывалось, что следует из реестра наследственных дел.
Свидетель ФИО4 суду показала, что проживает в <. . .>. Знает, что истец каждый год в летнее время приезжает в <. . .>, сажает картошку на участке, смотрит за домом, ремонтировал крышу дома и крышу бани.
Свидетель ФИО3 суду показала, что после смерти бабушки ФИО1, с начала 2000 годов истец приезжает в <. . .>, ухаживает за домом. Делал в доме ремонт, перекрыл крышу. Она помогала ему белить в доме потолок и стены. Каждый год истец сажает картофель на земельном участке.
Таким образом, судом установлено, что истец с 2002 года добросовестно, открыто и непрерывно владеет жилым домом как своим собственным, общий срок добросовестного владения спорным домом составляет более 15 лет, что является основанием для удовлетворения исковых требований истца о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено только на те земельные участки, которые находятся в частной собственности, при условии, что лицо владеет таким участком с соблюдением предусмотренных пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации условий, а также на бесхозяйное имущество.
Таким образом, возможность приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной собственности, в порядке приобретательной давности законом не предусмотрена.
Как следует из Выписки из ЕГРН (л.д.24), сведения о правах на земельный участок, расположенный по адресу: <. . .>, отсутствуют. Документов, подтверждающих предоставление земельного участка на праве собственности ФИО2, истцом также не предоставлено.
Поскольку спорный земельный участок не находится в частной собственности, а относится к неразграниченной государственной собственности, соответственно на самовольно занятый земельный участок не может распространяться приобретательная давность, так как из фактического состава, влекущего возникновение право собственности в силу приобретательной давности, исключается добросовестность владения.
На основании вышеизложенного, в удовлетворении исковых требований истца о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Галиахметова М.В. удовлетворить частично:
признать в силу приобретательной давности за Галиахметовым М.В. (паспорт №) право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <. . .>.
В удовлетворении остальной части исковых требований Галиахметову М.В., - отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий судья О.В.Суетина