Мотивированное решение изготовлено 10 апреля 2023 г.
Дело № 2-334/2023 УИД 76RS0011-01-2023-000200-38
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 апреля 2023 года г. Углич
Угличский районный суд Ярославской области в составе:
судьи Кривко М.Л.,
при секретаре Большаковой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Угличского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Слободского сельского поселения Угличского МР о возложении обязанности оборудовать нерегулируемый пешеходный переход светофором Т.7 любых вариантов конструкции, тротуаром, искусственную неровность установить в соответствии с ГОСТ, горизонтальную разметку нанести в соответствии с ГОСТ,
у с т а н о в и л:
Заместитель Угличского межрайонного прокурора обратился в Угличский районный суд с исковым заявлением, в котором указывает, что при осуществлении надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения с привлечением специалиста ОГИБДД ОМВД России по Угличскому району проведено обследование автомобильных дорог в Угличском муниципальном районе, расположенных вблизи образовательных учреждений. В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Согласно п. 7.3.8. «ГОСТ Р Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст, светофоры Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях, если: интенсивность движения транспортных средств и пешеходов составляет не менее половины от ее значений для условий 1 и 2 по 7.2.1; не обеспечена видимость для остановки транспортного средства, движущегося со скоростью, разрешенной на участке дороги перед перекрестком или пешеходным переходом; пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений; по техническим обоснованиям невозможно применение светофорного регулирования с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе. В нарушение вышеуказанных требований законодательства светофоры Т.7 любых вариантов конструкции отсутствует на пешеходном переходе, расположенном на участке автомобильной дороги, расположенной в <адрес> вдоль МОУ Покровская ООШ. Также перед данным пешеходным переходом отсутствует тротуар, искусственная неровность установлена с нарушением ГОСТ Р 52605-2006, горизонтальная разметка 1.25»Обозначение искусственных неровностей» нанесена с нарушением ГОСТ Р 52289-2019. Истец просил обязать Администрацию Слободского сельского поселения УМР оборудовать нерегулируемый пешеходный переход, расположенный на участке автомобильной дороги в <адрес>, проходящем вдоль территории МОУ Покровская ООШ светофорами Т.7 любых вариантов конструкции, тротуаром, искусственную неровность установить в соответствии с ГОСТ Р 52605-2006, нанести горизонтальную дорожную разметку 1.25 «Обозначение искусственных неровностей» в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019.
В судебном заседании истец - помощник прокурора Шурыгина А.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Администрации Слободского сельского поселения УМР, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, письменных возражений относительно исковых требований не представил. Судебное извещение получено ответчиком, о чем свидетельствуют уведомления о вручении.
В силу ст. 233 ГПК РФ, с учетом мнения истца, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу ст. 5 вышеуказанного закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Ярославской области от 30.04.2014 г. № 36-з «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковой (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений устанавливаются «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее - ГОСТ Р 52289-2019).
В силу пункта 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 светофоры Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях, если: интенсивность движения транспортных средств и пешеходов составляет не менее половины от ее значений для условий 1 и 2 по 7.2.1; не обеспечена видимость для остановки транспортного средства, движущегося со скоростью, разрешенной на участке дороги перед перекрестком или пешеходным переходом; пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений; по техническим обоснованиям невозможно применение светофорного регулирования с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе.
Светофоры типа Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов, т.е. для обозначения опасных участков дорог, вследствие чего установка вышеуказанных светофоров на участках автомобильной дороги, где они устанавливаются, необходима в силу прямого указания пункта 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Угличской межрайонной прокуратурой совместно с государственным инспектором ОГИБДД МО МВД России по Угличскому району проведено обследование автомобильных дорог в Угличском муниципальном районе, расположенных вблизи образовательных учреждений, в результате которого установлено отсутствие светофора типа Т.7 на пешеходном переходе, расположенном на участке автомобильной дороги в <адрес>, проходящего вдоль МОУ Покровская ООШ.
Указанная дорога входит в перечень автомобильных дорог местного значения Угличского муниципального района. Обязанности по ее содержанию несет Администрация Слободского сельского поселения.
МОУ Покровская ООШ является образовательным учреждением. Пешеходный переход в <адрес> входит в путь движения транспортных средств и обучающихся этого учреждения.
Отсутствие на указанном участке автодороги, проходящем вдоль территории МОУ Покровская ООШ, светофора типа Т.7, обязательного в силу прямого указания пункта 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019, свидетельствует о нарушении требований действующего законодательства в области организации дорожной деятельности и нарушении прав неопределенного круга лиц со стороны ответчика Администрации Слободского сельского поселения УМР в обязанность которого входит исполнение этих требований.
Согласно п. 6.2 "ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 N 295-ст) (ред. от 09.12.2013) искусственные неровности устраивают за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.
В соответствии с требованиями "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения, дорожная разметка не должна иметь дефектов, указанных в таблице Б.2, приложения Б; устранение дефектов осуществляют в сроки, приведенные в таблице 6.2 (п.п. 6.3.1, 6.3.2).
Пунктом 4.5.1.1 "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст) (ред. от 15.04.2020) установлено, что тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. Тротуары или пешеходные дорожки устраивают:- на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств;- от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов.
Однако перед пешеходным переходом, расположенным на автомобильной дороге в <адрес>, проходящей вдоль территории МОУ Покровская ООШ, отсутствует тротуар, искусственная неровность установлена с нарушением ГОСТ Р 52605-2006, горизонтальная дорожная разметка 1.25 «Обозначение искусственных поверхностей» нанесена с нарушением ГОСТ Р 52289-2019. Указанные обстоятельства подтверждены представлением ОМВД России по Угличскому району от 20.06.2022 г. № 59/Б/Н, вынесенным в адрес Главы Администрации Слободского сельского поселения УМР, ответом на данное представление от 28.07.2022 г., представлением Угличской межрайонной прокуратуры от 27.06.2022 г., вынесенным в адрес Главы Администрации Слободского сельского поселения УМР, ответом на указанное представление от 04.08.2022 г., в котором установленные обстоятельства не оспариваются, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 21.02.2023 г.
Указанные нарушения, которые зафиксированы на указанном участке автодороги, проходящем вдоль территории МОУ Покровская ООШ, также свидетельствуют о нарушении требований действующего законодательства в области организации дорожной деятельности и нарушении прав неопределенного круга лиц со стороны ответчика Администрации Слободского сельского поселения УМР в обязанность которого входит исполнение этих требований.
Тем самым, требования прокурора являются законными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования заместителя Угличского межрайонного прокурора (ИНН 7604008189) в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Слободского сельского поселения Угличского МР (ИНН 7612035370, ОГРН 1057602377018) удовлетворить.
Обязать Администрацию Слободского сельского поселения УМР (ИНН 7612035370, ОГРН 1057602377018) на нерегулируемом пешеходном переходе, расположенном в <адрес>, проходящем вдоль территории МОУ Покровская ООШ:
- установить светофор Т.7 любых вариантов конструкции в соответствии с требованиями п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 г. № 1425-ст,
- оборудовать тротуар в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст;
- установить искусственную неровность в соответствии с ГОСТ Р 52605-2006 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения, утв. Приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 N 295-ст;
- нанести горизонтальную дорожную разметку 1.25 «Обозначение искусственных неровностей» в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 г. № 1425-ст.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.Л. Кривко