Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1503/2023 ~ М-1089/2023 от 22.05.2023

2-1503/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 сентября 2023 года                                 г.Бузулук

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Санфировой О.П.,

при секретаре Савиной О.Н.,

с участием ответчика Терентьева Ю.И.,

представителя третьего лица АО «Оренбургнефть» Мамонова И.П., действующего на основании доверенности от ** ** ****.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области к Стройкину А.Н., Терентьеву Ю.И. о признании права собственности, с участием третьих лиц: Акционерного общества «Оренбургнефть», администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, кадастрового инженера Дементьевой Н.В., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области и филиал публично-правовой компании «Роскадастр» по Оренбургской области,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области обратилось в суд с иском к Стройкину А.Н., Терентьеву Ю.И. о признании права собственности, указывая, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества – сооружение «скважина », кадастровый <адрес> (Рябиновое месторождение).

    Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, в соответствии с Положением о Территориальном, управлении, в целях эффективного использования и сохранности федерального имущества, защиты прав и законных интересов Российской Федерации выступает с настоящим иском.

    В соответствии с Положением о Территориальном управлений, утвержденном приказом Росимущества от ** ** **** Территориальное управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом.

    Российской Федерации на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: сооружение- «скважина », кадастровый , глубина <данные изъяты> м., местоположение: Российская Федерация, <адрес>).

    Вышеуказанная, скважина является объектом недвижимого имущества; характерными признаками которых в силу ст. 130 ГК РФ является прочная связь с землей, перемещение такого имущества без ущерба его назначению невозможно.

    В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федераций собственнику принадлежат права владения, пользования и. распоряжения своим имуществом. По смыслу данной нормы право собственности па одну и ту же часть недвижимого имущества не может принадлежать одновременно- разным лицам.    

    Право собственности Российской Федерации на земельный участок, занимаемый вышеуказанным объектом недвижимого имущества возникает в силу закона.     

    В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации, к земельным участкам федеральной формы собственности, относятся: земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательство федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса РФ» №137-ФЗ от 25.10.2001 (ст.3.1) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены в том числе – земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.     

    Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ, все прочно связанные с земельными участками объекты, следуют судьбе земельных участков, т.е. приоритетное значение имеет принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Являясь собственником скважины, Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в Оренбургской области имеет исключительное право, на расположенный под указанным объектом недвижимости земельный участок.

    Следовательно, земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества - собственности Российской Федерации, и необходимый для ее использования и; обслуживания, отнесен в силу Закона к собственности Российской Федерации.

    По действующим Нормам отвода земель для нефтяных и газовых скважин СП 459-74, утвержденным государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства от 25.03.1974 г., под скважину предоставляется земельный участок площадью 0,36 га., а также дороги для подъезда к скважине шириной 10 м.

    При проведении кадастровых работ в отношении земельного участка, занятого скважиной выявлено, что земельный участок находится в границах земельного участка с кадастровым номером .

    Земельный участок с кадастровым номером расположенный, по адресу: <адрес> <адрес> земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала , находится в общей долевой собственности Ответчиков, о чем ** ** **** в Едином государственном реестре недвижимости сделаны записи о государственной регистрации прав .

    Земельный участок с кадастровым номером , внесен в государственный кадастр недвижимости в ** ** **** году, с существенным нарушением законодательства, а именно с нарушением п. п. 8.1, 9.1; 9.2; «Инструкции по межеванию земель» от 08.04.1996 г., п. 11, 12 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства; утвержденных Росземкадастром 17.02.2003 в которых говорится о том, что «….Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков».

    В нарушение данной нормы, с собственником объекта недвижимости не были согласованы границы земельного участка; что фактически привело к невозможности защитить законные права Российской Федераций и сообщить в уполномоченные органы о наличии своих прав на земельный участок, занятого скважиной регистрации нрава собственности на земельный участок с кадастровым номером .     

    Таким образом, границы земельного участка с кадастровым номером препятствуют формированию и установлению границ земельного участка, под объектом федеральной собственности.

    Просят суд прекратить право общедолевой собственности Стройкина А.Н. и Терентьева Ю.И. на земельный участок, занятый скважиной <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, разрешенное использование: недропользование (разведка и добыча полезных ископаемых), в координатах характерных (поворотных) точек:

Обозначение характерных точек границ

Координаты, м

(указываются в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использование технологических и программных средств, в том числе размещенных на официальном сайте Значения координат, полученные с использованием указанных технологических и программных средств, указываются с округлением до 0,0 метра)

X

Y

1

2

3

1

- признать право собственности Российской Федерации на земельный участок, занятый скважиной <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, разрешенное использование: недропользование (разведка и добыча полезных ископаемых), в координатах характерных (поворотных) точек:

Обозначение характерных точек границ

Координаты, м

(указываются в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использование технологических и программных средств, в том числе размещенных на официальном сайте Значения координат, полученные с использованием указанных технологических и программных средств, указываются с округлением до 0,0 метра)

X

Y

1

2

3

1

    Определением суда от ** ** **** к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены кадастровый инженер Дементьева Н.В., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области и ППК «Роскадастр» по Оренбургской области.

    Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области в судебное заседание своего представителя не направили, извещены о дате, месте и времени судебного заседания. Представили суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, исковые требования поддерживают в полном объеме.

    Ответчик Терентьев Ю.И. в судебном заседании исковые требования признал, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.

    Ответчик Стройкин А.Н. в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени судебного заседания. Представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Против удовлетворения исковых требований не возражает.

    ППК «Роскадастр» по Оренбургской области в судебное заседание своего представителя не направили, извещены о дате, месте и времени судебного заседания. Представили пояснения на иск, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя, рассмотрение требований оставляют на усмотрение суда. По существу спора сообщает, что Земельный участок с кадастровым номером образован ** ** **** в соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте) в счет выдела земельной доли или земельных долей из участка единого землепользования с кадастровым номером .

    Межевой план для постановки участка на кадастровый учет подготовлен на основании: проекта межевания земельных участков от ** ** ****, извещения в газете "Провинция" от ** ** ****, протокола общего собрания собственников земельных долей на земельный участок с кадастровым номером от ** ** ****.

    Сведения о сооружении с кадастровым номером
(наименование - скважина ; глубина - <данные изъяты> м; год завершения строительства - ** ** **** внесены в ЕГРН ** ** ****.

    Представитель третьего лица АО «Оренбургнефть» Мамонов И.П. в судебном заседании не возражал в удовлетворении иска.

    Третьи лица администрация МО Бузулукский район Оренбургской области, кадастровый инженер Дементьева Н.В., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о дате, месте и времени судебного заседания. Ходатайств об отложении слушания дела, суду не представили.

    В порядке ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

    Выслушав ответчика Терентьева Ю.И., представителя АО «Оренбургнефть» Мамонова И.П., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии с Положением о Территориальном управлении, утвержденным приказом Росимущества от ** ** ****, Территориальное управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом.

    Из материалов дела следует, Российской Федерации на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: сооружение- «скважина », кадастровый , глубина <данные изъяты> м., местоположение: Российская Федерация, <адрес>).

    Вышеуказанная, скважина является объектом недвижимого имущества; характерными признаками которых в силу ст. 130 ГК РФ является прочная связь с землей, перемещение такого имущества без ущерба его назначению невозможно.

Сведения о сооружении с кадастровым номером
(наименование - скважина ; глубина - <данные изъяты> м; год завершения строительства - ** ** **** внесены в ЕГРН ** ** ****.

При постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет на основании технического плана сооружения в ЕГРН внесены сведения о кадастровом номере земельного участка, на котором расположено сооружение -.

    Земельный участок с кадастровым номером образован ** ** **** в соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте) в счет выдела земельной доли или земельных долей из участка единого землепользования с кадастровым номером .

    Межевой план для постановки участка на кадастровый учет подготовлен на основании: проекта межевания земельных участков от ** ** ****, извещения в газете "Провинция" от ** ** ****, протокола общего собрания собственников земельных долей на земельный участок с кадастровым номером от ** ** ****.

    При проведении кадастровых работ в отношении земельного участка, занятого скважиной выявлено, что земельный участок находится в границах земельного участка с кадастровым номером

    Земельный участок с кадастровым номером расположенный, по адресу: <адрес> <адрес>, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала , находится в общей долевой собственности Стройкина А.Н. и Терентьева Ю.И., о чем ** ** ****. в Едином государственном реестре недвижимости сделаны записи о государственной регистрации прав .

    Земельный участок с кадастровым номером , внесен в государственный кадастр недвижимости в ** ** **** году, с собственником объекта недвижимости не были согласованы границы земельного участка; что фактически привело к невозможности защитить законные права Российской Федераций и сообщить в уполномоченные органы о наличии своих прав на земельный участок, занятого скважиной регистрации нрава собственности на земельный участок с кадастровым номером .     

    По действующим Нормам отвода земель для нефтяных и газовых скважин СН 459-74, утвержденным государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства от 25.03.1974., под скважину предоставляется земельный участок площадью 0,36 га., а также дороги для подъезда к скважине шириной 10 м.

    Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности, путем признания права, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

    Иск о признании права собственности - это внедоговорное требование собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество.

Истец, позиционирующий себя в качестве обладателя субъективного права, должен доказать наличие обстоятельств, с которыми закон связывает приобретение права собственности на имущество.

    Признание права как способ защиты возможно, когда само право уже существует и необходимо лишь судебное подтверждение данного факта.

    В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее -постановление N 10/22) разъяснено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

    Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

    Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (п. 53 постановления N 10/22).

    Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности (п. 58 постановления N 10/22).

    Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

    Иск о признании права, заявленный лицами, права которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации (п. 59 постановления N 10/22).

    В рассматриваемом деле суд приходит к выводу, что истец доказал наличие таких обстоятельств.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

    Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 указанной статьи).

    Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

    Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 Федеральным законом от 17.07.2001 № 101 -ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», с 01.07.2006 - Законом № 137-ФЗ.

    Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.

    Закон № 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.

    Так, согласно пункту 1 указанной статьи к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.

    По смыслу норм указанной статьи закрепленное в них разграничение государственной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур.

    При этом дополнительно следует отметить, что скважина , принадлежащие Российской Федерации, созданы в ** ** **** г.

    Право собственности Российской Федерации на скважину зарегистрировано ** ** ****.

    Поскольку статья 3.1 Закона № 137-ФЗ введена в действие Федеральным законом от 17.04.2006 № 53-ФЗ, вступившим в силу с 01.07.2006, то с этого момента право государственной собственности на земельные участки под скважинами является разграниченным и возникшим у Российской Федерации в силу прямого указания закона.

    Из материалов дела также следует, что право собственности Стройкина А.Н. и Терентьева Ю.И. на земельный участок с кадастровым номером было зарегистрировано ** ** ****.

    Дополнительно суд исходит из того, что одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Материалами дела документально подтвержден факт нахождения на принадлежащем ответчикам по праву собственности земельном участке объектов недвижимости - скважины .

    Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области Ответчикам направлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., на земельном участке расположена скважина Рябинового месторождения, кадастровый , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: Российская Федерация. <адрес>, <адрес>, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала , для согласования.

    Стройкин А.Н. выразил согласие на передачу в собственность Российской Федерации земельного участка, площадью <данные изъяты> га, на котором находится скважина , Терентьев Ю.И. не согласился. В судебном заседании Терентьев Ю.И. выразил свое согласие.

    Согласно пункту 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям, действующей до 01.03.2015) размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

    В соответствии с таблицей № 1 «СП 459-74. Нормы отвода земель для нефтяных и газовых скважин», утвержденных Госстроем СССР 25.03.1974, размер земельного участка для нефтяных и газовых скважин на период строительства составляет от 1,6 га до 2,5 га., на период ее эксплуатации устанавливается в размере <данные изъяты> га. Иных размеров не установлено. При этом законодатель не делает различия в характеристиках скважин. Размер земельного участка определяется исходя из факта окончания строительства.

Таким образом, действующими нормативами установлено, что площадь земельного участка, необходимого для использования скважины с момента ее бурения составляет <данные изъяты> кв. м.

    С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что земельный участок, на котором расположена скважина , является собственностью Российской Федерации в силу закона и не может быть использован для иных, нежели эксплуатация скважины, целях.    При таких обстоятельствах, требования истца в части признания права собственности Российской Федерации на земельный участок, занятый скважиной , подлежат удовлетворению.

Руководствуясь 196-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области к Стройкину А.Н., Терентьеву Ю.И. о признании права собственности удовлетворить.

    Прекратить право общей долевой собственности Стройкина А.Н.
А.Н. и Терентьева Ю.И. на земельный участок, занятый
скважиной <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, разрешенное использование: недропользование (разведка и добыча полезных ископаемых), в координатах характерных (поворотных) точек:

Обозначение характерных точек границ

Координаты, м

(указываются в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использование технологических и программных средств, в том числе размещенных на официальном сайте Значения координат, полученные с использованием указанных технологических и программных средств, указываются с округлением до 0,0 метра)

X

Y

1

2

3

1

    

    Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок, занятый скважиной <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, разрешенное использование: недропользование (разведка и добыча полезных ископаемых), в координатах характерных (поворотных) точек:

Обозначение характерных точек границ

Координаты, м

(указываются в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использование технологических и программных средств, в том числе размещенных на официальном сайте Значения координат, полученные с использованием указанных технологических и программных средств, указываются с округлением до 0,0 метра)

X

Y

1

2

3

1

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                          О.П. Санфирова

Решение в окончательной форме составлено 07 сентября 2023 года

Подлинник решения подшит в гражданском деле №2-1503/2023 (УИД 56RS0008-01-2023-001325-38) в производстве Бузулукского районного суда.

2-1503/2023 ~ М-1089/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области
Ответчики
Терентьев Юрий Иванович
Стройкин Алексей Николаевич
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области
Кадастровый инженер - Дементьева Наталья Владимировна
Филиал публично-правовой компании «Роскадастр» по Оренбургской области
Администрация МО Бузулукский район Оренбургской области
Публичное акционерное общество "Оренбургнефть"
Суд
Бузулукский районный суд Оренбургской области
Судья
Санфирова Ольга Петровна
Дело на странице суда
buzuluksky--orb.sudrf.ru
22.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2023Передача материалов судье
25.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2023Подготовка дела (собеседование)
19.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2023Судебное заседание
10.08.2023Судебное заседание
04.09.2023Судебное заседание
07.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее