2-1503/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 сентября 2023 года г.Бузулук
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Санфировой О.П.,
при секретаре Савиной О.Н.,
с участием ответчика Терентьева Ю.И.,
представителя третьего лица АО «Оренбургнефть» Мамонова И.П., действующего на основании доверенности от ** ** ****.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области к Стройкину А.Н., Терентьеву Ю.И. о признании права собственности, с участием третьих лиц: Акционерного общества «Оренбургнефть», администрации МО Бузулукский район Оренбургской области, кадастрового инженера Дементьевой Н.В., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области и филиал публично-правовой компании «Роскадастр» по Оренбургской области,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области обратилось в суд с иском к Стройкину А.Н., Терентьеву Ю.И. о признании права собственности, указывая, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества – сооружение «скважина №», кадастровый №<адрес> (Рябиновое месторождение).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, в соответствии с Положением о Территориальном, управлении, в целях эффективного использования и сохранности федерального имущества, защиты прав и законных интересов Российской Федерации выступает с настоящим иском.
В соответствии с Положением о Территориальном управлений, утвержденном приказом Росимущества № от ** ** **** Территориальное управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом.
Российской Федерации на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: сооружение- «скважина №», кадастровый №, глубина <данные изъяты> м., местоположение: Российская Федерация, <адрес>).
Вышеуказанная, скважина является объектом недвижимого имущества; характерными признаками которых в силу ст. 130 ГК РФ является прочная связь с землей, перемещение такого имущества без ущерба его назначению невозможно.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федераций собственнику принадлежат права владения, пользования и. распоряжения своим имуществом. По смыслу данной нормы право собственности па одну и ту же часть недвижимого имущества не может принадлежать одновременно- разным лицам.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок, занимаемый вышеуказанным объектом недвижимого имущества возникает в силу закона.
В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации, к земельным участкам федеральной формы собственности, относятся: земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательство федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса РФ» №137-ФЗ от 25.10.2001 (ст.3.1) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены в том числе – земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ, все прочно связанные с земельными участками объекты, следуют судьбе земельных участков, т.е. приоритетное значение имеет принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Являясь собственником скважины, Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в Оренбургской области имеет исключительное право, на расположенный под указанным объектом недвижимости земельный участок.
Следовательно, земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества - собственности Российской Федерации, и необходимый для ее использования и; обслуживания, отнесен в силу Закона к собственности Российской Федерации.
По действующим Нормам отвода земель для нефтяных и газовых скважин СП 459-74, утвержденным государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства от 25.03.1974 г., под скважину предоставляется земельный участок площадью 0,36 га., а также дороги для подъезда к скважине шириной 10 м.
При проведении кадастровых работ в отношении земельного участка, занятого скважиной № выявлено, что земельный участок находится в границах земельного участка с кадастровым номером №.
Земельный участок с кадастровым номером № расположенный, по адресу: <адрес> <адрес> земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала №, находится в общей долевой собственности Ответчиков, о чем ** ** **** в Едином государственном реестре недвижимости сделаны записи о государственной регистрации прав №.
Земельный участок с кадастровым номером №, внесен в государственный кадастр недвижимости в ** ** **** году, с существенным нарушением законодательства, а именно с нарушением п. п. 8.1, 9.1; 9.2; «Инструкции по межеванию земель» от 08.04.1996 г., п. 11, 12 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства; утвержденных Росземкадастром 17.02.2003 в которых говорится о том, что «….Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков».
В нарушение данной нормы, с собственником объекта недвижимости не были согласованы границы земельного участка; что фактически привело к невозможности защитить законные права Российской Федераций и сообщить в уполномоченные органы о наличии своих прав на земельный участок, занятого скважиной № регистрации нрава собственности на земельный участок с кадастровым номером №.
Таким образом, границы земельного участка с кадастровым номером № препятствуют формированию и установлению границ земельного участка, под объектом федеральной собственности.
Просят суд прекратить право общедолевой собственности Стройкина А.Н. и Терентьева Ю.И. на земельный участок, занятый скважиной № <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, разрешенное использование: недропользование (разведка и добыча полезных ископаемых), в координатах характерных (поворотных) точек:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м (указываются в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использование технологических и программных средств, в том числе размещенных на официальном сайте Значения координат, полученные с использованием указанных технологических и программных средств, указываются с округлением до 0,0 метра) | |
X |
Y | |
1 |
2 |
3 |
1 |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
- признать право собственности Российской Федерации на земельный участок, занятый скважиной № <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, разрешенное использование: недропользование (разведка и добыча полезных ископаемых), в координатах характерных (поворотных) точек:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м (указываются в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использование технологических и программных средств, в том числе размещенных на официальном сайте Значения координат, полученные с использованием указанных технологических и программных средств, указываются с округлением до 0,0 метра) | |
X |
Y | |
1 |
2 |
3 |
1 |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Определением суда от ** ** **** к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены кадастровый инженер Дементьева Н.В., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области и ППК «Роскадастр» по Оренбургской области.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области в судебное заседание своего представителя не направили, извещены о дате, месте и времени судебного заседания. Представили суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, исковые требования поддерживают в полном объеме.
Ответчик Терентьев Ю.И. в судебном заседании исковые требования признал, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Ответчик Стройкин А.Н. в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени судебного заседания. Представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Против удовлетворения исковых требований не возражает.
ППК «Роскадастр» по Оренбургской области в судебное заседание своего представителя не направили, извещены о дате, месте и времени судебного заседания. Представили пояснения на иск, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя, рассмотрение требований оставляют на усмотрение суда. По существу спора сообщает, что Земельный участок с кадастровым номером № образован ** ** **** в соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте) в счет выдела земельной доли или земельных долей из участка единого землепользования с кадастровым номером №.
Межевой план для постановки участка на кадастровый учет подготовлен на основании: проекта межевания земельных участков от ** ** ****, извещения в газете "Провинция" от ** ** ****, протокола общего собрания собственников земельных долей на земельный участок с кадастровым номером № от ** ** ****.
Сведения о сооружении с кадастровым номером №
(наименование - скважина №; глубина - <данные изъяты> м; год завершения строительства - ** ** **** внесены в ЕГРН ** ** ****.
Представитель третьего лица АО «Оренбургнефть» Мамонов И.П. в судебном заседании не возражал в удовлетворении иска.
Третьи лица администрация МО Бузулукский район Оренбургской области, кадастровый инженер Дементьева Н.В., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о дате, месте и времени судебного заседания. Ходатайств об отложении слушания дела, суду не представили.
В порядке ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав ответчика Терентьева Ю.И., представителя АО «Оренбургнефть» Мамонова И.П., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Положением о Территориальном управлении, утвержденным приказом Росимущества № от ** ** ****, Территориальное управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом.
Из материалов дела следует, Российской Федерации на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: сооружение- «скважина №», кадастровый №, глубина <данные изъяты> м., местоположение: Российская Федерация, <адрес>).
Вышеуказанная, скважина является объектом недвижимого имущества; характерными признаками которых в силу ст. 130 ГК РФ является прочная связь с землей, перемещение такого имущества без ущерба его назначению невозможно.
Сведения о сооружении с кадастровым номером №
(наименование - скважина №; глубина - <данные изъяты> м; год завершения строительства - ** ** **** внесены в ЕГРН ** ** ****.
При постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет на основании технического плана сооружения в ЕГРН внесены сведения о кадастровом номере земельного участка, на котором расположено сооружение -№.
Земельный участок с кадастровым номером № образован ** ** **** в соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте) в счет выдела земельной доли или земельных долей из участка единого землепользования с кадастровым номером №.
Межевой план для постановки участка на кадастровый учет подготовлен на основании: проекта межевания земельных участков от ** ** ****, извещения в газете "Провинция" от ** ** ****, протокола общего собрания собственников земельных долей на земельный участок с кадастровым номером № от ** ** ****.
При проведении кадастровых работ в отношении земельного участка, занятого скважиной № выявлено, что земельный участок находится в границах земельного участка с кадастровым номером №
Земельный участок с кадастровым номером № расположенный, по адресу: <адрес> <адрес>, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала №, находится в общей долевой собственности Стройкина А.Н. и Терентьева Ю.И., о чем ** ** ****. в Едином государственном реестре недвижимости сделаны записи о государственной регистрации прав №.
Земельный участок с кадастровым номером №, внесен в государственный кадастр недвижимости в ** ** **** году, с собственником объекта недвижимости не были согласованы границы земельного участка; что фактически привело к невозможности защитить законные права Российской Федераций и сообщить в уполномоченные органы о наличии своих прав на земельный участок, занятого скважиной № регистрации нрава собственности на земельный участок с кадастровым номером №.
По действующим Нормам отвода земель для нефтяных и газовых скважин СН 459-74, утвержденным государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства от 25.03.1974., под скважину предоставляется земельный участок площадью 0,36 га., а также дороги для подъезда к скважине шириной 10 м.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности, путем признания права, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Иск о признании права собственности - это внедоговорное требование собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество.
Истец, позиционирующий себя в качестве обладателя субъективного права, должен доказать наличие обстоятельств, с которыми закон связывает приобретение права собственности на имущество.
Признание права как способ защиты возможно, когда само право уже существует и необходимо лишь судебное подтверждение данного факта.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее -постановление N 10/22) разъяснено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (п. 53 постановления N 10/22).
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности (п. 58 постановления N 10/22).
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Иск о признании права, заявленный лицами, права которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации (п. 59 постановления N 10/22).
В рассматриваемом деле суд приходит к выводу, что истец доказал наличие таких обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 указанной статьи).
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 Федеральным законом от 17.07.2001 № 101 -ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», с 01.07.2006 - Законом № 137-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.
Закон № 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
Так, согласно пункту 1 указанной статьи к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
По смыслу норм указанной статьи закрепленное в них разграничение государственной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур.
При этом дополнительно следует отметить, что скважина №, принадлежащие Российской Федерации, созданы в ** ** **** г.
Право собственности Российской Федерации на скважину зарегистрировано ** ** ****.
Поскольку статья 3.1 Закона № 137-ФЗ введена в действие Федеральным законом от 17.04.2006 № 53-ФЗ, вступившим в силу с 01.07.2006, то с этого момента право государственной собственности на земельные участки под скважинами является разграниченным и возникшим у Российской Федерации в силу прямого указания закона.
Из материалов дела также следует, что право собственности Стройкина А.Н. и Терентьева Ю.И. на земельный участок с кадастровым номером № было зарегистрировано ** ** ****.
Дополнительно суд исходит из того, что одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Материалами дела документально подтвержден факт нахождения на принадлежащем ответчикам по праву собственности земельном участке объектов недвижимости - скважины №.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области Ответчикам направлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., на земельном участке расположена скважина № Рябинового месторождения, кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: Российская Федерация. <адрес>, <адрес>, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала №, для согласования.
Стройкин А.Н. выразил согласие на передачу в собственность Российской Федерации земельного участка, площадью <данные изъяты> га, на котором находится скважина №, Терентьев Ю.И. не согласился. В судебном заседании Терентьев Ю.И. выразил свое согласие.
Согласно пункту 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям, действующей до 01.03.2015) размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии с таблицей № 1 «СП 459-74. Нормы отвода земель для нефтяных и газовых скважин», утвержденных Госстроем СССР 25.03.1974, размер земельного участка для нефтяных и газовых скважин на период строительства составляет от 1,6 га до 2,5 га., на период ее эксплуатации устанавливается в размере <данные изъяты> га. Иных размеров не установлено. При этом законодатель не делает различия в характеристиках скважин. Размер земельного участка определяется исходя из факта окончания строительства.
Таким образом, действующими нормативами установлено, что площадь земельного участка, необходимого для использования скважины с момента ее бурения составляет <данные изъяты> кв. м.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что земельный участок, на котором расположена скважина №, является собственностью Российской Федерации в силу закона и не может быть использован для иных, нежели эксплуатация скважины, целях. При таких обстоятельствах, требования истца в части признания права собственности Российской Федерации на земельный участок, занятый скважиной №, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области к Стройкину А.Н., Терентьеву Ю.И. о признании права собственности удовлетворить.
Прекратить право общей долевой собственности Стройкина А.Н.
А.Н. и Терентьева Ю.И. на земельный участок, занятый
скважиной № <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, разрешенное использование: недропользование (разведка и добыча полезных ископаемых), в координатах характерных (поворотных) точек:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м (указываются в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использование технологических и программных средств, в том числе размещенных на официальном сайте Значения координат, полученные с использованием указанных технологических и программных средств, указываются с округлением до 0,0 метра) | |
X |
Y | |
1 |
2 |
3 |
1 |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок, занятый скважиной № <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, разрешенное использование: недропользование (разведка и добыча полезных ископаемых), в координатах характерных (поворотных) точек:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м (указываются в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использование технологических и программных средств, в том числе размещенных на официальном сайте Значения координат, полученные с использованием указанных технологических и программных средств, указываются с округлением до 0,0 метра) | |
X |
Y | |
1 |
2 |
3 |
1 |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.П. Санфирова
Решение в окончательной форме составлено 07 сентября 2023 года
Подлинник решения подшит в гражданском деле №2-1503/2023 (УИД 56RS0008-01-2023-001325-38) в производстве Бузулукского районного суда.