Копия Дело № 2-670/2021
16RS0050-01-2020-014207-82
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2021 года г. Казань
Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Прытковой Е.В., при секретаре судебного заседания Мухамматгалиевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якупова М. З. к филиалу компании «Халлибуртон Интернэшнл ГМБХ» о взыскании среднего месячного заработка а четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, компенсации за задержку выплаты среднего месячного заработка, компенсации морального вреда и материального ущерба,
у с т а н о в и л:
Якупов М.З. обратился в суд с иском к филиалу компании «Халлибуртон Интернэшнл ГМБХ» о взыскании среднего месячного заработка а четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, компенсации за задержку выплаты среднего месячного заработка, компенсации морального вреда и материального ущерба.
В обоснование иска указано, что истец работал в филиале компании «Халлибуртон Интернэшнл ГМБХ» в должности инженера второй категории по наклонно-направленному бурению, непосредственно занятого на буровых. 16 апреля 2020 года Якупов М.З. был уволен на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с сокращением численности (штата) работников организации, после чего истец встал на учет в центр занятости населения, однако, в течение трех месяцев не был трудоустроен, работодатель выплатил истцу средний месячный заработок за второй и третий месяц со дня увольнения. По истечении четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения истец также не был трудоустроен, поэтому, как полагает истец, работодатель в соответствии с частью 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской (далее по тексту – ТК РФ) работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, что по расчету истца составляет 643 908 рублей, однако, ответчиком в выплате этих суммы было отказано.
Ссылаясь на изложенное, с учетом увеличения исковых требований, истец просил суд: взыскать с ответчика филиала компании «Халлибуртон Интернэшнл ГМБХ» в пользу Якупова М.З. средний месячный заработок за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения в размере 643 908 рублей, компенсацию за задержку выплаты среднего заработка за период с 16 августа 2020 года по29 марта 2021 года в размере 17 725 рублей, компенсацию морального вреда в размере 321 954 рублей; материальный ущерб в виде утраченного заработка за период с 16 октября 2020 года по 29 марта 2021 года в размере 1 135 493 рублей. (л.д. 174)
В судебном заседании истец Якупов М.З. увеличенные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика филиала компании «Халлибуртон Интернэшнл ГМБХ» в судебное заседание не явился, извещен, письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил также отзыв на исковое заявление согласно которому возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на неверное толкование истцом норм права. (л.д. 71)
Суд, выслушав пояснения явившихся участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Согласно положениям статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, а если длительность периода трудоустройства превышает два месяца, - за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.
В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), средний месячный заработок последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения.
Установлено, что Якупов М.З. с 16 января 2013 года работал в филиале компании «Халлибуртон Интернэшнл ГМБХ» вахтовым методом работы в должности инженера второй категории по наклонно-направленному бурению, непосредственно занятого на буровых. (л.д. 83)
16 апреля 2020 года Якупов М.З. был уволен на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с сокращением численности (штата) работников организации. (л.д. 96)
После увольнения истец встал на учет в центр занятости населения, в течение трех месяцев не был трудоустроен, (л.д. 23) работодатель выплатил истцу средний месячный заработок за второй и третий месяц со дня увольнения.
По истечении четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения истец также не был трудоустроен. (л.д. 27)
Гарантии и компенсации работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из тех же или других районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устанавливаются в соответствии с главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации (статья 302 ТК РФ).
Согласно данной норме права лица, работающие по вахтовому методу организации работ, делятся на две категории:
а) выезжающие для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов;
б) выезжающие для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из тех же или других районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Указанная дифференциация правового регулирования предоставления гарантий лицам, работающим вахтовым методом, основана законодателем на объективных критериях, учитывающих степень неблагоприятного воздействия на организм человека экстремальных природно-климатических факторов (Определения Конституционного Суда РФ от 04 октября 2012 года N 1768-О, от 28 мая 2013 г. N 738-О, от 17 июня 2013 г. N 962-О).
Положения статьи 302 Трудового кодекса Российской Федерации являются специальными по отношению к статье 318 Трудового кодекса Российской Федерации, так как регулируют правоотношения в отношении субъектов со специальным режимом правового регулирования - лиц, работающих вахтовым методом.
Таким образом, законодатель установил дополнительные гарантии лицам, которые выезжают для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из тех же или других районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с требованиями статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 года, Верховный Суд Российской Федерации разъясняет, что работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом ограниченных возможностей трудоустройства в этих районах и местностях по сравнению с иными территориями страны гарантирован более длительный максимальный период сохранения среднего месячного заработка на время поиска работы.
Тем самым Верховный Суд Российской Федерации связывает применение статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации именно с особенностями трудоустройства высвобождаемых работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Как следует из материалов дела, в период работы в организации ответчика вахтовым методом Якупов М.З. проживал в городе Казани, что также подтвердил истец в судебном заседании. В период работы истец был зарегистрирован по месту жительства в г. Октябрьский Республики Башкортостан, который не включен в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029.
Кроме того, Якупов М.З. принят на регистрационный учет безработных граждан по месту постоянного жительства органом занятости населения - ГКУ "Центр занятости населения Приволжского района" г. Казани.
Поиск Якуповым М.З. подходящей работы по месту своего постоянного проживания в городе Казани, территория которого не отнесена к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, не связан для Якупова М.З. с дополнительными физиологическими затратами и более высокой стоимостью жизни, складывающимися под воздействием географических, климатических факторов и связанных с ними особенностей социально-экономического развития территории Крайнего Севера.
Сохранение Якупову М.З. среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения за счет средств бывшего работодателя на время поиска подходящей работы по месту постоянного проживания в городе Казани не имеет цели привлечения трудовых ресурсов в районы Севера, также не имеет разумного, в том числе социально-экономического оправдания, и свидетельствует о признаках дискриминации в сфере труда на стадии трудоустройства по отношению к прочим жителям районов Крайнего Севера, обратившимся в орган занятости населения с целью получить содействие в трудоустройстве.
Каких-либо иных дополнительных гарантий и компенсаций для сокращенных работников, выезжающих для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других регионов, кроме, как установленных статьей 302 Трудового кодекса Российской Федерации, локальные акты работодателя не содержат.
При таких обстоятельствах положения статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации на Якупова М.З. не распространяются, поскольку на истца, как на лицо, работающее вахтовым методом и выезжающее из районов, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при предоставлении гарантий при увольнении по пункту 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации распространяются нормы статьи 178 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Оценив и сопоставив имеющиеся по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что поскольку, на граждан, работающих вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но выезжающих к месту работы из районов, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, действие главы 50 ТК РФ не распространяется, то оснований для удовлетворения исковых требований Якупова М.З. о взыскании среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, а также производных требований о взыскании компенсации за задержку выплаты среднего месячного заработка, компенсации морального вреда и материального ущерба, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Якупова М. З. к филиалу компании «Халлибуртон Интернэшнл ГМБХ» о взыскании среднего месячного заработка а четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, компенсации за задержку выплаты среднего месячного заработка, компенсации морального вреда и материального ущерба, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г. Казани в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 03 июня 2021 года.
Судья подпись Прыткова Е.В.
Копия верна
Судья Прыткова Е.В.