Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1771/2024 ~ М-480/2024 от 07.02.2024

Дело № 2-1771/2024 УИД 76RS0014-01-2024-000520-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль                                 11 марта 2024 года

    Кировский районный суд города Ярославля в составе председательствующего судьи Барышевой В.В.,

при секретаре Ляминой К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г.Ярославля в защиту интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Ярославля о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества,

у с т а н о в и л :

    Заместитель прокурора города Ярославля обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в котором просит возложить на мэрию города Ярославля обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав
на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов: участок газопровода- подземный газопровод протяженностью 4,9 м ( сталь), расположенный по адресу <адрес>; в течение трех месяцев после постановки на учет указанных выше участков газопровода в качестве бесхозяйных недвижимых объектов организовать их передачу организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанные объекты.

    В обоснование иска истец указывает, что прокуратурой города Ярославля проведена проверка информации заместителя генерального директора – главного инженера АО «Газпром газораспределение Ярославль» о наличии бесхозяйных участков газопроводов на территории г. Ярославля. Данные объекты не являются объектами муниципальной собственности г. Ярославля, бесхозяйными не признаны, на учет не поставлены, их правообладатель или балансодержатель не определен. Финансирование ремонта и содержания бесхозяйных участков газопроводов бюджетом г. Ярославля не предусмотрено. По данным участкам газопроводов обеспечивается поставка коммунальных ресурсов в многоквартирные жилые дома. Истец ссылается на нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 № 69-ФЗ, Устава г. Ярославля, принятого решением муниципалитета г. Ярославля от 16.10.1995 № 42 (далее – Устав), Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). Полагает, что данные объекты являются бесхозяйной вещью и должны быть приняты на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Обращение прокурора в суд связано с непринятием мэрией г. Ярославля мер по обращению в управление Росреестра по Ярославской области с заявлением о постановке на учет указанных участков газопроводов в качестве бесхозяйных недвижимых объектов, а также по оформлению права собственности на данные бесхозяйные объекты газоснабжения, что может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и (или) чрезвычайной ситуации, тем самым нарушить права неопределенного круга граждан и юридических лиц.

    В судебном заседании прокурор Ермолычев А.С. исковые требования поддержал в полном объеме.

    Представитель ответчика, представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела, дело рассмотрено в их отсутствие. Представителем ответчика мэрии г. Ярославля, третьего лица КУМИ мэрии г. Ярославля представлены письменные возражения на исковое заявление, из которых следует, что КУМИ мэрии г. Ярославля проводится работа по постановке бесхозяйных участков газопровода на кадастровый учет, однако для выполнения данных работ требуется проведение кадастрового учета. С учетом большого количества бесхозяйных участков газопроводов выполнить требования прокурора в установленный срок не представляется возможным.

    Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования прокурора законными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Судом установлено, что на территории <адрес> имеются следующие бесхозяйные объекты недвижимости (участки газопроводов): подземный газопровод протяженностью 4,9 м ( сталь), расположенный по адресу <адрес>.

    Вышеуказанный объект не является объектом муниципальной собственности г. Ярославля, бесхозяйными не признан, на учет не поставлен, их правообладатель или балансодержатель не определен. Финансирование ремонта и содержания бесхозяйных участков газопроводов бюджетом г. Ярославля не предусмотрено. По данным участкам газопроводов обеспечивается поставка коммунальных ресурсов в многоквартирные жилые дома.

    В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 № 69-ФЗ организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

    В соответствии со ст. 7 Устава г. Ярославля, принятого решением муниципалитета г. Ярославля от 16.10.1995 № 42 (далее – Устав), структуру органов городского самоуправления составляет, в том числе, местная администрация г. Ярославля (исполнительно-распорядительный орган) - мэрия г. Ярославля.

    Согласно ст. 98 Устава к полномочиям мэрии города по вопросам управления муниципальным имуществом относится в том числе осуществление от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города.

    В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

    Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права
на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход
и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав
на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты,
а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

    В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая
не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное
не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

    Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

    По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи
на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

    Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

    В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

    В соответствии с п. 2.4 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйные сети (далее – Порядок), утвержденного постановлением мэрии г. Ярославля от 07.06.2007 № 1805, комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля обеспечивает постановку бесхозяйных сетей на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с целью последующего обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанные сети.

    Согласно п. 1.6 Порядка департамент городского хозяйства мэрии
г. Ярославля после получения выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества организует передачу бесхозяйных сетей на содержание и ремонт сроком на один год организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством.

    Непринятие комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля мер по обращению в управление Росреестра по Ярославской области с заявлением о постановке на учет указанных участков газопроводов в качестве бесхозяйных недвижимых объектов, а также по оформлению права собственности на данные бесхозяйные объекты газоснабжения, может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и (или) чрезвычайной ситуации, тем самым нарушить права неопределенного круга граждан и юридических лиц. Газоснабжение, в отличие от других коммунальных услуг, сопряжено с повышенным риском возникновения аварий, большинство из которых сопровождается человеческими жертвами.

    Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом суд полагает, что срок для постановки бесхозяйного участка газопровода на кадастровый учет должен быть установлен в шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    Исковые требования заместителя прокурора г.Ярославля удовлетворить.

    Возложить на мэрию г. Ярославля обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов: участок газопровода- подземный газопровод протяженностью 4,9 м ( сталь), расположенный по адресу <адрес>.

    Возложить на мэрию г. Ярославля обязанность в течение трех месяцев после постановки на учет указанного выше участка газопровода
в качестве бесхозяйного недвижимого объекта организовать его передачу организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанный объект.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня вынесения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья                                         В.В.Барышева                        

2-1771/2024 ~ М-480/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура г. Ярославля
Ответчики
Мэрия г. Ярославля
Другие
АО Газпром Газораспределение Ярославль
ДГХ мэрии г. Ярославля
КУМИ мэрии г. Ярославля
Суд
Кировский районный суд г. Ярославля
Судья
Барышева Валентина Владимировна
Дело на странице суда
kirovsky--jrs.sudrf.ru
07.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2024Передача материалов судье
12.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2024Судебное заседание
11.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее