Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-447/2022 ~ М-85/2022 от 20.01.2022

мотивированное решение изготовлено

02 сентября 2022 года

Дело № 2-447/2022                               47RS0016-01-2022-000131-10

РЕШЕНИЕ

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 августа 2022 года                                                                                  г. Сосновый Бор

    Сосновоборский городской суд Ленинградской области в составе:

    председательствующего судьи Алексеева М.А.,

    при секретаре Романовой У.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Сосновый Бор Ленинградской области, действующего в защиту интересов <данные изъяты> к администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области о возложении обязанности совершить определенные действия,

                                                     установил:

прокурор г. Сосновый Бор Ленинградской области, действуя в защиту интересов <данные изъяты>., обратился в Сосновоборский городской суд Ленинградской области с иском администрации МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области, в котором просит возложить на ответчика обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, пандусом.

    Иск мотивирован тем, что прокуратурой города в соответствии с поручением прокуратуры Ленинградской области от 28 декабря 2021 года № 7-868-2021/Исуб2237-21 проведена проверка по обращению депутата Государственной Думы Российской Федерации Яхнюка С.В. в интересах маломобильных групп населения, проживающих в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, по вопросу отсутствия пандуса в указанном доме.

    Проверкой установлено, что в указанном доме в комнате <адрес> проживает <данные изъяты>., инвалид 1 группы, которая передвигается в инвалидной коляске. Данная квартира принадлежит <данные изъяты>. на праве собственности.

    Администрацией Сосновоборского городского округа 17 ноября 2020 года проводилось обследование указанного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид.

    По результатам обследования установлено несоответствие требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, в том числе отсутствует пандус при входе в многоквартирный дом.

    Кроме того, в ходе обследования установлено, что техническая возможность установки пандуса при спуске с 6 этажа до лифта, при выходе из лифта до 1 этажа дома отсутствует.

    По результатам обследования 26 января 2021 года выдано заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в том числе по установке пандуса при входе в многоквартирный дом, в котором проживает инвалид.

    Между тем, в ходе обследования установлена техническая возможность установки пандуса на крыльце при входе в многоквартирный дом при наличии технического проекта.

    Администрацией Сосновоборского городского округа меры по установке пандуса на крыльце при входе в многоквартирный дом не принимались.

    Прокурор указывает, что отсутствие пандуса на крыльце при входе в многоквартирный дом не отвечает требованиям доступности для маломобильных групп населения и инвалидов и нарушает права Владимировой Н.А., как инвалида 1 группы, на беспрепятственный доступ в многоквартирный дом.

    В судебном заседании старший помощник прокурора Ликратова Н.В. иск подержала.

    Материальный истец <данные изъяты>. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

    Представитель администрации МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области Козлова Л.Н. в судебном заседании возражала против иска.

    Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Социум-Строй" и Комитета по социальной защите населения Ленинградской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены.

    Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, суд приходит к следующим выводам.

    14 февраля 2020 года в адрес главы МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области депутатом совета депутатов МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области Пономаревым Д.Н. было направлено коллективное обращение жителей <адрес> по поводу установки пандусов, а также письмо отдела надзорной деятельности и профилактической работы                         г. Сосновый Бор.

    Согласно ответу администрации МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области от 25 февраля 2020 года, указанное обращение было рассмотрено. Указано, помимо прочего, что установка надлежащего пандуса, обеспечивающего беспрепятственный доступ на крыльцо здания допустима при наличии технической возможности и проекта производства работ по установке пандуса. Администрация включит в план работ необходимые мероприятия для реализации установки пандуса на крыльце многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

    04 сентября 2020 года депутатом совета депутатов МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области Пономаревым Д.Н. в адрес ООО "Социум-Строй" направлено обращение об обеспечении пандусом подъезда многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

    Согласно ответу ООО "Социум-Строй" от 15 сентября 2020 года, управляющая компания не уполномочена на выполнение данных работ договором управления.

    02 ноября 2020 года <данные изъяты>. обратилась в администрацию                       МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области с заявлением о проведении обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в жилом доме, в котором проживает инвалид.

    26 января 2021 года администрацией МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области вынесено заключение № 1 "Об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида", расположенного по адресу: <адрес>.

    При этом из акта № 2 обследования жилого помещения от 17 ноября 2020 года, явившегося также основанием для вынесения указанного заключения, следует, что техническая возможность для установки пандуса на крыльце многоквартирного дома, в котором проживает инвалид существует при наличии технического проекта, с соблюдением требования СП59.13330 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".

    В акте указаны мероприятия по приспособлению жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида: устройство жесткого закрепленного металлического пандуса на ступенях лестницы перед крыльцом.

    23 декабря 2021 года депутатом Государственной Думы Российской Федерации Яхнюком С.В. в адрес прокурора Ленинградской области направлено обращение № ЯСВ-18/ЛО по вопросу об оказании содействия в решении проблемы, которая касается представителей маломобильных групп населения г. Сосновый Бор, проживающих в жилом доме по адресу: <адрес>, где отсутствует пандус, соответствующих нормативам ГОСТ Р51261 СНиП35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", что создает опасность для жизни людей.

    28 декабря 2021 года прокуратурой Ленинградской области в адрес прокуратуры г. Сосновый Бор Ленинградской области направлено поручение года № 7-868-2021/Исуб2237-21 в целях проведения проверки доводов указанного обращения.

    19 января 2022 года <данные изъяты>., являющаяся инвалидом первой группы, обратилась в прокуратуру г. Сосновый Бор Ленинградской области с заявлением, в котором просила выступить в ее защиту в суде по вопросу о возложении на администрацию обязанности по установке пандуса при входе в дом, расположенный по адресу: <адрес>.

    Также в ходе рассмотрения дела установлено, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, имеется 10 жилых помещений и 2 помещения, отнесенных к казне МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области.

    Частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года                     № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

    В соответствии с пунктом 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

    Согласно пункту 6 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

    Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства РФ от 09 июля 2016 года № 649 (далее Правила).

    Настоящие Правила применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).

    Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (пункт 2 Правил).

    Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования (пункт 6 Правил).

    Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 18 Правил).

    Частью 1 статьи 6, частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

    Жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

    СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" утвержден Приказом Минстроя России от                         30 декабря 2020 года № 904/пр.

    Согласно пунктам 6.1.1, 6.1.2 СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

    В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.

    Требования о необходимости оборудования многоквартирного дома пандусом также закреплены в пунктах 24, 27 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

    Мероприятия, включенные в оптимальный перечень, в результате проведения которых общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III Правил, финансируются в том числе за счет средств муниципального бюджета (подпункт "б" пункта 14 Правил).

    В определении Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 года № 689-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа "Город Зеленогорск" Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" высказана правовая позиция, согласно которой органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

    Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

    В ходе рассмотрения дела установлено, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, проживает <данные изъяты>., являющаяся инвалидом первой группы.

    Также в данном многоквартирном доме администрации МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области принадлежит 12 помещений, 10 из которых являются жилыми.

    Крыльцо данного многоквартирного дома не оборудовано пандусом, при том, что возможность такого оборудования не только имеется, но и является необходимой.

    Указав еще в письме от 25 февраля 2020 года на то, что администрация включит в план работы необходимые мероприятия для реализации установки пандуса на крыльце названного многоквартирного дома, ответчик до настоящего времени в данной части каких-либо мероприятий не произвел.

    Отсутствие необходимого пандуса не отвечает требованиям доступности для маломобильных групп населения и инвалидов, которые могут проживать, а <данные изъяты>., являющаяся инвалидом первой группы, проживает по адресу: <адрес>, нарушает права лиц с ограниченными возможностями на доступность жилого помещения.

    Следовательно, суд приходит к выводу об обоснованности иска прокурора, а потому он подлежит удовлетворению.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора города Сосновый Бор Ленинградской области, действующего в защиту интересов <данные изъяты> к администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

    Возложить на администрацию муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, пандусом.

    Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сосновоборский городской суд Ленинградской области.

Судья                                                           М.А. Алексеев

2-447/2022 ~ М-85/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Владимирова Наталья Александровна
прокурор гор.Сосновый Бор Ленинградской области
Ответчики
администрация МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области
Другие
ООО "Социум-Строй"
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области
Суд
Сосновоборский городской суд Ленинградской области
Судья
Алексеев Максим Андреевич
Дело на странице суда
sosnovoborsky--lo.sudrf.ru
20.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2022Передача материалов судье
26.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2022Подготовка дела (собеседование)
14.03.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.05.2022Предварительное судебное заседание
12.07.2022Судебное заседание
19.08.2022Судебное заседание
02.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2022Дело оформлено
18.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее