Дело № 5-135/2023
УИД 19RS0003-01-2023-001099-63
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Саяногорск 07 июля 2023 года
Судья Саяногорского городского суда Республики Хакасия Плетнева Т.А., при секретаре Аракчаа М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Акционерного общества «РУСАЛ Саяногорскй алюминиевый завод» (далее - АО «РУСАЛ Саяногорск», Общество) юридический адрес: 655602, Республика Хакасия, г. Саяногорск, тер. Промплощадка, ИНН 1902014500, КПП 190201001, ОГРН 1021900670758
УСТАНОВИЛ:
ДАТА при проведении Енисейским управлением Ростехнадзора мероприятия по контролю (надзору) соблюдения требований промышленной безопасности в АО «РУСАЛ Саяногорскй алюминиевый завод» выявлены нарушения обязательных норм и правил промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, а именно:
1. В нарушение пунктов 1, 2 статьи 9, пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 27.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 12, 13, подпунктов а), б) пункта 27 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 № 420; пункта 149 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 13.11.2020 № 440 допущена эксплуатация зданий и сооружений в отсутствие подтверждения соответствия установленным требованиям промышленной безопасности, без проведения в установленном порядке оценки фактического состояния железобетонных фундаментов, а именно: зданий <> (заключение экспертизы промышленной безопасности per. №№ 65-ЗС-16535-2020, выданное АО НТЦ «Диагностика», 65-ЗС-15206-2022, выданное ООО «СПТК»); зданий корпусов <> (заключение экспертизы промышленной безопасности peг. №№ 65-ЗС-16891-2021, 65-ЗС-16661-2021, выданное ООО «ГТЭ», 65-ЗС-15202-2022, 65-ЗС-15204-2022, выданное ООО «СПТК», 19-ЗС4 8874-2019, выданное ООО «СЭЦ», 65-ЗС-16463-2020, 65-ЗС-16438-2020, выданное АО НТЦ «Диагностика», 65-ЗС-14948-2022, 65-ЗС-14949-2022, выданное ООО «СПТК»); зданий <> (заключение экспертизы промышленной безопасности peг. №№ 65-ЗС-16669-2021, 65-ЗС-16666-2021, выданное ООО «ГТЭ», 65-ЗС-15866-2022, 65-ЗС-15867-2022, выданное ООО «СПТК», 65-ЗС-01877-2020,, 65-30-01870-2020, 65-ЗС-01931-2020, 65-ЗС-01875-2020, выданное АО НТЦ «Диагностика»); здания <>) (заключение экспертизы промышленной безопасности peг. № 65-ЗС-02049-2021, выданное ООО «Единый Технический Центр»); здания газоочистки ОПКЭ (заключение экспертизы промышленной безопасности peг. № 65-ЗС-16473-2020, выданное АО НТЦ «Диагностика»),
2. В нарушение пунктов 1, 2 статьи 9, пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 27.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 149 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 13.11.2020 № 440; пункта 1242 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 09.12.2020 № 512 допущена эксплуатация зданий корпусов <> с неисправным кровельным покрытием, что не исключает возможность попадания внутрь корпусов атмосферных осадков, а именно: корпус № 1 в районе <>; корпус № 2 в районе <>; корпус № 3 в районе <>; корпус № 4 в районе <>; корпус № 7 в районе электролизеров <>.
3. В нарушение пункта 2 статьи 7, пунктов 1, 2 статьи 9, пункта 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 № 420 допущена эксплуатация технических устройств Цеха <>.
4. В нарушение пункта 2 статьи 7, пунктов 1, 2 статьи 9, пункта 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 № 420 допущена эксплуатация технических устройств Цеха <>, peг. № А65-00705-0002 в отсутствие документов подтверждающих соответствие обязательным требованиям промышленной безопасности до начала применения на ОПО, а
именно: индукционной тигельной электропечи. ИАТ-6М2, инв.№ 304409; поворотной газовой печи для переплава алюминия типа ГАПП-20, инв. № 140010592; машины вертикального литья (MBЛ) Wagstaff хоз.№ 2, инв. № 140009298.
5. В нарушение пункта 2 статьи 2, пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 5 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371; пунктов 6, 7, 9, 10, 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.11.2020 № 471 не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных АО «РУСАЛ Саяногорск» при регистрации (перерегистрации) ОПО в государственном реестре опасных производственных объектов. В сведениях, характеризующих опасный производственный объект Цеха электролиза алюминия, рег. № А65-0075-0049, не учтены при проведении идентификации опасного производственного объекта, количественные и качественные характеристики, а также не в полном объеме внесены сооружения, а именно: <>.
6. В нарушение пункта 2 статьи 7; пунктов 1, 2 статьи 9, пункта 1 статьи 13 Федерального закона от. 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 4, 23 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 № 420 допущена эксплуатация технических устройств Миксеров №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, инв.№№ 303256, 304421, 27211, 27212, 27213, 27214, цеха <>, peг. № А65-00705-0048, не соответствующих установленным требованиям промышленной безопасности, в отсутствие подтверждения проведения, экспертной организацией оценки фактического состояния всех узлов (частей) оборудования в полном объеме, а именно секционной системы желобов (металлотрактов) с бетонной футеровкой и крышками обогрева.
7. В нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 9, 1244 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или. применения металлов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 09.12.2020 №512 отсутствуют изоляционные разрывы плита/рифленка ОПО «Цех <>.
8. В нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт г) пункта 66 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных, приказом Ростехнадзора от 09.12.2020 № 512 полы на рабочих площадках, металлургических агрегатов ОПО «Цех электролиза алюминия» (peг. № А65-00705-0001) имеют выбоины и выступы: корпус <>.
9. В нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных. производственных объектов»; пункта 200 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 не затянуто по 1 болтовому соединению разъемного стыкового скрепления рельсового пути ось А корпус 9 в районе колонн 79-80 и 59-60 ОПО «Цех электролиза алюминия» (peг. № А65-00705-0049).
10. В нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 200 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 №461 отсутствует 1 болт крепления рельса к подкрановой балке в районе колонн 91-92 ось А корпус 9 ОПО «Цех электролиза алюминия» (peг. № А65-00705-0049).
11. В нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 200, 203 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 в месте соединения температурного стыка разъемного стыкового скрепления рельсового пути ось А корпус 10 в районе колонн 107-108 ОПО «Цех электролиза алюминия» (peг. № А65-00705-0049) имеется трещина по рельсу.
12. В нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07Л 997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 101 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 в районе колонн 110-111 ось А корпус 10 ОПО «Цех электролиза алюминия» (peг. № А65-00705-0049) разъемного стыкового скрепления рельсового пути установлен 1 болт не проектной длины.
13. В нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 200 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от ДАТА № отсутствует 1 болт разъемного стыкового скрепления рельсового пути ось А корпус 10 в районе колонн 126-127 ОПО «Цех электролиза алюминия» (peг. № А65-00705-0049).
14. В нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункта А пункта 22, пункта 154 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 на мостовом кране уч. № хкр (участок 1-18) ОПО «Цех электролиза алюминия» (peг. № А65-00705-0001) со стороны площадки обслуживания троллей ослаблен нижний болт крепления буксы ходового колеса.
15. В нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункта А пункта 22, пункта 154 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 на технологическом кране СОЕ уч. № хкр (2 корпус) ОПО «Цех электролиза алюминия» (peг. №А65-00705-0001) ослаблено 2 болта крепления редуктора поворота кабины.
16. В нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункта А пункта 22, пункта 154 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 на технологическом кране КАТУК уч. № хкр (7 корпус) ОПО «Цех электролиза алюминия» (peг. №А65-00705-0001) ослаблено 2 болта крепления опоры внутренней обнчайки лотка укладки кабеля на верхней площадке ТТК.
В судебное заседание представитель Енисейского управления Ростехнадзора не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Защитник АО «РУСАЛ Саяногорск» ФИО1 в судебном заседании пояснила, что Общество вину признает, просит назначить наказание не связанное с приостановлением деятельности, учитывая что большая часть нарушений фактически устранена, в том числе до составления протокола, а также совершены впервые. Обращает внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие и указывающие на наличие обстоятельств, создающих реальную угрозу охраняемым общественным отношениям – жизни и здоровью граждан, либо окружающей среде, либо вероятность наступления негативных последствий в случае дальнейшей эксплуатации и деятельности опасных производственных объектов, а также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии исключительных обстоятельств для приостановления деятельности Общества. Материалы дела также не содержат сведений о степени риска причинения вреда в результате допущенных нарушений и степени тяжести возможных негативных последствий. Указывает, что в отношении 4 нарушений, наличие которых явилось поводом для обращения контролирующего органа в суд, вынесено предписание со сроком устранения нарушений до ДАТА. Полагает, что ни акт проверки от ДАТА, ни протокол от ДАТА, ни определение от ДАТА о передаче дела по подведомственности не содержат обоснованные доводы о том, почему назначение менее строгого вида административного наказания, чем приостановление деятельности, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Заслушав защитника юридического лица, изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу, что в действиях юридического лица - АО «РУСАЛ Саяногорск» имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть нарушения требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно п. 2. ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности: до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет; после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах. Работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
Согласно пунктов 1, 3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта. Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
Пунктом 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения, экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 № 420
установлено, что техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям): до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет; после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
В соответствии с подп а, б пункта 27 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения, экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 № 420 обследование зданий и сооружений включает следующие мероприятия: а) определение соответствия строительных конструкций зданий и сооружений проектной документации и требованиям нормативных документов, выявление дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций зданий и сооружений с составлением ведомостей дефектов и повреждений; б) определение пространственного положения строительных конструкций зданий и сооружений, их фактических сечений и состояния соединений.
Пунктом 149 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности - при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 13.11.2020 № 440 установлено, что состояние зданий и сооружений должно соответствовать: требованиям промышленной безопасности; требованиям технических регламентов; требованиям к характеристикам ЗиС, установленным в проектной документации, в соответствии с нормальными условиями эксплуатации.
Положениями пунктов 9, 1242, 1244 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 09.12.2020 № 512 установлено, что ведение технологических процессов на рабочих местах контролируется посредством записей в журнале приема и сдачи смены. В журнале, в том числе, отмечаются информация о параметрах отклонения от ведения технологического процесса и сведения о состоянии оборудования. Конструкция фрамуг, створок и фонарей электролизных корпусов должна исключать попадание внутрь атмосферных осадков. Механизмы управления фрамугами должны быть работоспособными и покрыты электроизоляционным материалом. Течи воды в корпуса должны устраняться. Система электроизоляции оборудования конструктивных элементов и коммуникаций в корпусах электролиза должна исключать возможность появления потенциала "земля" в зоне обслуживания электролизеров и шинопроводов. При появлении потенциала "земля" в зоне обслуживания должны приниматься меры по восстановлению электроизоляции.
В соответствии с подп. г пункта 66 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 09.12.2020 № 512 полы в помещениях должны быть устойчивы к допускаемым в процессе производства механическим, тепловым или химическим воздействиям и выполняться на рабочих площадках металлургических агрегатов и в разливочных пролетах цехов - из прочных износостойких материалов, выдерживающих розлив расплава металла, с нескользкой поверхностью, без выбоин и выступов.
В соответствии с пунктом 5 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект. В случае если регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба безопасности Российской Федерации, указанные сведения представляются на бумажном носителе. Сведения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в форме электронного документа направляются с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а при наличии технической возможности у Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, федеральных органов исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов, или Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" - с использованием своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающим факт направления сведений. Организациям и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре. В свидетельство о регистрации объекта в государственном реестре включаются сведения о его классе опасности.
В силу пунктов 6, 7, 9, 10 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.11.2020 № 471 отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с Требованиями (п. 6). При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов (п. 7). На основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, а также проведенного анализа, указанного в пункте 8 настоящих Требований, эксплуатирующая организация формирует сведения, характеризующие опасный производственный объект (п.9). При проведении идентификации учитывается, что к опасным производственным объектам относятся предприятие или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". При проведении идентификации необходимо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли (п.10).
В соответствии с пунктом 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.11.2020 № 471 для регистрации объекта в государственном реестре эксплуатирующая организация не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации опасного производственного объекта представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, следующие документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра: 1) сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект, заполненные на основании анализа документов, приведенных в пункте 8 Требований, результатов проведенной идентификации и иных документов, содержащие следующие данные: а) наименование и место нахождения опасного производственного объекта; б) признаки опасности опасного производственного объекта; в) класс опасности опасного производственного объекта; г) классификация опасного производственного объекта; д) виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации опасного производственного объекта; е) полное наименование, адрес места нахождения эксплуатирующей организации, должность, фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) руководителя, дата подписания документа руководителем эксплуатирующей организации; ж) реквизиты опасного производственного объекта и регистрирующего органа; з) наименование площадки, участка, цеха, здания, сооружения, входящих в состав опасного производственного объекта; и) краткая характеристика опасности опасного производственного объекта; к) наименование опасного вещества, его вид в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; наименование, тип, марка, модель (при наличии), регистрационные или учетные номера (для подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, подлежащего учету в регистрирующем органе (при наличии), заводские номера и (или) инвентарные номера (при наличии) технических устройств; л) проектные (эксплуатационные) характеристики, дата изготовления и ввода в эксплуатацию технических устройств, зданий (сооружений); м) числовые обозначения признаков опасности опасного производственного объекта. Сведения, характеризующие опасный производственный объект, оформляются в виде документа отдельно для каждого опасного производственного объекта. Сведения, характеризующие опасный производственный объект, оформленные на бумажном носителе, подписанные руководителем эксплуатирующей организации либо уполномоченным представителем эксплуатирующей организации и заверенные печатью (при наличии), представляются в регистрирующий орган в двух экземплярах. Сведения, характеризующие опасный производственный объект, представленные в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, представляются в регистрирующий орган в одном экземпляре; 2) копии документов, подтверждающих наличие у эксплуатирующей организации на праве собственности или ином законном основании опасного производственного объекта (земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается опасный производственный объект (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, технических устройств, обладающих признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"). В случае, если соответствующие права зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, представляются реквизиты документов, подтверждающих наличие у эксплуатирующей организации на праве собственности или ином законном основании таких земельных участков, зданий, строений и сооружений. На опасных производственных объектах, на которых в соответствии с технологической документацией, предусмотренной федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, осуществляется непрерывный производственный процесс основной производственной деятельности, обусловленной особенностями технологического процесса, вместо документов, предусмотренных абзацами 1 и 2 подпункта 2 пункта 14 Требований, эксплуатирующая организация вправе предоставить в регистрирующий орган документы (в свободной форме), подтверждающие согласие собственника такого опасного производственного объекта на его эксплуатацию. 3) документы, которые содержат обоснование безопасности опасного производственного объекта с указанием реквизитов положительного заключения экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, установленных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"); 4) копии текстовой части подраздела "Технологические решения" проектной документации (документации) на производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы, утверждения и (или) регистрации данной экспертизы в органах исполнительной власти). В случае если проектная документация опасного производственного объекта, разработанная до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 744; 2020, N 18, ст. 2916), не содержит подраздела "Технологические решения", заявителем представляются документы, содержащие сведения об объекте капитального строительства, в объеме, установленном для подраздела "Технологические решения" Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.
В соответствии с пунктом 200 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 рельсы на рельсовом пути должны быть закреплены так, чтобы при передвижении ПС исключалось их поперечное и продольное смещение (кроме упругих деформаций под нагрузкой передвигающегося ПС). На каждой рельсовой нити рельсового пути должно быть установлено по два тупиковых упора, ограничивающих рабочую зону, обслуживаемую ПС. При этом крепление тупиковых упоров к рельсу посредством сварки не допускается. При установке тупиковых упоров должна быть обеспечена соосность амортизатора упора с буфером крана. Для ПС, установленных на наземном рельсовом пути, с питающим электрическим кабелем и кабельным барабаном основание пути должно быть спланировано на уровне верха полушпал (железобетонной балки) или вдоль рельсового пути должен быть установлен лоток для кабеля. Для ПС без кабельного барабана наличие вдоль рельсового пути лотка для кабеля обязательно.
Как установлено пунктом 101 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 устройство рельсового пути для установки ПС должно производиться согласно проекту, разработанному с учетом требований руководства (инструкции) по эксплуатации ПС и пунктов 198 - 214 настоящих ФНП. В пролетах зданий, где устанавливаются опорные мостовые краны с фактической группой классификации (режима) A6 и более, а также на эстакадах для кранов (кроме однобалочных кранов с электрическими талями) должны быть устроены галереи для прохода вдоль рельсового пути с обеих сторон пролета. В пролетах зданий, где устанавливаются опорные мостовые краны с группой классификации (режима) менее A6, при отсутствии галерей для прохода вдоль рельсового пути с обеих сторон пролета должны быть установлены горизонтальные страховочные канаты.
В соответствии с пунктом 203 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 готовность рельсового пути к эксплуатации, в том числе после ремонта (реконструкции), должна быть подтверждена актом сдачи-приемки (с прилагаемыми к нему результатами планово-высотной съемки). Предельные величины отклонений рельсового пути от проектного положения не должны превышать величин, указанных в приложении N 5 к настоящим ФНП. Дефекты рельсов и шпал рельсового пути не должны превышать норм браковки, приведенных в приложении N 3 к настоящим ФНП.
В соответствии с пунктом 154 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 обслуживание и ремонт ПС, а также ремонт и рихтовка рельсовых путей (для ПС, передвигающихся по рельсам) должны выполняться с учетом требований руководства (инструкции) по эксплуатации ПС и настоящих ФНП. Эксплуатирующая организация обязана обеспечить своевременное устранение выявленных неисправностей (дефектов и повреждений), а также обеспечить соответствие ПС технологическому процессу с учетом требований настоящих ФНП. Если ПС невозможно привести в соответствие с требованиями обеспечения промышленной безопасности технологического процесса, в котором используется ПС, его эксплуатация должна быть остановлена.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 Закона N 116-ФЗ).
Как следует из материалов дела, с ДАТА на основании решения Енисейского управления Ростехнадзора от ДАТА №, проведена плановая выездная проверка в связи с наступлением сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий Енисейского управления Ростехнадзора на 2023 год.
В ходе проверки было установлено, что на опасном производственном объекте – цех <>, регистрационный номер № А65-00705-0001, II класс опасности, расположенном по адресу: <адрес>, здание 4, строение 5, 5А, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21; цех <>, регистрационный номер № А65-00705-0002, II класс опасности, расположенном по адресу: <адрес>; цех <>, регистрационный номер № А65-00705-0048, II класс опасности, расположенном по адресу: <адрес>; цех <адрес>, регистрационный номер № А65-00705-0049, II класс опасности, расположенном по адресу: <>, территория ОАО <>, эксплуатируемом – АО «РУСАЛ Саяногорск» допущены нарушения требований Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» от 20.10.2020 № 420; Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 13.11.2020 № 440, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 09.12.2020 № 512; Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371; Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.11.2020 № 471; Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461.
То есть эксплуатация вышеуказанного опасного производственного объекта осуществляется под воздействием факторов, при которых может возникнуть аварийное состояние объекта, что представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей в случае дальнейшей его эксплуатации и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, субъектом которого является АО «РУСАЛ Саяногорск».
Указанные обстоятельства подтверждаются актом выездной проверки от ДАТА № с перечнем выявленных нарушений требований промышленной безопасности, предписанием об устранении нарушений требований промышленной безопасности от ДАТА №, протоколом об административном правонарушении от ДАТА № в отношении юридического лица с перечнем выявленных нарушений требований промышленной безопасности.
Представленные доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализ представленных и исследованных доказательств, свидетельствует о том, что вина юридического лица – АО «РУСАЛ Саяногорск» в нарушении законодательства в области промышленной безопасности, нашла свое подтверждение в судебном заседании.
Суд квалифицирует действия юридического лица - АО «РУСАЛ Саяногорск» по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
На основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса.
Суд учитывает, что Обществом были предприняты все возможные меры для оперативного и качественного устранения нарушений, указанных в протоколе.
Оснований для применения к Обществу столь строгого административного наказания, как административное приостановление деятельности, является избыточным и необоснованным, суд считает, что цель административного наказания может быть обеспечена менее строгим видом административного наказания, предусмотренного ст. 9.1 КоАП РФ.
При назначении наказания суд учитывает обстоятельства, смягчающие административную ответственность – признание вины, принятие мер к устранению выявленных нарушений, совершение административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, и признавая исключительными обстоятельства, связанные с принятием мер к устранению выявленных нарушений, суд считает возможным назначить АО «РУСАЛ Саяногорск» наказание с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде половины минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.1, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Акционерное общество «РУСАЛ Саяногорскй алюминиевый завод» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
<>
<>
<>
<>
<>
<>
<>
<>
<>
Квитанцию об уплате штрафа предоставить в суд.
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Разъяснить, что при неуплате административного штрафа в указанный срок возбуждается административное производство о нарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой неуплата штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение десяти суток с момента вручения копии постановления.
Судья Плетнева Т.А.
Резолютивная часть постановления объявлена 04.07.2023
Постановление в полном объеме изготовлено 07.07.2023