Гражданское дело № 2-242/2023
УИД 65RS0015-01-2023-000169-97
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 июня 2023 года
Тымовский районный суд Сахалинской области
в составе:
председательствующего Заборской А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шмаковым Р.М.,
с участием прокурора Курносова Б.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тымовского района в интересах Российской Федерации к Савельевой Оксане Александровне, Савельевой Веронике Алексеевне о прекращении права собственности и принудительной реализации огнестрельного оружия,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Тымовского района, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с исковым заявлением к Савельевой О.А. о прекращении права собственности на огнестрельное оружие <данные изъяты>.
В обоснование иска указано, что ходе проверки соблюдения Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» было выявлено, что при жизни владельцем вышеуказанного оружия на основании РОХА № от ДД.ММ.ГГГГ являлся ФИО6, который умер ДД.ММ.ГГГГ. В связи со смертью прежнего владельца оружие было изъято и передано на хранение в УМВД России по <адрес>. После изъятия оружия ответчик ФИО3 и ее дочь ФИО2, принявшие наследство после смерти ФИО6, своих прав на ружье не заявляли, действий по его реализации не предпринимали, что является основанием для прекращения права собственности на него.
Прокурор просит прекратить право собственности ФИО3 на огнестрельное оружие <данные изъяты>, разрешить Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> осуществить принудительную реализацию указанного оружия через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов с обращением вырученной от продажи оружия суммы за вычетом затрат, связанных с отчуждением оружия, в доход государства.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечена несовершеннолетняя ФИО2, обязанность по представлению интересов которой возложена на ее законного представителя ФИО3
В судебном заседании прокурор по делу ФИО7 исковые требования уточнил, просит прекратить право собственности ответчиков на огнестрельное оружие <данные изъяты>, разрешить Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> осуществить принудительную реализацию указанного оружия через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов, с передачей бывшим собственникам вырученной от продажи оружия суммы за вычетом затрат, связанных с отчуждением оружия.
Ответчик ФИО3, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, будучи извещенной о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, возражений не представила.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>, Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> в лице представителя ФИО8 заявлено о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем составлена телефонограмма.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.
Выслушав прокурора по делу ФИО7, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (подпункт 2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (пункт 3 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок наследования вещей, ограниченно оборотоспособных, предусмотрен законодателем в статье 1180 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с приведенной правовой нормой принадлежавшие наследодателю оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства и другие ограниченно оборотоспособные вещи (абзац 2 пункта 2 статьи 129) входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения (пункт 1). Меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляются с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества (пункт 2). При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со статьей 238 настоящего Кодекса, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию (пункт 3).
На основании части 4 статьи 20 и части 5 статьи 27 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, производятся в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия. Оружие и патроны к нему, изъятые в связи со смертью собственника, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до решения вопроса о наследовании имущества и получении лицензии на приобретение гражданского оружия, но не более одного года. По истечении одного года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению указанных оружия и патронов к нему.
Как следует из материалов дела, ФИО6 являлся владельцем огнестрельного оружия <данные изъяты>, имел разрешение на его хранение и ношение сроком до 6 ноября 2023 года.
В связи со смертью ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ оружие было изъято и передано на хранение в ФКУ ЦХиСО УМВД России по <адрес>.
После смерти ФИО6 к нотариусу с заявлением о принятии наследства обратилась ФИО3, действующая от себя и от имени своей несовершеннолетней дочери ФИО2, им выданы свидетельства о праве на наследство по закону на доли квартир, расположенных по адресам: <адрес>.
Доказательств того, что ответчик ФИО3 после смерти наследодателя приняла меры к оформлению разрешения на хранение и ношение оружия либо иным образом им распорядилась, суду не представлено, поскольку оружие в течение продолжительного времени хранится на складе вооружения ФКУ «ЦХиСО УМВД России по <адрес>».
При таких обстоятельствах указанное выше оружие в силу вышеприведенных норм действующего законодательства ответчикам принадлежать не может, в связи с чем требования о прекращении права собственности ответчиков на оружие и его принудительной реализации подлежат удовлетворению.
Определяя лицо, уполномоченное на реализацию огнестрельного оружия, суд приходит к следующему.
Оборот гражданского и служебного оружия регулируется Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».
Из содержания статьи 28 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ следует, что контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Статьей 27 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ предусмотрено, что распоряжение оружием и патронами к нему, изъятыми в связи с нарушением правил в сфере оборота оружия, установленных Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с решением суда по уголовному делу, гражданскому делу, административному делу или делу об административном правонарушении либо иного уполномоченного осуществлять производство по делу об административном правонарушении органа; порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
Полномочиями по исполнению решений судов (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов наделена Росгвардия (подпункт 27 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ).
Пункт 79 Правил оборота оружия предусматривает, что оружие и патроны изымаются Росгвардией, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами; изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Росгвардии либо в органы внутренних дел; при этом оружие и патроны, изъятые и признанные вещественными доказательствами по уголовным делам, передаются после окончания рассмотрения дел в судебном порядке.
В пункте 10 Правил оборота оружия приведен перечень федеральных органов государственной власти Российской Федерации, уполномоченных на продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, к числу которых отнесена Росгвардия.
Таким образом, поскольку полномочиями по осуществлению реализации конфискованного гражданского гладкоствольного оружия, которое относится к имуществу, ограниченному в обороте на территории Российской Федерации, наделена в том числе Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, постольку огнестрельное оружие <данные изъяты>, подлежит принудительной реализации Территориальным органом Росгвардии через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов с передачей ответчикам вырученной от продажи оружия суммы за вычетом затрат, связанных с отчуждением оружия.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, от которой истец при подаче искового заявления был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 15 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░