Дело № 5-417/2023
УИД 41RS0001-01-2023-009309-15
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ак. Курчатова, д. 6
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 августа 2023 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лубнин Сергей Валерьевич, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в отношении ФИО2 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
В Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края ДД.ММ.ГГГГ на рассмотрение поступило дело об административном правонарушении в отношении ФИО2 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Рассмотрение и принятие решения по делу об административном правонарушении невозможны, в связи с неправильным составлением протокола и неполнотой представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Исходя из положений ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором указываются, в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В отношении ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении №, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно событию административного правонарушения, как оно изложено в протоколе, ДД.ММ.ГГГГ у административного здания по адресу: <адрес>, гр. ФИО2 вел себя агрессивно, размахивал руками и продолжал предпринимать попытки нанести телесные повреждения остальным участникам конфликта, отталкивал и хватал за одежду сотрудника полиции, на слова сотрудника полиции прекратить противоправные действия, не реагировал, оказал неповиновение законным требованиям сотрудника полиции, а именно прекратить свои противоправные действия, то есть совершив административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что предусматривает ответственность ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 1).
По ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, заключается в неповиновении виновного лица законному распоряжению или требованию должностных лиц в виде полного или частичного игнорирования этих распоряжений и требований, совершения действий вопреки им либо продолжения бездействия, либо воспрепятствовании (физическом, психологическом, организационном) исполнению служебных обязанностей сотрудником полиции, органа уголовно-исполнительной системы, военнослужащим.
Вместе с тем, в вышеназванном протоколе об административном правонарушении диспозиция ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях не конкретизирована должностным лицом при этом, соответственно не конкретизированы его виновные действия, которые образует состав рассматриваемого административного правонарушения, то есть, протоколом не установлена объективная сторона вмененного административного правонарушения.
Отсутствие в протоколе об административном правонарушении конкретизации виновных действий ФИО2, привлекаемого к административной ответственности, не свидетельствует об установлении события административного правонарушения.
Изложенное в протоколе событие не содержит указаний, кто именно из сотрудников полиции высказывал требования, на обстоятельства, при которых ФИО2 предъявлялись требования сотрудником полиции, невозможно установить обстоятельства, на основании которых требование сотрудника полиции являлись для него законными и подлежащими выполнению.
В качестве доказательства совершенного ФИО2 административного правонарушения в деле представлен рапорт старшего оперуполномоченного УУР УМВД России по Камчатскому краю майора полиции ФИО3 с изложением обстоятельств, имеющих правовое значение для установления события административного правонарушения, однако данные доказательства при составлении протокола не приняты во внимание (л.д. 3).
Таким образом, событие, описанное в протоколе об административном правонарушении, раскрыто не в полной мере, не указаны все обстоятельства совершенного ФИО2 противоправного деяния.
Отсутствие в протоколе надлежащего описания события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий лица по указанной в нем норме, нарушает право ФИО2 на защиту и противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и дает основания для признания протокола недопустимым доказательством.
Кроме того, правила оформления протокола об административном правонарушении указаны в чч. 2, 5 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В частности, согласно ч. 5 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что протокол 436563/02/1798/23 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составленный ДД.ММ.ГГГГ участковым уполномоченным полиции ГУУП и ПДН ОП № УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому капитаном полиции ФИО4 в отношении ФИО2, не подписан должностным лицом, его составившим.
В силу ч. 3 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Следовательно, имеющийся в материалах дела протокол об административном правонарушении может быть признан недопустимым доказательством по делу. Указанное нарушение требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, также является существенным.
Допущенные при составлении протокола об административном правонарушении недостатки являются существенным, не позволяющим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, возможность его устранения в ходе рассмотрения дела отсутствует, поскольку судья не вправе выходить за рамки предъявленного обвинения.
Установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в соответствии с п. 2 ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении. При этом сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу, указываются как в протоколе (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ), так и в постановлении по делу об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
Представленное на рассмотрение дело не содержит копии паспорта ФИО2, на основании которого можно было бы установить его личность.
Представленные в материалах дела сведения ИБД-Р, документом удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации не являются (л.д. 5-7).
При этом, должностным лицом административного органа не принято во внимание, что в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.
Также, документами удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации являются: загранпаспорт гражданина РФ, удостоверение личности военнослужащего РФ, военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана и офицера запаса, временное удостоверение личности гражданина РФ (форма №П).
Отсутствие документа, на основании которого подлежит установлению личность ФИО2, учитывая сроки рассмотрения данной категории дел, является основанием нарушения предусмотренных ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях принципов своевременности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
Каких-либо сведений о невозможности предоставления копии паспорта лица, привлекаемого к административной ответственности, материалы дела не содержат.
Процессуальные действия, направленные на сбор доказательств, осуществляются должностными лицами, что прямо закреплено Кодексом РФ об административных правонарушениях, однако каких-либо действий по установлению личности привлекаемого лица должностным лицом не произведено.
Учитывая строго разграничение функций обвинения и суда, обеспечивающее независимое и беспристрастное рассмотрение и разрешение дела, судья не вправе и не должен возлагать на себя функцию обвинения.
Также обращаю внимание должностного лица, что дело об административном правонарушении является неделимым и представляет собой совокупность документов, которые сформированы в соответствии с общими принципами делопроизводства. Листы дела об административном правонарушении в отношении ФИО2 не пронумерованы, опись не соответствует представленным документам.
Согласно ч. 4 ст. 29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного составления протокола либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В силу изложенного, дело об административном правонарушении в отношении ФИО2 подлежит возвращению в ОП № УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому по причине неправильного составления протокола и неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст.ст. 29.4, 29.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░ ░ ░░ № ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 19.3 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░