Дело № 2- 103-18
РЕШЕНИЕ
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
с.Чикола 20.08.2018г.
Ирафский районный суд РСО-Алания в составе председательствующего судьи Батырова А.Р., при секретаре судебного заседания Пиновой Г.В., с участием старшего помощника прокурора <адрес> РСО-Алания Цопановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковым заявлениям прокурора <адрес> Хлудеевой Ю.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ахсарисарского сельского поселения <адрес> РСО-Алания о возложении обязанности на администрацию Ахсарисарского сельского поселения <адрес> РСО-Алания заключить со специализированной организацией имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности договор по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп и надлежащим образом проинформировать потребителей ртутьсодержащих ламп о местах предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Ахсарисарского сельского поселения, администрации Сурх-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания о возложении обязанности на администрацию Сурх-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания заключить со специализированной организацией имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности договор по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп и надлежащим образом проинформировать потребителей ртутьсодержащих ламп о местах предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Сурх-Дигорского сельского поселения, администрации Толдзгунского сельского поселения <адрес> РСО-Алания о возложении обязанности на администрацию Толдзгунского сельского поселения <адрес> РСО-Алания заключить со специализированной организацией имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности договор по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп и надлежащим образом проинформировать потребителей ртутьсодержащих ламп о местах предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Толдзгунского сельского поселения, администрации Галиатского сельского поселения <адрес> РСО-Алания о возложении обязанности на администрацию Галиатского сельского поселения <адрес> РСО-Алания заключить со специализированной организацией имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности договор по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп и надлежащим образом проинформировать потребителей ртутьсодержащих ламп о местах предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Галиатского сельского поселения, администрации Лескенского сельского поселения <адрес> РСО-Алания о возложении обязанности на администрацию Лескенского сельского поселения <адрес> РСО-Алания заключить со специализированной организацией имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности договор по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп и надлежащим образом проинформировать потребителей ртутьсодержащих ламп о местах предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Лескенского сельского поселения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор <данные изъяты> РСО-Алания Хлудеева Ю.А. в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с указанными исковыми заявлениями.
Определением суда от 27.07.2018г. гражданские дела по указанным исковым заявлениям объединены в одно производство.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Цопанова А.А. исковые требования прокурора поддержала и пояснила, что прокуратурой <адрес> на основании указания прокуратуры РСО-Алания проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, а также законодательства, направленного на обеспечение безопасного обращения с отходами I и II классов опасности.
В ходе проведенной проверки установлено, что администрациями Ахсарисарского, Сурх-Дигорского, Толдзгунского, Галиатского и Лескенского сельских поселений <адрес> РСО-Алания в нарушение пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 9 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктов 8, 9 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не организована работа по сбору и вывозу отходов I и II классов опасности (отработанные ртутьсодержащие лампы) на территории сельского поселения.
Установлено, что места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Ахсарисарского, Сурх-Дигорского, Толдзгунского, Галиатского и Лескенского сельских поселений не определены, договоры по сбору ртутьсодержащих ламп со специализированной организацией, не заключены.
При этом, согласно названным Правилам, потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп являются органы местного самоуправления, а также иные лица, организующие места первичного сбора и размещения.
Таким образом, администрации Ахсарисарского, Сурх-Дигорского, Толдзгунского, Галиатского и Лескенского сельских поселений, в силу вышеприведенных положений законодательства обязаны разработать и утвердить порядок организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории поселений, определить места первичного сбора и размещения ртутьсодержащих ламп.
Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться согласно принципам соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды.
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ определено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование отнесено к полномочиям Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положениями части 2 статьи 13 ФЗ «Об отходах производства и. потребления» установлено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно примечанию к пункту 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, если собственник отходов не установлен, им являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак относятся к первому классу опасности.
Статьей 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы 1 класса опасности относятся к чрезвычайно опасным отходам.
В соответствии с ГОСТ Р 53691-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода 1 - 4 класса опасности. Основные требования», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, отходы 1 класса опасности - чрезвычайные отходы - это отходы, в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, способностью к самовозгоранию, высокой реакционной способностью, канцерогенностью, наличием возбудителей инфекционных заболеваний или другими установленными документально опасными свойствами), и обращение с которыми представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.
Согласно п. 9 статьи 10 Федерального закона от 23.11. 2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 названных Правил обращения с отходами разъяснено, что отработанные ртутьсодержащие лампы это ртутьсодержащие отходы, представляющие собой, выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента. Под потребителями кого понимать под потребителями ртутьсодержащих ламп - это юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением. Место первичного сбора и размещения - место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Согласно пунктам 5 и 6 Раздела II Правил обращения с отходами, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов.
Не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, за исключением размещения в местах первичного сбора и размещения и транспортирования до них.
В пункте 2 Правил обращения с отходами определено понятие «места первичного сбора и размещения место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения. Требования к порядку размещения (хранения и захоронения) отработанных ртутьсодержащих ламп регламентированы разделом 4 Порядка, а именно:
хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары;
допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании; не допускается совместное хранение поврежденных и неповрежденных, ртутьсодержащих ламп;
хранение поврежденных ртутьсодержащих ламп осуществляется в таре.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов относиться в вопросам местного значения, а участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов возложена на муниципальный район.
Лампы (люминесцентные и энергосберегающие) содержат ртуть, используются потребителями в быту, в связи, с чем вопрос об определении специализированного места их сбора является актуальным, и направлен на создание безопасных условий проживания населения.
В соответствии с п.8 раздела 2 Правил обращения с отходами, органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах) а также их информирование.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 3 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Согласно п.п. 4, 8, 9 Правил обращения с отходами потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. Органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.
В силу части 2 статьи 21 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды) указано, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены СанПиН 42-128- 4690-88, утвержденными главным государственным санитарным врачом СССР ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что организация рациональной системы сбора и временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».
В силу п. 1.2 указанных СанПиН система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998№- ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом, администрации Ахсарисарского, Сурх-Дигорского, Толдзгунского, Галиатского и Лескенского сельских поселений несут обязанность по организации сбора и определении мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирование.
Однако как установлено, в ходе проверки в настоящее время администрациями Ахсарисарского, Сурх-Дигорского, Толдзгунского, Галиатского и Лескенского сельских поселений <адрес> РСО - Алания не заключены договоры со специализированной организацией на вывоз данных ламп и их утилизацию, а также граждане не проинформированы о местах сбора ртутьсодержащих ламп.
Данные обстоятельства нарушают требования действующего законодательства в частности закрепленное ст. 42 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как существует потенциальная угроза возникновения заболеваний граждан и загрязнения окружающей среды по причине несоблюдения ответчиком требований в области охраны окружающей среды и санитарно- эпидемиологических правил, установленных с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.
Просит суд обязать администрации Ахсарисарского, Сурх-Дигорского, Толдзгунского, Галиатского и Лескенского сельских поселений <адрес> РСО-Алания заключить со специализированной организацией имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, договор по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп, обязать администрации Ахсарисарского, Сурх-Дигорского, Толдзгунского, Галиатского и Лескенского сельских поселений <адрес> РСО-Алания надлежащим образом проинформировать потребителей ртутьсодержащих ламп о местах предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Ахсарисарского, Сурх-Дигорского, Толдзгунского, Галиатского и Лескенского сельских поселений <адрес> РСО-Алания, в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Представители ответчиков – администраций Ахсарисарского, Сурх-Дигорского, Толдзгунского, Галиатского и Лескенского сельских поселений <адрес> РСО-Алания, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки сведения не сообщили.
На основании ст.167 ГПК суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей ответчиков.
Проверив и исследовав материалы дела, выслушав доводы прокурора, суд считает заявление прокурора <адрес> РСО-Алания Хлудеевой Ю.А. подлежащим удовлетворению.
Согласно актам от 19.06.2018г., в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктов 8, 9 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно администрациями Ахсарисарского, Сурх-Дигорского, Толдзгунского, Галиатского и Лескенского сельского поселений <адрес> РСО-Алания не организована работа по сбору и вывозу отходов I и II классов опасности (отработанные ртутьсодержащие лампы) на территории сельского поселения, не заключены договоры по сбору ртутьсодержащих ламп со специализированными организациями.
Из письменных объяснений глав администраций Ахсарисарского, Сурх-Дигорского, Толдзгунского, Галиатского и Лескенского сельских поселений от 20.06.2018г. также видно, что администрациями Ахсарисарского, Сурх-Дигорского, Толдзгунского, Галиатского и Лескенского сельских поселений <адрес> РСО-Алания не организована работа по сбору и вывозу отходов I и II классов опасности (отработанные ртутьсодержащие лампы) на территории сельского поселения, договоры по сбору ртутьсодержащих ламп со специализированными организациями не заключены.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться согласно принципам соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды.
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ определено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование отнесено к полномочиям Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положениями части 2 статьи 13 ФЗ «Об отходах производства и. потребления» установлено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно примечанию к пункту 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, если собственник отходов не установлен, им являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак относятся к первому классу опасности.
Статьей 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы 1 класса опасности относятся к чрезвычайно опасным отходам.
В соответствии с ГОСТ Р 53691-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода 1 - 4 класса опасности. Основные требования», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, отходы 1 класса опасности - чрезвычайные отходы - это отходы, в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, способностью к самовозгоранию, высокой реакционной способностью, канцерогенностью, наличием возбудителей инфекционных заболеваний или другими установленными документально опасными свойствами), и обращение с которыми представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.
Согласно п. 9 статьи 10 Федерального закона от 23.11. 2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 названных Правил обращения с отходами разъяснено, что отработанные ртутьсодержащие лампы это ртутьсодержащие отходы, представляющие собой, выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента. Под потребителями кого понимать под потребителями ртутьсодержащих ламп - это юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением. Место первичного сбора и размещения - место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Согласно пунктам 5 и 6 Раздела II Правил обращения с отходами, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, за исключением размещения в местах первичного сбора и размещения и транспортирования до них.
В пункте 2 Правил обращения с отходами определено понятие «места первичного сбора и размещения место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения. Требования к порядку размещения (хранения и захоронения) отработанных ртутьсодержащих ламп регламентированы разделом 4 Порядка, а именно:
хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары;
допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании; не допускается совместное хранение поврежденных и неповрежденных, ртутьсодержащих ламп;
хранение поврежденных ртутьсодержащих ламп осуществляется в таре.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов относиться в вопросам местного значения, а участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов возложена на муниципальный район.
Лампы (люминесцентные и энергосберегающие) содержат ртуть, используются потребителями в быту, в связи, с чем вопрос об определении специализированного места их сбора является актуальным, и направлен на создание безопасных условий проживания населения.
В соответствии с п.8 раздела 2 Правил обращения с отходами, органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах) а также их информирование.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 3 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Согласно п.п. 4, 8, 9 Правил обращения с отходами потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. Органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.
В силу части 2 статьи 21 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды) указано, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены СанПиН 42-128- 4690-88, утвержденными главным государственным санитарным врачом СССР ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что организация рациональной системы сбора и временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».
В силу п. 1.2 указанных СанПиН система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998№- ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При изложенных обстоятельствах исковые требования прокурора <адрес> Хлудеевой Ю.А. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес> РСО-Алания Хлудеевой Ю.А. удовлетворить.
Обязать администрацию Ахсарисарского сельского поселения <адрес> РСО-Алания заключить со специализированной организацией имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, договор по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп, в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Ахсарисарского сельского поселения <адрес> РСО-Алания надлежащим образом проинформировать потребителей ртутьсодержащих ламп о местах предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Ахсарисарского сельского поселения <адрес> РСО-Алания, в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Сурх-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания заключить со специализированной организацией имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, договор по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп, в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Сурх-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания надлежащим образом проинформировать потребителей ртутьсодержащих ламп о местах предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Сурх-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания, в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Толдзгунского сельского поселения <адрес> РСО-Алания заключить со специализированной организацией имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, договор по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп, в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Толдзгунского сельского поселения <адрес> РСО-Алания надлежащим образом проинформировать потребителей ртутьсодержащих ламп о местах предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Толдзгунского сельского поселения <адрес> РСО-Алания, в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Галиатского сельского поселения <адрес> РСО-Алания заключить со специализированной организацией имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, договор по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп, в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Галиатского сельского поселения <адрес> РСО-Алания надлежащим образом проинформировать потребителей ртутьсодержащих ламп о местах предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Галиатского сельского поселения <адрес> РСО-Алания, в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Лескенского сельского поселения <адрес> РСО-Алания заключить со специализированной организацией имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, договор по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп, в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Лескенского сельского поселения <адрес> РСО-Алания надлежащим образом проинформировать потребителей ртутьсодержащих ламп о местах предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Лескенского сельского поселения <адрес> РСО-Алания, в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-А в течение месяца со дня его вынесения через Ирафский районный суд.
Председательствующий А.Р. Батыров