УИД 74RS0045-01-2023-000716-36
Дело № 2-602/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2023 года г. Южноуральск
Южноуральский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Черепановой О.Ю.
при секретаре Уфимцевой О.В.,
с участием прокурора Зырянова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Увельского района Челябинской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области к Секанову И. П. о возмещении расходов на лечение потерпевшего,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Увельского района Челябинской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее – ТФОМС Челябинской области) обратился в суд с иском к Секанову И.П. о возмещении расходов на лечение потерпевшего в размере 76 445 рублей 77 копеек.
В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ответчик, управляя автомобилем <данные изъяты>, государственный регистрационный №, неправильно выбрал скорость движения, не справился с управлением с допустил занос транспортного средства, совершил столкновение с другим автомобилем, двигавшимся во встречном направлении, после чего допустил съезд в кювет, в результате чего причинил средней тяжести вред здоровью пассажиру своего автомобиля ФИО5
ФИО5 в связи с полученными повреждениями проходила лечение в ГБУЗ «Городская больница г. Южноуральска» в период с 21 ноября по ДД.ММ.ГГГГ.
Стоимость оказанных медицинских услуг составила 76 445 рублей 77 копеек и компенсирована ТФОМС Челябинской области.
Иск предъявлен прокурором в защиту интересов государства, так как ФОМС учрежден государством. Просил суд взыскать с ответчика указанную сумму в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области.
Прокурор ФИО6 в судебном заседании поддержал доводы и требования иска.
Представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен.
Ответчик Секанов И.П. при надлежащем извещении в судебном заседании участия не принимал. Ранее в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что он сам покупал перевязочные материалы, медикаменты для потерпевшей, больницей не было оказано медицинских услуг на взыскиваемую сумму.
Представитель третьего лица ГБУЗ «Городская больница г. Южноуральск» правом на участие в судебном заседании не воспользовался, извещен надлежаще, иск прокурора поддержал, о чем указал в ответе на запрос суда.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Указанная норма права регулирует обязательства, возникшие в силу деликта, то есть внедоговорные. Из содержания данной нормы следует, что у лица, возместившего потерпевшему вред, имеется право на предъявление обратного требования (регресса) к лицу, являющемуся непосредственным причинителем вреда.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных данным Законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в соответствии с настоящим Законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования.
Часть 2 статьи 13 указанного Федерального закона гласит, что территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии с частями 1,3,4 статьи 31 указанного Федерального закона расходы, осуществленные в соответствии с настоящим Законом страховой медицинской организацией, на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью (за исключением расходов на оплату лечения застрахованного лица непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве) подлежат возмещению лицом, причинившим вред здоровью застрахованного лица. Размер расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью определяется страховой медицинской организацией на основании реестров счетов и счетов медицинской организации. Страховая медицинская организация в дополнение к требованиям, предусмотренным частями 1 и 2 настоящей статьи, вправе предъявить лицу, причинившему вред здоровью застрахованного лица, требование о возмещении своих расходов на проведение дополнительной экспертизы по установлению факта причинения вреда здоровью застрахованного лица, оформление необходимой документации, а также о возмещении судебных издержек.
Право территориального фонда обязательного медицинского страхования на предъявление иска к юридическим и физическим лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица, в целях возмещения расходов в пределах суммы, затраченной на оказание медицинской помощи застрахованному лицу, прямо предусмотрено пунктом11 части 7 статьи 34 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Таким образом, Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» не ставит в зависимость возмещение вреда страховой медицинской организации от того, совершено причинение вреда здоровью застрахованному лицу по неосторожности либо умышленно.
Материалами дела установлено, что постановлением судьи Южноуральского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ Секанов И.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью. 2 статьи 12.24 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. (л.д. 11-12).
Согласно части 4 статьи 61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Данным постановлением, вступившим в законную силу, установлено, что Секанов И.П. ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 05 минут, управляя автомобилем «<данные изъяты>», государственный регистрационный №, на 03 км. автодороги Южноуральск- Увельский, в нарушение пунктов 1.5, 10.1. Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 23 октября 1993 года № 1090, согласно которым участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда; водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил, при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, двигаясь на указанном автомобиле, неправильно выбрал безопасную скорость движения, не справился с управлением и допустил занос транспортного средства, совершил столкновение с автомобилем «<данные изъяты>», государственный регистрационный №, под управлением ФИО7, который двигался во встречном направлении, после чего допустил съезд в левый кювет, в результате чего причинил средней тяжести вред здоровью потерпевшей ФИО5
В результате дорожно-транспортного происшествия – ФИО5 был причинен вред здоровью в виде <данные изъяты>, что подтверждается заключением судебно-медицинского эксперта от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому, эти повреждения по длительности расстройства здоровья расцениваются как повреждения, причинившие вред здоровью средней тяжести.
Указанные телесные повреждения были получены потерпевшей в результате противоправных действий ответчика, находятся в причинно-следственной связи с противоправными виновными действиями ответчика.
В связи с полученными телесными повреждениями ФИО5 получала медицинскую помощь: в период ГБУЗ «Городская больница г. Южноуральска»: ДД.ММ.ГГГГ ей было выполнены спиральная компьютерная томография головы и компьютерная томография органов грудной полости, в период с 21 ноября по ДД.ММ.ГГГГ она проходила стационарное лечение в травматологическом отделении в ГБУЗ «Городская больница г. Южноуральск», в ходе которого ей выполнялся МОС перелома правой ключицы титановой пластиной и винтами.
Указанные обстоятельства подтверждаются справками ГБУЗ «Городская больница г. Южноуральск» и медицинским документами потерпевшей.
Расходы на оказание медицинской помощи потерпевшей в размере 74 445 рублей 77 копеек оплачены ТФОМС, что подтверждается выпиской из подсистемы ведения персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в сфере обязательного медицинского страхования (л.д. 10).
Довод ответчика о том, что потерпевшей не было оказано медицинских услуг на взыскиваемую сумму, опровергнут указанными материалами дела и судом отклоняется.
Так, порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются тарифным соглашением между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, страховыми медицинским организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», профессиональными союзами медицинских работников или из объединений (ассоциаций), представители которых включаются в состав комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, создаваемой в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. (части 1,2 статьи 30 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Статья 44 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривает, что в сфере обязательного медицинского страхования ведется персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам. При ведении персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, осуществляются сбор, обработка, передача и хранение следующих сведений: номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица; сведения о медицинской организации, оказавшей медицинские услуги; виды оказанной медицинской помощи; условия оказания медицинской помощи; формы оказания медицинской помощи; сроки оказания медицинской помощи; объемы оказанной медицинской помощи; стоимость оказанной медицинской помощи; диагноз; профиль оказания медицинской помощи; сведения о медицинских услугах, оказанных застрахованному лицу, и о примененных лекарственных препаратах; примененные стандарты медицинской помощи; сведения о медицинском работнике или медицинских работниках, оказавших медицинские услуги; результат обращения за медицинской помощью; результаты проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Медицинские организации предоставляют сведения о медицинской помощи, предусмотренные пунктами 1-13 части 4 статьи 44 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в территориальный фонд и страховую медицинскую организацию в соответствии с порядком ведения персонифицированного учета, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 47 указанного Федерального закона).
На основании части 8 статьи 33 указанного Федерального закона Приказом ФФОМС от 07 апреля 2011 года № 79 утверждены общие принципы построения и функционирования информационных систем и порядок информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования. Данным приказом утверждены субъекты обязательного медицинского страхования, осуществляющие информационное взаимодействие при ведении реестров в сфере обязательного медицинского страхования, структура информационных систем, порядок информационного взаимодействия при ведении персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной застрахованным лицом в сфере обязательного медицинского страхования. В подсистеме ведения персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляется сбор, обработка, передача и хранение сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам (пункт 4.3.1.2 Приказа).
Пунктом 30 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 25 января 2011 года № 29Н «ОБ утверждении Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования» установлено, что персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, ведется в электронном виде медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования, и территориальными фондами.
Таким образом, документом, подтверждающим расходы на лечение потерпевшего, является выписка из подсистемы ведения персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в сфере обязательного медицинского страхования.
В предоставленной в материалы дела выписке отражены виды оказанной ФИО5 медицинской помощи (КТ, стационарная), общая стоимость оказанных медицинских услуг по утвержденным тарифам в соответствии с действовавшим на момент оказания медицинской помощи Тарифным соглашением в сфере обязательного медицинского страхования Челябинской области (Заключено ДД.ММ.ГГГГ №-ОМС). Поэтому суд принимает указанную выписку в качестве относимого, допустимого и достоверного доказательства размера стоимости оказанных потерпевшей в рамках обязательного медицинского страхования медицинских услуг.
.
Поскольку ТФОМС Челябинской области выполнил свою обязанность по оплате медицинских услуг на лечение потерпевшего, он имеет право требования о взыскании затрат на лечение к причинителю вреда Секанову И.П. в указанной выше сумме.
Ответчиком, доказательства, опровергающие изложенные прокурором обстоятельства, подтверждающие факт возмещения причиненного ущерба, наличия оснований для освобождения ответчика от обязанности возместить ущерб или уменьшить размер возмещения, в соответствии с требованиями статей 56,57 ГПК РФ суду не представлены.
На основании изложенного с ответчика в пользу ТФОМС Челябинской области следует взыскать 76 445 рублей 77 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден (подпункт 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации), взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с удовлетворением исковых требований с ответчика в доход бюджета Южноуральского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 493 рубля.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> удовлетворить.
Взыскать с Секанова И. П. (паспорт №) в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области (ИНН №) средства, затраченные на лечение потерпевшей, в размере 76 445 рублей 77 копеек.
Взыскать с Секанова И. П. (паспорт №) в доход местного бюджета Южноуральского городского округа государственную пошлину в размере 2 493 рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинской областной суд через Южноуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.Ю. Черепанова
Мотивированное решение составлено 13 октября 2023 года
Судья О.Ю.Черепанова