Дело № 2-159/2023 УИД 22RS0068-01-2023-001150-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2023 года с. Староалейское
Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Костырченко Т.А.,
при секретарях Раченковой О.В, Карпенко Ю.С.
с участием истца Васильева С.В., представителя истца Лопатиной И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильева С.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о защите пенсионных прав,
установил:
Васильев С.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о защите пенсионных прав, указывая, что истец является лицом, имеющим право на установление страховой пенсии в соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с наличием сельского стажа, что подтверждается выпиской из ПФРФ, сведениями трудовой книжки и данными ИФНС о ведении крестьянского фермерского хозяйства. 21.11.2022 им подано заявление в Отдел установления пенсий № 5 Управления установления пенсий ГУ - ОПРФ по Алтайскому краю в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 25.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением N № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении заявления и назначении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с не включением периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данные действия, по мнению истца, являются необоснованными и влекут нарушение прав и законных интересов. В указанные периоды истец работал в КФХ «Анастасия», КФХ Васильев С.В. При включении указанных периодов в стаж у истца будет стаж 30 лет в сельском хозяйстве, что будет достаточным для получения права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на основании ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях". В нормативной связи с данным законоположением находятся пункты 3 и 4 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", определяющие периоды, подлежащие зачету в работы в сельском хозяйстве. Ответчик не включил в стаж иные периоды, по которым не нашел у себя сведения об оплате страховых пенсионных взносов. Гражданин не может нести негативные последствия за действия или бездействия госучреждения. Факт оплаты подтвердить документально не представляется возможным, то есть косвенное доказательство того, что оплаты были произведены в соответствии с законом, данные КФХ закрыты, есть выписки ответчика о том, что задолженность по обязательным платежам и налогам отсутствует.
Истец просил, с учетом уточнения, признать незаконным и отменить решение территориального органа Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N № об отказе в установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, включить указанные периоды в специальных страховой стаж, обязать ответчика установить фиксированную выплату к страховой пенсии по старости.
Истец Васильев С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель истца Лопатина И.А., участвующая в судебном заседании посредством ВКС связи с Ленинским районным судом г. Барнаула исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, дополнительно суду пояснила, что истцом вносились страховые взносы в спорные периоды, отсутствие данной информации в пенсионном фонде не является виной истца.
Представитель ответчика ОСФР по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в предоставленному суду возражении просил в иске отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно ч.14 ст.17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, на весь период их проживания в сельской местности.
Согласно части 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440 утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Список и Правила от 29 ноября 2018 г. № 1440)
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 вышеуказанных Правил, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Вышеуказанным Списком от 29 ноября 2018 г. №1440 предусмотрены:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства;
индивидуальный предприниматель, являющийся сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Как следует из положений пункта 5 Правил от 29 ноября 2018 г. №1440 при исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (далее - Правила от 02 октября 2014 г. № 1015).
В соответствии с п.21 Правил от 02 октября 2014 г. №1015 периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
При исчислении страхового стажа периоды деятельности глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов (п.50 Правил от 02 октября 2014 г. № 1015).
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555 (действовали до 01 января 2015 г.), периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждались документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей (п.15).
Согласно п.6 Правил от 02 октября 2014 г. №1015 к уплате страховых взносов при применении указанных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
а) взносы на государственное социальное страхование за период до 01 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01 января 2001 г. и с 01 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
в) единый социальный налог (взнос) за период с 01 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;
г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
В разъяснениях, данных в абз. 3 п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» установлено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию.
Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Такое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права указанных лиц, поскольку иной подход приводил бы к тому, что подтверждением общего трудового стажа являлось бы лишь наличие статуса индивидуального предпринимателя, что противоречило бы принципам пенсионного страхования.
Учитывая вышеперечисленные нормы закона, обязательным условием включения в стаж (страховой, общий трудовой, «сельский») периода работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве как действующим в настоящее время, так и действовавшим в спорный период законодательством предусмотрено наличие документа территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей либо документа, подтверждающего уплату взносов по социальному страхованию.
Аналогичные нормы предусмотрены для включения в стаж периодов осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (пункты 19 - 20 Правил от ДД.ММ.ГГГГ №).
Судом установлено, что Васильев С.В. является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
На момент обращения ДД.ММ.ГГГГ с заявлением в пенсионный орган о перерасчете пенсии по старости Васильев С.В. являлся пенсионером. Решением отдела установления пенсий № управления установления пенсий ГУ ОПФР по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости Васильеву С.В, в связи с тем, что продолжительность страхового стажа по представленным документам, дающим право на установление повышенного размера фиксированной выплаты в соответствии с п.14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ составила менее 30 календарных лет. В общий и страховой стаж истца, а так стаж его работы в сельском хозяйстве не включены следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в КФХ «Анастасия» Васильев С.В.;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Индивидуальный предприниматель Васильев С.В.
Из информации, представленной архивным отделом Администрации Третьяковского района Алтайского края, постановлением Администрации Третьяковского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № было зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство Васильева С.В.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № Васильеву С.В. был предоставлен земельный участок для организации КФХ, главой КФХ утвержден Васильев С.В.
ДД.ММ.ГГГГ КФХ «Анастасия» Васильева С.В. зарегистрировано в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ прекратило деятельность, что следует из выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Васильев С.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, прекратил деятельность ДД.ММ.ГГГГ, что следует из выписки из ЕГРИП от 08.06.2023
Основной и дополнительные виды деятельности относились к растениеводству, животноводству, пчеловодству.
Согласно информации пенсионного органа имеющейся в распоряжении ОСФР, а также справки от ДД.ММ.ГГГГ № ВН-420 выданной ГУ-УПФР в <адрес>, Васильев С.В с ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность, как глава КФХ «Анастасия» Васильева С.В, а ДД.ММ.ГГГГ он на основании поданного им заявления в МИФНС № по Алтайскому краю, прекратил деятельность, как глава КФХ «Анастасия» Васильева С.В, с приобретением статуса - индивидуальный предприниматель без образования юридического лица. За данные спорные периоды работы истцом начисление и уплата страховых взносов в ФР не производилась. Стаж работы Васильева С.В. в сельском хозяйстве составляет 26 лет 4 месяца 9 дней.
Таким образом, помимо постоянной деятельности по утверждениям истца, Васильев С.В. в спорные периоды (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) являлся главой КФХ, индивидуальным предпринимателем, т.е. то есть лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой, должен был производить уплату страховых взносов за себя самостоятельно.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Факт уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в территориальный налоговый орган за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также доказательства об отсутствии задолженности перед указанными органами в силу ст. 56 ГПК РФ истцом Васильевым С.В. суду не представлено.
По данным Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю сведения об уплате Васильевым С.В. взносов, отсутствуют.
Доводы стороны истца о том, что страховые взносы взысканы с Васильева С.В. в судебном порядке были проверены судом и не нашли своего подтверждения.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит выводу о том, что истцом не представлено доказательств того, что им исполнены обязанности по уплате страховых взносов за себя самостоятельно ни в УПФ РФ, ни в МИФНС в полном объеме.
Таким образом, факт уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в территориальный налоговый орган за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достоверными и допустимыми доказательствами не подтвержден, в связи с чем, правовых оснований для включения спорных периодов работы в стаж работы в сельской местности не имеется.
Поскольку стаж работы Васильева С.В в сельском хозяйстве составляет менее 30 календарных лет, что не дает право на установление повышенного размера фиксированной выплаты в соответствии с п.14 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», оснований для отмены решения от ДД.ММ.ГГГГ N 681866/22 об отказе в установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, не имеется.
По вышеизложенным основаниям не подлежат удовлетворению требование о возложении на ответчика обязанности включить указанные истцом периоды работы в специальный страховой стаж и установить фиксированную выплату к страховой пенсии по старости.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Васильева С.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о защите пенсионных прав отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Третьяковский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Т.А. Костырченко
Мотивированное решение изготовлено 26.07.2023
Судья Т.А. Костырченко