Дело № (2-2288/2023)
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 26 января 2024 г.
Индустриальный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Костаревой Л.М.,
при секретаре Устюговой Г.Н.,
с участием представителя истца по доверенности Гусейновой А.А.,
представителя ответчика по доверенности Бояршиновой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации <адрес> к ООО Управляющая компания «Комфортный дом» о возложении обязанности организовать место накопления твердых коммунальных отходов, взыскании неустойки,
у с т а н о в и л :
<адрес> обратилась в Индустриальный районный суд <адрес> с иском о возложении на ООО «УК «Комфортный дом» обязанности организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес> в течение 20 дней с даты вступления решения суда в законную силу, взыскании с ООО «УК «Комфортный дом» в случае неисполнения решения суда в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу неустойки в размере 5000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда.
В обоснование заявленных требований указано, что согласно информации, размещенной в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (http://www.dom.gosuslugi.ru), ООО «УК «Комфортный дом» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом № по <адрес> на основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком не организовано место сбора и накопления отходов для собственников помещений МКД № по <адрес> в <адрес>. Информация о наличии места (площадки) накопления отходов для МКД № по <адрес> в <адрес> в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории <адрес>, размещенном на официальном сайте муниципального образования <адрес> (www.gorodperm.ru), отсутствует. В результате отсутствия места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по указанному адресу на муниципальной территории возле входной группы сада им. Миндовского со стороны <адрес> регулярно образуется стихийная свалка твердых коммунальных отходов, влекущая неблагоприятные последствия: нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.п. В адрес ответчика администрацией района направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости предоставления информации о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов с указанием адреса. Обращение оставлено ответчиком без ответа. Истцом в адрес Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> направлено обращение от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой принять меры в рамках полномочий в отношении управляющих организаций, включая ответчика, в части соблюдения лицензионных требований и принятия мер административного воздействия. По информации Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, расположение мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес> невозможно с учетом соблюдения требований пунктов 3.7.5, 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №. До настоящего времени ответчиком место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов для собственников МКД № по <адрес> в <адрес> не создано, несмотря на обязанность, предусмотренную действующим законодательством. Никаких мер по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для собственников МКД № по <адрес> в <адрес> ответчиком не предпринято. В результате неисполнения ответчиком обязанности по созданию места накопления твердых коммунальных отходов нарушены права и законные интересы муниципального образования <адрес>, права неопределенного круга лиц, общественные интересы.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, изложенным в протокольной форме, на основании ст. 43 ГПК РФ к участия в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены АО «Газпром-Перммежрегионгаз», ПАО «Т Плюс», ООО "ВМ-Сервис", ООО "ПРО ТКО" (л.д. 43-45 том 2).
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивает в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «УК «Комфортный дом» в судебном заседании возражает относительно заявленных исковых требований, пояснила, что у ответчика нет возможности организовать контейнерную площадку на придомовой территории.
Представитель третьего лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> в суд не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения иска, просит провести судебное заседание в свое отсутствие. Ранее в материалы дела поступил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что ответчиком место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов для собственников МКД № по <адрес> в <адрес> не создано, несмотря на обязанность, предусмотренную действующим законодательством. Никаких мер по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для собственников МКД № по <адрес> в <адрес> ответчиком не предпринято. В результате неисполнения ответчиком обязанности по созданию места накопления твердых коммунальных отходов нарушены права и законные интересы муниципального образования <адрес>, права неопределенного круга лиц (л.д. 193-194 том 1).
Представитель третьего лица ИГЖН <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения иска, ранее направил в суд письменные пояснения, из которых следует, что в рамках рассмотрения обращений администрации <адрес> по вопросу организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (в том числе для многоквартирного <адрес>) установлено, что расположение границ земельного участка многоквартирного <адрес> не позволяет организовать в пределах данного участка место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов с соблюдением требований п.3.7.5 и 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №. Просит рассмотреть заявленные требования в свое отсутствие (л.д. 86 том 1).
Представитель третьего лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения иска, направил в суд отзыв, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> в адрес ЦТО было направлено письмо с просьбой согласовать схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов, в том числе по <адрес>, которое было отклонено в связи с отсутствием необходимых для документарной санитарно-эпидемиологической экспертизы данных. В случае направления <адрес> в адрес ЦТО надлежащей заявки ООО «УК «Комфортный Дом» на создание места (площадки) накопления ТКО для жителей МКД по адресу: <адрес>, ей будет дана оценка на предмет соблюдения требований законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО, о чем будет подготовлено соответствующее заключение. Просит рассмотреть заявленные требования в свое отсутствие (л.д. 73, 97 том 1).
Третьи лица ООО «Газпром межрегионгаз Пермь», ПАО «Т Плюс», ООО «ВМ-Сервис», ООО «ПРО ТКО» своих представителей для участия в деле не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, причин неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующему.
В соответствии с абз. 2 п. 1.1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесены, в том числе полномочия по организации благоустройства территории городского округа.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ) и пункту 3 Правил N 1039 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил N 1039).
Из системного толкования указанных норм следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
Статьей 2 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
В силу ч. 1 ст. 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования. Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать, в том числе, вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ (пп. 1 - 3 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ).
Полномочиями по решению вопросов местного значения наделены органы местного самоуправления.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Статья 5 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относит утверждение правил обращения с твердыми коммунальными отходами.
В целях реализации указанного полномочия принято Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 641».
Согласно статье 6 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.
Пунктом 26 (1) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (вместе с Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме) предусмотрены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Аналогичное положение содержит пункт 3.7.1. Постановления Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 5176). Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Пункты 2.1.3., 2.2.2, 2.2.3 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР ДД.ММ.ГГГГ №; пункты 8.2.4, 8.2.5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10»; раздел 2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» содержат требования к наличию и условиям установки контейнерных площадок.
В силу подпункта 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О по поводу вопроса о допустимости возложения на органы местного самоуправления обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, установление данного полномочия пунктом 4 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в рамках такого вопроса местного значения как участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") согласуется с содержанием вопросов местного значения как вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. При этом установление данного полномочия само по себе не свидетельствует об исполнении соответствующей обязанности исключительно органами местного самоуправления и за счет средств местного бюджета независимо от источника образования твердых коммунальных отходов: места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов; в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (пункты 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1039). В соответствии с указанными Правилами органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").Таким образом, обязанность по организации и содержанию места накопления отходов может быть возложена на муниципалитет лишь тогда, когда такая обязанность не возложена законодательством на другое лицо.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
HYPERLINK "https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=400018&dst=100983&field=134&date=31.01.2024" HYPERLINK "https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=44772&dst=100012&field=134&date=31.01.2024" HYPERLINK "https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=356129&dst=100021&field=134&date=31.01.2024" Исходя из пункта 2.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация может создать место накопления ТКО только на основании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в таком доме.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 13.4 Закона об отходах, пункту 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пункту 2 Правил № места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пунктом 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в данном пункте СанПиН расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к правилам.
В случае, если площадь земельного участка, сформированного для многоквартирного дома, не позволяет обустроить в границах участка площадку накопления ТКО с соблюдением пункта 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, о чем управляющая организация надлежащим образом известила орган местного самоуправления, то обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО для такого многоквартирного дома возлагается на орган местного самоуправления (статья 8 Закона N 89-ФЗ).
Судом установлено, что на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ обслуживанием <адрес> занимается ООО УК «Комфортный дом» (том 1, л.д. 10-32).
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в адрес ООО УК «Комфортный Дом» направлено письмо с требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в администрацию района информацию о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующем СанПин ДД.ММ.ГГГГ – 21 и предназначенном для жителей многоквартирных домов по адресам: <адрес> <адрес> с указанием адреса, на котором расположено место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, с приложением фотоматериалов либо иных документов о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов (том 1, л.д.39-40).
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в адрес ИГЖН <адрес> направлено письмо с требованиями принять меры в рамках имеющихся полномочий в части соблюдения лицензионных требований и в случае выявления нарушений применить меры административного воздействия (том 1, л.д.41-42).
В ответе ИГЖН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сообщило администрации <адрес> о том, что начальником инспекции ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр земельных участков вышеуказанных многоквартирных домов, расположение границ земельных участков не позволяет организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов с учетом соблюдения требований п.3.7.5, 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № (том 1, л.д.43).
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> направлено письмо в адрес Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> с просьбой согласовать схему размещения МНО в том числе по адресу: <адрес> приложением схемы (том 1, л.д.44-46).
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ Управление Роспотребнадзора по <адрес> указало администрации <адрес> об отклонении от согласования заявки в связи с отсутствием данных необходимых для документарной санитарно-эпидемиологической экспертизы (том 1, л.д.47-48).
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в адрес ИГЖН <адрес> направлено письмо с просьбой повторно обязать управляющие организации, обслуживающие вышеуказанные МКД, в том числе по адресу: <адрес> обустроить на своих придомовых территориях МНО (том 1, л.д.49-50).
В ответе ИГЖН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сообщило администрации <адрес>, о том, что расположение границ земельных участков вышеуказанных многоквартирных домов не позволяет организовать место (площадку) накопления ТКО с учетом соблюдения требований п.3.7.5, 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ № (том 1, л.д.51-52).
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в адрес ООО УК «Комфортный Дом» выписано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, согласно которому в нарушение п.п.5.1, 9.4.3 Правил благоустройства территории <адрес>, утвержденных решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, ООО УК «Комфортный дом» не создано место (площадка) накопления отходов для собственников многоквартирного <адрес> (том 1, л.д.37-38).
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> совместно с представителями управляющих компаний, в том числе совместно с «УК «Комфортный дом», проведено рабочее совещание по вопросу организации мест накопления отходов для жителей многоквартирных домов по <адрес>,11,13,15, <адрес>,9. Согласно протоколу совещания с управляющими организациями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «УК «Комфортный дом» рекомендовано получить согласие (отказ) от ООО «ПМУП ГКТХ» о возможности использования территории МКД по <адрес>, в случае создания МНО. При отказе создать МНО для МКД по <адрес> (том1, л.д. 203,204-206).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК «Комфортный дом» направило в адрес ООО «ПМУП ГКТХ» запрос проекта договора на обслуживание к/площадки для жителей многоквартирного дома по <адрес> (том 1, л.д. 246).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ПМУП ГКТХ» направило в адрес ООО «УК «Комфортный дом» ответ на обращение, согласно которому основания для заключения договора на обслуживание контейнерной площадки для жителей МКД Снайперов, 11 в настоящее время отсутствуют (том1, л.д. 245).
Согласно служебной записке администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из информации из публичной кадастровой карты, максимальное расстояние от многоквартирного дома по <адрес> до МКД по <адрес> составляет примерно 37 метров, до детского сада по <адрес> составляет примерно 33 метра. В случае обустройства места накопления отходов с раздельным накоплением отходов на придомовой территории МКД по <адрес>, МНО будет соответствовать СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. Оценка документов о соответствии МНО осуществляется ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» на основании заявки в соответствии с административным регламентом предоставления территориальным органом администрации <адрес> муниципальной услуги «Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов», утвержденному постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявки на согласование МНО от ООО «УК «Комфортный дом» в администрацию района не поступало. (том 2, л.д. 7-8,9).
Как следует из письма Центрального филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, при выездном обследовании придомовой территории по адресу <адрес> выбрано предположительное место под организацию места накопления отходов. <адрес> принято решение о направлении в адрес ЦТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> заявки на согласование места (площадки) накопления ТКО по адресу: <адрес> со всеми сопутствующими документами (схема размещения площадки, эскиз основания площадки, санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, расчет суточного объема накопления ТКО). (том 2, л.д. 15об.).
Согласно представленному администрацией <адрес> акту от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам комиссионного выхода установлено: возможно размещение места накопления отходов на придомовой территории многоквартирного <адрес>Н ДД.ММ.ГГГГ-21 при условии сокращения санитарного разрыва на 25 % согласно п. 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 (том 2 л.д.17,18,19).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ЦТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> указало, что ДД.ММ.ГГГГ совместно с администрацией <адрес> проведено выездное обследование придомовой территории по адресу: <адрес>, выбрано предположительное место под организацию места накопления ТКО. <адрес> принято решение о направлении в адрес ЦТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> заявки на согласование места (площадки) накопления ТКО по адресу: <адрес>, ей будет дана оценка на предмет соблюдения требований законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадками) накопления ТКО, о чем будет подготовлено соответствующее заключение (том 2, л.д. 15).
Согласно заключению ООО «ПермГеоПром» от ДД.ММ.ГГГГ, минимальное расстояние между многоквартирными жилыми домами 32,7 метра. Соответственно разместить между ними площадку ТБО шириной 2м так, чтобы расстояние от нее до дома было минимум 20м не возможно. А также расположить площадку ТБО так, чтобы расстояние от детской площадки, находящейся за № было менее 20м, а также расстояние от площадки ТБО до детской площадки № было минимум 20 м – не возможно. На земельном участке №, находящегося по адресу: <адрес>, расположена зона с особыми условиями использования территории. Охранная зона газопровода низкого давления. Также на данном ЗУ частично расположена Охранная зона тепловой трассы. (том 2, л.д. 33-41).
Как указывает истец, до настоящего времени ответчиком место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов для собственников МКД № по <адрес> в <адрес> не создано, никаких мер по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для собственников МКД № по <адрес> в <адрес> ответчиком не предпринято.
Проанализировав доказательства в совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований администрации <адрес> к ООО «УК «Комфортный дом», поскольку в рассматриваемом случае обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО для жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес> следует отнести к компетенции органа местного самоуправления, поскольку площадь земельного участка, сформированного для многоквартирного дома по адресу: <адрес>, не позволяет обустроить в границах участка площадку накопления ТКО с соблюдением пункта 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. Иному доказательств, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
При разрешении спора суд принимает во внимание результаты выездной проверки, по результатам которой установлено отсутствие возможности размещения места накопления ТБО на территории многоквартирного дома по <адрес> с соблюдением санитарных норм и правил. Достоверных доказательств иного в деле не имеется, зафиксированные истцом на основании схемы программы 2 ГИС (л.д. 46) расстояния между объектами не позволяют сделать вывод о расстоянии до границ земельного участка, а также конкретном месте, в котором по мнению истца, с учетом требований санитарного законодательства, может быть размещена площадка накопления отходов.
Размещение контейнерной площадки ближе минимально допустимого санитарными правилами расстояния до многоквартирного дома нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду (п. 26 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен МКД и который относится к общему имуществу собственников помещений в таком доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Между тем решение о размещении контейнерной площадки на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>, собственниками помещений не принималось.
Площадь земельного участка, сформированного под многоквартирный дом по адресу: <адрес>, не позволяет обустроить в его границах площадку накопления ТКО с соблюдением пункта 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, пункта 3.7.6 Правил технической эксплуатации N 170.
Соответственно, в силу закона, обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО для такого многоквартирного дома по адресу: <адрес> этом случае возлагается на орган местного самоуправления (статья 8 Закона N 89-ФЗ).
Указанное согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №, а также в пунктах 24, 25 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, установленный судом факт отсутствия возможности организовать место накопления ТКО, соответствующее санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, для жителей многоквартирного <адрес> на придомовой территории указанного дома, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований <адрес> о возложении на ООО «УК «Комфортный дом» обязанности организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес>, а также производного требования о взыскании с ООО «УК «Комфортный дом» судебной неустойки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований администрации <адрес> к ООО Управляющая компания «Комфортный дом» о возложении обязанности организовать место накопления твердых коммунальных отходов, взыскании неустойки – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Индустриальный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.М. Костарева
Мотивированное решение изготовлено 02.02.2024