Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2351/2023 ~ М-868/2023 от 22.02.2023

05RS0031-01-2023-001613-06

Дело № 2-2351/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Махачкала, 24.04.2023

мотивированное: 02.05.2023

Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе судьи Чоракаева Т.Э.

при секретаре Гатамовой Р.Н.

с участием пом. прокурора г. Махачкалы Рагимова Р.Т.,

представителя ответчика Администрации г. Махачкалы Ярикова М.М.,

представителя ответчика МБУ «Благоустройство г. Махачкалы» Ягибекова Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Махачкалы Караханова Н.М. к Администрации г. Махачкалы, Управлению жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы, МБУ «Благоустройство г. Махачкалы» о признании незаконным бездействия ответчиков, выразившегося в невыполнении мероприятий по содержанию ул. Шейха Ас-Сугури в пос. Ленинкент г. Махачкалы в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, а именно необустройстве проезжей части улицы покрытием в соответствии с требованиями ГОСТ и тротуарами, а также обязании ответчиков выполнить указанные мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г. Махачкалы Караханова Н.М. обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации г. Махачкалы, Управлению жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы, МБУ «Благоустройство г. Махачкалы» о признании незаконным бездействия о признании незаконным бездействия ответчиков, выразившегося в невыполнении мероприятий по содержанию ул. Шейха Ас-Сугури в пос. Ленинкент г. Махачкалы в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, а именно необустройстве проезжей части улицы покрытием в соответствии с требованиями ГОСТ и тротуарами, а также обязании ответчиков выполнить указанные мероприятия.

В обоснование иска указывается, что Прокуратурой г. Махачкалы проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Установлено, что ул. Шейха Ас-Сугури в пос. Ленинкент г. Махачкалы не соответствует требованиям нормативных документов, а именно ГОСТ Р 50597-2017. Установлено, что на данной улице имеются дефекты асфальтобетонного покрытия, отсутствуют тротуары, что подтверждается соответствующим протоколами инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по г. Махачкале по результатам обследования участка улично-дорожной сети. В силу действующего законодательства обязанность по устранению выявленных недостатков лежит на ответчиках.

Письменные возражения на иск не поступили.

В судебном заседании помощник прокурора г. Махачкалы Рагимов Р.Т. поддержал заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчик Администрации г. Махачкалы Яриков М.М. в суде возражал против удовлетворения иска, указав на то, что Администрация г. Махачкалы не является надлежащим ответчиком, поскольку полномочия по содержанию улиц переданы УЖКХ г. Махачкалы.

Представитель ответчика МБУ «Благоустройство г. Махачкалы» Ягибеков Т.Б. также возражал против удовлетворения иска, указав на то, что поручение по ремонту данной улице МБУ не давалось.

Надлежаще извещённый ответчик УЖКХ г. Махачкалы своего представителя на рассмотрение гражданского дела не направил, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

С учётом извещения о времени и месте рассмотрения дела суд определил рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Истцом Прокуратурой г. Махачкалы на разрешение судом поставлены вопросы о признании незаконным бездействия ответчиков, выразившегося в невыполнении мероприятий по содержанию ул. Шейха Ас-Сугури в пос. Ленинкент г. Махачкалы в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, а именно необустройстве проезжей части улицы асфальтобетонным покрытием в соответствии с требованиями ГОСТ, а также обязании ответчиков выполнить указанные мероприятия.

Как следует из материалов гражданского дела, 15.12.2022 уполномоченным государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по г. Махачкале составлены протокол осмотра и протокол инструментального обследования о том, что на ул. Шейха Ас-Сугури в пос. Ленинкент в г. Махачкале выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы): в нарушение ГОСТ 50597-2017 имеются выбоины асфальтобетонного покрытия.

На основании указанных протоколов Прокуратурой г. Махачкалы в адрес Администрации г. Махачкалы 15.12.2022 вынесено представление, в котором указано на необходимость принять меры по устранению допущенных нарушений закона.

28.12.2022 УЖКХ г. Махачкалы направляет в Прокуратуру г. Махачкалы письмо, согласно которому ул. Шейха Ас-Сугури в пос. Ленинкент в г. Махачкале включена в проект плана работ на проектирование. Также сообщается, что по мере определения источника финансирования работы по разработке проектно-сметной документации будут начаты.

Согласно ст. 3 ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 24 указанного ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

В силу ст. 5 данного ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

Право жителей г. Махачкалы на благоприятную городскую среду обеспечивается, среди прочего, нормальным функционированием транспортной инфраструктуры, предназначенной для перемещения личного и общественного транспорта.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

Таким образом, прокурор является надлежащим истцом и вправе обжаловать бездействие органов местного самоуправления и подведомственных им организаций в случае, если такое бездействие влечет нарушение прав жителей муниципального образования.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, определяет, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, при этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (подп. подп. 6 и 12 ст. 3).

Автомобильной дорогой, согласно названному Федеральному закону признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, а владельцами автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. п. 1 и 7 ст. 3).

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 указанного ФЗ отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

На основании ч. 1 ст. 34 данного ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

П. 4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 вышеуказанного ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документом, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно п.п. 1-2 Положения «О муниципальном казенном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы», утвержденного решением Собрания депутатов г. Махачкалы 02.08.2018, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Махачкалы (далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Махачкалы, созданным в целях реализации муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территории города Махачкалы. Управление является отраслевым подразделением Администрации города Махачкалы и обеспечивает осуществление полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства

В соответствии с п. 12.1 данного Положения УЖКХ г. Махачкалы к функциям данного управления относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ул. Шейха Ас-Сугури в пос. Ленинкент г. Махачкалы относится к автомобильным дорогам местного значения в границах городского округа г. Махачкала, что никем не оспаривается.

Следовательно, обязанность по обеспечению безопасности данной дороги лежит именно на ответчике УЖКХ г. Махачкалы, которому Администрацией г. Махачкалы переданы соответствующие функции и которое вследствие этого является надлежащим ответчиком по искам об устранении выявленных нарушений требований законодательства и подзаконных актов к автомобильным дорогам местного значения.

При этом ни истцом, ни иными ответчиками не представлены доказательства, правовое обоснование, вследствие которого обязанность по содержанию автомобильной дороги лежит на ответчике МБУ «Благоустройство г. Махачкалы». Какие-либо доказательства того, что данному ответчику давалось поручение на устранение выявленных дефектов, иными ответчиками в суд не представлены. Таким образом, МБУ «Благоустройство г. Махачкалы» не является надлежащим ответчиком по рассматриваемому иску, исковые требования к данному ответчику удовлетворению не подлежат.

Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст утвержден национальный стандарт РФ - ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В соответствии с п. 5.2.1 указанного ГОСТ Р 50597-2017 продольная ровность покрытия по полосам движения проезжей части при измерении по ГОСТ 33101 должна соответствовать значениям, указанным в таблице 5.1, при измерении трехметровой рейкой по 9.2.1 и 9.2.2 - в таблице 5.2, то есть при измерении профиметром – от 4 до 8 мм, при измерении трехметровой рейкой – от 7 до 30 мм.

Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

В силу п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Представленными истцом протокол осмотра и протокол инструментального обследования государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по г. Махачкале от 15.12.2022 достоверно и в достаточной степени подтверждается, что на ул. Шейха Ас-Сугури в пос. Ленинкент в г. Махачкале выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы): в нарушение ГОСТ 50597-2017 имеются выбоины асфальтобетонного покрытия, отсутствуют тротуары.

При распределении бремени доказывания обязанность опровергнуть доводы истца и представить доказательства того, что асфальтобетонное состояние проезжей части указанной в иске улицы соответствует ГОСТу, лежит на ответчиках. Истец не должен представлять доказательства того, что с данные недостатки ответчиками не были устранены.

Какие-либо допустимые и достоверные доказательства того, что асфальтобетонное покрытие ул. Шейха Ас-Сугури в пос. Ленинкент г. Махачкалы соответствует ГОСТу Р 50597-2017, ответчиками не представлены, судом установлено нарушение вышеуказанных нормативно-правовых актов.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований в части невыполнения ответчиком УЖКХ г. Махачкалы мероприятий по содержанию указанной в иске улицы в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения и обязании устранить допущенные нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора г. Махачкалы Караханова Н.М. в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы, выразившееся в невыполнении мероприятий по содержанию ул. Шейха Ас-Сугури в пос. Ленинкент г. Махачкалы в соответствии с требованиями о безопасности дорожного движения, а именно необустройстве проезжей части автомобильной дороги покрытием в соответствии требованиями ГОСТ, необустройстве улицы тротуарами.

Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы устранить допущенные нарушения и выполнить мероприятия по содержанию ул. Шейха Ас-Сугури в пос. Ленинкент г. Махачкалы в соответствии с требованиями о безопасности дорожного движения, а именно обустройству проезжей части автомобильной дороги покрытием в соответствии требованиями ГОСТ, а также тротуарами.

В удовлетворении остальной части иска, в том числе к иным ответчикам – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Т.Э. Чоракаев

2-2351/2023 ~ М-868/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура г. Махачкалы
Ответчики
МКУ "УЖКХ г. Махачкалы"
Администрация г. Махачкалы
МБУ "Благоустройство г. Махачкалы"
Суд
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Чоракаев Тимур Эдуардович
Дело на странице суда
lenynskiy--dag.sudrf.ru
21.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2023Передача материалов судье
27.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2023Подготовка дела (собеседование)
10.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2023Судебное заседание
24.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее