Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-995/2024 ~ М-227/2024 от 26.01.2024

Дело 2-995/2024

решение

Именем Российской Федерации

15 мая 2024 года                        город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Тесля Ю.В., при секретаре    Косовой О.В., с участием представителей прокуратуры города Севастополя Теллина Д.А., Скворцовой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры города Севастополя к Департаменту экономического развития города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО1, об обязании внести изменения в приказ,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура города Севастополя обратилась в суд с иском об обязании внести изменения в приказ.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города Севастополя проведена проверка соблюдения государственными гражданскими служащими Департамента экономического развития города Севастополя (далее Департамента) требований законодательства о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции. По результатам которой установлено, что главным специалистом-экспертом отделом сопровождения программ развития предпринимательства и инвестиционного климата Управления развития предпринимательства и инвестиционного климата Департамента ФИО1 в нарушение требований ст.8 Федерального закона №273-ФЗ, ст.20 Федерального закона №79-ФЗ, в справках о доходах супруга за 2021-2022 гг. сокрыт доход, полученный от иностранной организации «<данные изъяты>» с назначением платежа «заработная плата» в размере 1,1 млн.руб., а в справке о доходах супруга за 2022 год – доход от иностранной организации «<данные изъяты>» с назначением платежа «заработная плата» в размере 1,8 млн.руб.; скрыты сведения о 5 счетах, открытых ДД.ММ.ГГГГ в АО «Райффайзенбанк», в ПАО «Банк Уралсиб»; завышен на 65,1 тыс.руб. доход, полученный по основному месту работы в Департаменту в размере 485,1 тыс.руб.; сокрыты сведения о зарегистрированном ДД.ММ.ГГГГ году праве собственности на жилой дом, площадью 214,1 кв.м., расположенный по <адрес>, кадастровый . Кроме того, ФИО1 не подтверждена достоверность представленных сведений об имущественном положении в отношении супруга, с заявлением в соответствующую Комиссию Департамента о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении супруга, как это требует Указ Губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -УГ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих <адрес> и урегулированию конфликта интересов», не обращалась.

По результатам проверки прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в Департамент внесено представление об устранении нарушений законодательства о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции.

На основании решения исполняющего обязанности директора Департамента от ДД.ММ.ГГГГ .2-08/03/23 дсп, приказа Департамента от 07 июля 202 года в отношении ФИО1 организована проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных за 2021-2022 гг.

В период проведения проверки в соответствии с приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ -К служебный контракт с ФИО1 расторгнут, последняя уволена с должности главного специалиста – эксперта отдела сопровождения программ развития предпринимательства и инвестиционного климата Управления развития предпринимательства и инвестиционного климата с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.3 ч.1 ст.33 Федерального закона №79-ФЗ (расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего).

По результатам проверочных мероприятий нарушения, изложенные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ, нашли подтверждение в полном объеме, что отражено в соответствующем докладе Департамента от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, установлено, что ФИО1 в справках о доходах за 2020-2022 гг. помимо жилого дома, скрыты сведения о праве собственности на земельный участок, площадью 881 кв.м., кадастровый , кадастровой стоимостью 4,1 млн.руб., расположенный по адресу: <адрес>, а в справках о доходах супруга сведения о наличии 6 счетов, открытых ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в ПАО «Сбербанк России».

Таким образом, проверкой установлено, что ФИО1 умышленно не исполнила обязанность, предусмотренную статьей 8 Закона № 273-ФЗ, статьей 20 Закона № 79-ФЗ, чем допустила существенный коррупционный проступок, влекущий увольнение в связи с утратой доверия, вместе с тем фактически избежала предусмотренную законом ответственность, в связи с чем истцом подано данное исковое заявление.

На основании изложенного, истец просит обязать Департамент экономического развития <адрес> внести следующие изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ -к «Об увольнении Карташёвой И.В.»: заменить по тексту: в абзаце первом слова «пунктом 3 части 1 статьи 33» на «пунктом 1.1 части 1 статьи 37»; слова «по инициативе гражданского служащего» на «по утрате представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в связи с несоблюдением ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами». Исключить в полном объеме фразу «Основание: заявление ФИО6

Представители истца в судебном заседании просили исковые требования удовлетворить в полном объёме по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, приняв во внимание также письменные дополнительные объяснения.

Представитель ответчика Департамента экономического развития города Севастополя, будучи надлежаще извещенными, в судебном заседании не явился, просил рассмотреть требования в отсутствие представителя, предоставив письменные возражения.

Карташёва И.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, предоставила суду письменные возражения относительно удовлетворения исковых требований.

С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, осуществляя проверку соблюдения требований законодательства, а также предъявляя в суд иск в интересах неопределенного круга лиц об устранении выявленных нарушений, действует в соответствии с требованиями закона и вправе обратиться с данным иском в суд.

В судебном заседании установлено, что На основании решения исполняющего обязанности директора Департамента от ДД.ММ.ГГГГ .2-08/03/23 дсп, приказа Департамента от 07 июля 202 года в отношении ФИО1 организована проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных за 2021-2022 гг.

Основанием для ее проведения послужила информация о том, что ФИО1 вопреки требованиям статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьи 20 Федерального закона от 27.07.2004г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не представлены сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера свои, своего супруга.

Вместе с тем приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ -к служебный контракт с ФИО1 был расторгнут, служащая уволена с ДД.ММ.ГГГГ по собственной инициативе (на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

С учетом изложенного, материалы вышеуказанной проверки переданы ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 13.5 Закона N273-ФЗ.

Решением прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ назначена проверка достоверности и полноты предоставленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении главного специалиста – эксперта отдела сопровождения программ развития предпринимательства и инвестиционного климата Управления развития предпринимательства и инвестиционного климата Департамента экономического развития <адрес>ёвой ФИО1.

В ходе проведения проверки установлено следующее.

Карташёва И.В. по 22 сентября 2023 года занимала должность главного специалиста – эксперта отдела сопровождения программ развития предпринимательства и инвестиционного климата Управления программ предпринимательства и инвестиционного климата Департамента.

Указанная Должность включена в Перечень должностей государственной гражданской службы города Севастополя, при замещении которых государственные гражданские служащие города Севастополя обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Департамента от 24.05.2021 №227.

Законодатель, находя непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений весьма существенными нарушениями, не согласующимися с целями государственной гражданской службы, предусмотрел возможность увольнения государственного служащего со службы в связи с утратой доверия при установлении соответствующих нарушений.

Согласно п.2 ч.1 ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Как показала проведенная проверка, ФИО1 в справках о доходах супруга за 2021-2022 гг. сокрыла доход, полученный от иностранной организации <данные изъяты> с назначением платежа «заработная плата» в размере 1,1 млн.руб., а в справке о доходах супруга за 2022 год – доход от иностранной организации «<данные изъяты> с назначением платежа «заработная плата» в размере 1,8 млн.руб. Скрыты сведения о 5 счетах, открытых ДД.ММ.ГГГГ в АО «Райффайзенбанк», в ПАО «Банк Уралсиб». Завышен на 65,1 тыс.руб. доход, полученный по основному месту работы в Департаменте в размере 485,1 тыс.руб. Скрыты сведения о зарегистрированном ДД.ММ.ГГГГ году праве собственности на жилой дом, площадью 214,1 кв.м., расположенный по <адрес>, кадастровый , а также сведения о праве собственности на земельный участок, площадью 881 кв.м., кадастровый , кадастровой стоимостью 4,1 млн.руб., расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно письменным возражениям ФИО1, отсутствие информации в Разделе 3.1 «Недвижимое имущество» в Сведениях о доходах Карташёвой И.В. жилого дома поясняет невнимательностью, а отсутствие информации по супругу – обусловлена ведением с мужем раздельного финансово-хозяйственного бюджета, нежеланием мужа предоставлять указанную информацию.

Положениями части 1 статьи 13 Закона № 273-ФЗ установлено, что граждане Российской Федерации за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом частью 4 статьи 3 Закона № 273-ФЗ в качестве одного из основных принципов противодействия коррупции закреплена неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Суд полагает, что нашли подтверждение материалами дела факты представление Карташёвой И.В. в справке о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за отчетный 2022 год недостоверных и неполных сведений.

Так в соответствии с ч.6.1 ст.20 Федерального закона №79-ФЗ непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

Указом Президента РФ от 23.06.2014 г. № 460 утверждена форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В силу положений части 9 статьи 8 Закона № 273-ФЗ, пункта 2 части 1 статьи 59.2 Закона № 79-ФЗ, носящих императивный характер, невыполнение государственным гражданским служащим обязанности по представлению сведений о доходах является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности по утрате доверия.

В соответствии с частью 2 статьи 13.5 Закона № 273-ФЗ в случае увольнения (прекращения полномочий) лица, на которое были распространены ограничения, запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и (или) обязанности, установленные в целях противодействия коррупции, и в отношении которого было принято решение об осуществлении проверки достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и (или) соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, и (или) исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в ходе осуществления такой проверки лицу, принявшему решение об осуществлении такой проверки, представляется доклад о невозможности завершения такой проверки в отношении указанного проверяемого лица.

Согласно частям 3-4 статьи 13.5 Закона № 273-ФЗ материалы проверки направляются лицом, принявшим решение об осуществлении такой проверки, в органы прокуратуры Российской Федерации, которыми по результатам их рассмотрения принимается решение об осуществлении проверки достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и (или) соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, и (или) исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

В соответствии с частью 16 Закона № 273-ФЗ Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры в пределах своей компетенции, установленной Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», рассматривают материалы проверки, указанной в части 4 настоящей статьи, и не позднее одного месяца со дня ее окончания при наличии оснований обращаются в установленном порядке в суд с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица, указанного в части 2 статьи 13.5 Закона № 273-ФЗ.

С учетом изложенного, проверкой установлено, что ФИО1,замещая должность главного специалиста – эксперта отдела сопровождения программ развития предпринимательства и инвестиционного климата Управления программ предпринимательства и инвестиционного климата Департамента, умышленно не исполнила обязанность, предусмотренную статьей 8 Закона № 273-ФЗ, статьей 20 Закона № 79-ФЗ, чем допустила существенный коррупционный проступок, влекущий увольнение в связи с утратой доверия, вместе с тем фактически избежала предусмотренную законом ответственность.

Довод ФИО1 о том, что она не знала о доходах супруга, о непредставлении сведений о наличии жилого дома, который строился на денежные средства родственников, суд находит несостоятельным, так как гражданский служащий, имеющий обязанность предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, должен был добросовестно подходить к исполнению своей обязанности, осознавая возможность наступления негативных правовых последствий в связи с предоставлением недостоверных или неполных сведений и предпринять все возможные меры для получения недостающей для указания в справке информации. В данном случае, ФИО1 была не лишена возможности получения Выписки из ЕГРН о принадлежности жилого дома, что позволило бы не допустить данного нарушения, а отсутствие сведений о доходах супруга не являются уважительной причиной неисполнения последней своих служебных обязанностей.

Довод ФИО1 об отсутствии умысла на предоставление недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, также не может быть принят судом во внимание, поскольку мотивы и цель данных поступков не имеют правового значения для наступления соответствующей ответственности государственного служащего.

Суд принимает во внимание длительный период декларационной кампании, в течение которого ФИО1 имела объективную возможность представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

При этом с заявлением в соответствующую Комиссию Департамента о невозможности по объективным причинам предоставить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении супруга, ФИО1 не обращалась.

Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федеральный закон от 21 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае: утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничении и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Таким образом, оставление оснований и формулировки увольнения Карташёвой И.В. в приказе от 15 сентября 2023 года №236-к «Об увольнении Карташёвой И.В.» без внесения соответствующих изменений нарушают интересы Российской Федерации, препятствует реализации одного из основных принципов противодействия коррупции - неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений (статья 3 Закона № 273-ФЗ), нарушает законные интересы Российской Федерации в сфере предупреждения коррупции и борьбы с ней (статья 1 Закона № 273-ФЗ), что наносит ущерб репутации и авторитету государственной власти в целом, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокуратуры города Севастополя к Департаменту экономического развития города Севастополя об обязании внести изменения в приказ - удовлетворить.

Обязать Департамент экономического развития города Севастополя внести следующие изменения в приказ от 15 сентября 2023 года № 236-к «Об увольнении ФИО7

Заменить по тексту: в абзаце первом слова «пунктом 3 части 1 статьи 33» на «пунктом 1.1 части 1 статьи 37»; слова «по инициативе гражданского служащего» на «по утрате представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в связи с неисполнением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами».

Исключить в полном объеме фразу «Основание: заявление Карташёвой И.В.».

Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме 21 мая 2024 года.

Председательствующий                                                          Ю.В. Тесля

2-995/2024 ~ М-227/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура города Севастополя
Ответчики
Департамент экономического развития города Севастополя
Другие
Карташева Ирина Валерьевна
Правительство Севастополя
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Тесля Юлия Владимировна
Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
26.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.01.2024Передача материалов судье
30.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2024Подготовка дела (собеседование)
06.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2024Судебное заседание
15.05.2024Судебное заседание
15.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2024Судебное заседание
21.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее