Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-246/2021 (2-4074/2020;) ~ М-3669/2020 от 19.10.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 января 2021 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Галата С.В.,

при секретаре Емельяновой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0036-01-2020-001675-40 (производство № 2-1884/2020) по исковому заявлению Областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат Иркутской области» к Останиной Л.Н. о взыскании неосновательно полученнойфинансовой помощи,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд г. Иркутска обратилось ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области» с иском к Останиной Л.Н. о взыскании неосновательно полученной финансовой помощи. В обоснование иска указано, что в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 Правила), действовавшими в период возникновения спорных правоотношений, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерациидля частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение выделяются бюджетные ассигнования из резервного фонда на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 тыс. рублей на человека) (пп. «д» п.2 Правил).

Согласно п. 5 Порядка финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости (финансовая помощь) оказывается гражданам, включенным в утвержденные в установленном порядке списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (списки). Граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, подают заявление на имя главы местной администрации об оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.

04.07.2019 Останина Л.Н. обратилась администрацию городского округа муниципального образования «город Тулун» (администрация) с заявлением об оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области, г. Тулун.

Администрацией Останина Л.Н. включена в список граждан на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации в размере 100000 рублей.

По результатам внутренних контрольных мероприятийвыявлено двойное начисление финансовой помощи получателю Останиной Л.Н. Финансовая помощь в размере 100000 рублей зачислена на расчетный счет Останиной Л.Н., открытый в ПАО Сбербанк 09.07.2019 и повторно – 14.07.2019, что подтверждается реестрами денежных средств.

28.12.2018 денежные средства в размере10297,43 рублей были возвращены банком в бюджет. Сумма неосновательно полученных ответчиком и подлежащих взысканию в бюджет Иркутской области денежных средств составляет 89702,57 рублей.

С учетом изложенного, ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области» просит взыскать с Останиной Л.Н. в бюджет Иркутской области сумму финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в размере 89702,57 рублей.

Представители истца Колобова Н.В., Борисова М.В., действующие на основании доверенностей в судебном заседании исковые требования поддержали, повторив доводы искового заявления.Дополнительно пояснили, что в Распоряжении Правительства РФ № 1392-р от 29.06.2019 указано о выделении МЧС России из резервного фонда Правительства РФ бюджетных ассигнований на оказание разовой финансовой помощи для предоставления бюджету Иркутской области на осуществление выплат. К полученной повторно Останиной Л.Н. финансовой помощи в связи с утратой имущества не применимы нормы ст. 1109 ГК РФ, поскольку указанную выплату нельзя отнести к средствам, предоставленным гражданину в качестве средств к существованию, она не относится к заработной плате и приравненным к ней платежам. Финансовая помощь носит разовый характер и не может расцениваться как постоянный и основной источник средств для удовлетворения основных жизненных потребностей ответчика (его базовых повседневных потребностей в пище, жилье, отдыхе и т.п.). Финансовая помощь государства за полную утрату имущества в размере 100000 рублей в соответствие с нормами законодательства ответчику оказана, денежные средства в полном объем е перечислены.

Ответчик Останина Л.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что в г. Тулуне до наводнения проживала со своим сыном Останиным В.В., который так же, как и она имеет право на получение выплаты в связи с утратой имущества. Зачисленные на ее счет повторно 100000 рублей ответчик считала полученными за сына на основании доверенности от 11.07.2019 <Номер обезличен>, оформленной в связи с отъездом Останина В.В. в г. Москву.

Третье лицо Останин В.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, пояснил, что в случае удовлетворения исковых требований и возврате Останиной Л.Н. денежных средств в бюджет области, будет обращаться к истцу с иском за положенной ему выплатой самостоятельно.

Представитель третьего лица Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил отзыв на исковое заявление, которым просил исковые требования удовлетворить, обосновывая повторную выплату ответчику финансовой помощи в размере 100000 рублей счетной ошибкой.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Иркутской области в судебное заседание не явился извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что исковые требования подлежат удовлетворению с учетом представленных документов, подтверждающих двойную выплату финансовой помощи Останиной Л.Н.

Представители зтретьих лиц Администрации городского округа МО "город Тулун", ГУ МВД России по Иркутской области, ПАО Сбербанк в лице филиала -байкальский банк ПАО Сбербанк в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Суд, с учетом мнения участвующих лиц полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке ст.167 ГПК РФ.

Огласив исковое заявление, выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области » на территории Иркутской области с 13-00 час. 27.06.2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

27.06.2019 года постановлением главы муниципального образования«город Тулун» администрации городского округа № 1042 введен режим чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального Конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 110 от 15.02.2014, действовавшем в период чрезвычайной ситуации в г. Тулун, утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в томчисле на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека).

Постановлением Правительства Иркутской области № 519-пп от 29.06.2019 утвержден «Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий», п. 4 (1) которого предусмотрено, что к отношениям, связанным с выплатой пособий членам семей погибших граждан, пособий семьям погибших граждан на погребение, пособий гражданам, получившим вред здоровью, применяются положения Правил и Порядка N 155, касающиеся предоставления единовременных пособий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 Правил.

В силу п.4 Порядка, оказание помощи осуществляется на основании заявлений граждан, представляемых гражданами в местную администрацию муниципального образования по месту жительства (пребывания) граждан по формам, предусмотренным приложениями N 9, N 13, N 14 к Правилам.

Финансовая помощь оказывается гражданам, включенным в утвержденные в установленном порядке списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, согласно приложению N 12 к Правилам.

Как следует из акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории города Тулуна Иркутской области от 17.07.2019, пояснений ответчика данных в ходе судебного заседания, Останина Л.Н. проживала по адресу г<адрес обезличен> В связи с наводнением в г. Тулуне был составлен список имущества первой необходимости. В соответствие с заключением комиссии имущество Останиной Л.Н. утрачено полностью.

Из представленной копии паспорта Останиной Л.Н. следует, что местом регистрации ответчика являлся адрес: г. Тулун, ул. Больничная, 15.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Останина Л.Н. 04.07.2019 обратилась с заявлением к мэру городского округа МО «город Тулун» о включении ее и сына – Останина В.В. в списки на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.

Первым заместителем губернатора Иркутской области председателем правительства Иркутской области утвержден список № 38 граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в котором Останина Л.Н. значится под № 481.

В соответствие с ответом на запрос, представленным ПАО Сбербанк, на имя Останиной Л.Н. установлено наличие нескольких счетов, в частности счет № <Номер обезличен>, открытый 28.03.2017, дата закрытия 12.02.2020.

Из выписки по счету № 40817810818351989169, представленной ПАО Сбербанк усматривается что 14.07.2019 и 17.07.2019 на счет Останиной Л.Н. УФК по Иркутской области (Минфин Иркутской области, ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области») зачислены суммы по 100000 рублей.

Согласно реестру № <Номер обезличен> от 14.07.2019, составленному ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области», Останиной Л.Н. на счет № <Номер обезличен> была зачислена сумма 100000 рублей.

Из представленного реестра № 99544 от 09.07.2019 усматривается, что на счет № <Номер обезличен> Л.Н. зачислено 100000 рублей.

Указанные зачисления были произведены на основании договора № <Номер обезличен> от 28.12.2018 и дополнительного соглашения к нему от 14.01.2019, заключенных между ПАО Сбербанк и Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

В соответствие с уведомлением о возврате средств в бюджет № <Номер обезличен> от 07.11.2019, на лицевой счет ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области» с лицевого счета Останиной Л.Н. было произведено списание денежной суммы 10281,93 рублей в качестве возврата финансовой выплаты на основании письма от 07.11.2019.

Анализ представленных документов свидетельствует о том, что ответчик дважды получил денежные средства в размере 100000 рублей в качестве финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка.

Обсуждая доводы ответчика о том, что Останина Л.Н. получила денежные средства в качестве финансовой помощи за своего сына Останина В.В., поскольку он также имеет право на данную выплату, суд находит их необоснованными. Из представленной доверенности <Номер обезличен> от 11.07.2019, выданной нотариусом г. Москвы Моисеевой Т.Е., не усматривается, что Останин В.В. уполномочил Останину Л.Н. на совершение действий по получению финансовой помощив связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, а также предоставил право получения такой помощи.

Представленная ПАО Сбербанк за период с 01.07.2019 по декабрь 2019 выписка движения денежных средств по счетам Останина В.В. не подтверждает получения им денежных средств в качестве финансовой помощи от ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области».

Кроме того, как следует из пояснений представителей истца, Постановления Правительства РФ № 110 от 15.02.2014, Постановления Правительства Иркутской области № 519-пп от 29.06.2019 выплата носит личный, индивидуальный характер и может быть получена только лично гражданином указанным в списке и подавшим заявление на счет указанный в заявлении.

При таких обстоятельствах, суд приходит выводу о том, что не имелось оснований для повторной выплаты Останиной Л.Н. финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.

Доказательств того, что денежные средства повторно поступили на счет Останиной Л.Н. в качестве финансовой помощи ее сыну – Останину В.В. ответчиком в силу ст.56 ГПК РФ не представлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

К полученной повторно Останиной Л.Н. финансовой помощи не применимы нормы ст. 1109 ГК РФ, поскольку указанную выплату нельзя отнести к средствам, предоставленным гражданину в качестве средств к существованию, она не относится к заработной плате и приравненной к ней платежам. Финансовая помощь носит разовый характер и не может расцениваться как постоянный и основной источник средств для удовлетворения основных жизненных потребностей ответчика.

Таким образом, денежные средства в размере 100000 рублей, зачисленные на счет Останиной Л.Н. повторно, 17.07.2019,в качестве финансовой помощи в связи с утратой имущества, следует признать неосновательно приобретенными, поскольку доказательств законности поступления данных денежных средств суду не представлено, следовательно, указанные денежные средства должны быть возвращены потерпевшему лицу,в связи с чем, заявленные исковые требования Областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат Иркутской области» о взыскании с Останиной Л.Н. в бюджет Иркутской области сумму финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в размере 89702 (Восемьдесят девять тысяч семьсот два) руб. 57 коп.являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

Учитывая частичный возврат денежных средств на счет истца в размере 10297,43 рублей, суд полагает правильным удовлетворить исковые требования в заявленном размере 89702,57 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат Иркутской области» удовлетворить.

Взыскать с Останиной Л.Н. в бюджет Иркутской области сумму финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в размере 89702 (Восемьдесят девять тысяч семьсот два) руб. 57 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий судья: Галата С.В.

Мотивированное решение суда изготовлено 29.01.2021.

УИК № 38RS0036-01-2020-006689-33

2-246/2021 (2-4074/2020;) ~ М-3669/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области"
Ответчики
Останина Лариса Николаевна
Другие
Останин Вадим Владимирович
ОГКУ "Управление социальной защиты населения"
ГУ МЧС России по Иркутской области
Министерство социального развития опеки и попечительства ИО
Администрация городского округа МО "город Тулун"
ГУ МВД России по Иркутской области
ПАО Сбербанк в лице филиала -байкальский банк ПАО Сбербанк
Суд
Свердловский районный суд г. Иркутска
Судья
Галата Сергей Владимирович
Дело на сайте суда
sverdlovsky--irk.sudrf.ru
19.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2020Передача материалов судье
26.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.11.2020Предварительное судебное заседание
07.12.2020Предварительное судебное заседание
22.12.2020Судебное заседание
21.01.2021Судебное заседание
29.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее