К делу номер
УИД: 23RS0номер-59
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 29 мая 2023 года
Лазаревский районный суд <адрес> края, в составе:
Председательствующего судьи Радченко Д.В.,
при секретаре ФИО7,
с участием истца ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к департаменту городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> о признании права собственности на квартиру в связи с невозможностью осуществить свое право на приватизацию,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 обратился в суд с исковым заявлением к департаменту городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес>, в котором просит признать за ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> респ. Удмуртии (паспорт серия 0309 номер выдан Отделением Управления по <адрес> УФМС России по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 230-009) право собственности в порядке приватизации на жилое помещение общей площадью 65,5 кв.м., в том жилой площадью 44,2 кв.м., кроме лоджии площадью 4,8 кв.м, по адресу: <адрес> муниципального образования городской округ город-курорт <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО4 является с ДД.ММ.ГГГГ нанимателем жилого помещения в <адрес> края, согласно договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ номер, с учетом дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ В целях заключения договора передачи в собственность жилого помещения в порядке приватизации, истец неоднократно, а именно, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращался в департамент городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес>, на что получил отказ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Каждый раз отказ содержал разные основания, в двух последних отказах Ответчик сослался на пункт 2.8 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение договора передачи жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, в собственность граждан», утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер. Полагает, данные отказы основаны на неверном толковании норм права. Ранее в жилом помещении были прописаны его сын ФИО2 и внук ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Впоследствии решением Лазаревского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу номер ФИО2 и ФИО3 признаны утратившими право на проживание в жилом помещении и сняты с регистрационного учета. Однако ответчик продолжает отказывать в приватизации жилого помещения в связи с отсутствием в предоставляемом пакете документов разрешения управления по вопросам семьи и детства администрации <адрес> на заключение договора передачи жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, в собственность граждан. Кроме того, истец с 1984 года зарегистрирован в спорном жилом помещении по месту жительства с момента его предоставления, проживает в квартире, о которой возник спор, длительное время, производит оплату жилищно-коммунальных платежей, задолженности по оплате не имеет, т.е. пользуется всеми правами и несет соответствующие обязанности, вытекающие из договора социального найма в отношении занимаемой жилой площади. Своими действиями Департамент городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> лишает истца прав, предусмотренных Конституцией РФ и Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» на бесплатную передачу в собственность занимаемого жилого помещения.
Истец ФИО4 в судебном заседании требования искового заявления поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика департамента городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. О причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица управления по вопросам семьи и детства Администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. О причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица ППК «Роскадастр» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. О причинах неявки суду не сообщил.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В связи с изложенным и, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон и, выслушав истца, исследовав материалы дела, находит требования искового заявления не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ стороны должны предоставлять суду доказательства в подтверждение своих требований и возражений. На основании ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами по представлению доказательств и участию в их исследовании.
Согласно доводам иска, ФИО4 является с ДД.ММ.ГГГГ нанимателем жилого помещения в <адрес> края, согласно договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ номер, с учетом дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ В целях заключения договора передачи в собственность жилого помещения в порядке приватизации, истец неоднократно, а именно, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращался в департамент городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес>, на что получил отказ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Полагает, данные отказы основаны на неверном толковании норм права. Истец с 1984 года зарегистрирован в спорном жилом помещении по месту жительства с момента его предоставления, проживает в квартире, о которой возник спор, длительное время, производит оплату жилищно-коммунальных платежей, задолженности по оплате не имеет, т.е. пользуется всеми правами и несет соответствующие обязанности, вытекающие из договора социального найма в отношении занимаемой жилой площади. Своими действиями Департамент городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> лишает истца прав, предусмотренных Конституцией РФ и Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» на бесплатную передачу в собственность занимаемого жилого помещения. Свое право на приватизацию истец не может реализовать по не зависящим от него обстоятельствам.
Согласно разъяснениям, изложенным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если граждане не могут по независящим от них причинам воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору найма жилого помещения, это является нарушением положения ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», и гражданин вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. Аналогичное толкование закона дано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации номер (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ.
Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации определены Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон о приватизации).
Согласно требованиям Закона о приватизации, приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном й муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов.
Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения. государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Как следует из ч. 2 ст. 7 Закона номер, в договор передачи жилого помещения в собственность включаются как несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, так и несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Заключение договора передачи жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, в собственность граждан», утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер определены сроки и последовательность действий (административные процедуры) при предоставлении муниципальной услуги в отношении жилых помещений жилищного фонда муниципального образования городской округ город-курорт <адрес>.
Пунктом 2.8 административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, и которые заявитель вправе представить, в том числе, разрешение управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> (далее - Управление по вопросам семьи и детства) на заключение договора передачи жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, в собственность граждан в случаях снятия с регистрационного учета по приватизируемому жилому помещению малолетних и (или) несовершеннолетних детей, которые не имеют постоянной регистрации по месту жительства или зарегистрированы в частном либо специализированном жилищном фонде или по договору найма.
Получателями муниципальной услуги являются граждане Российской Федерации занимающие жилые помещения муниципального жилищного фонда муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> по договорам социального найма.
Согласно материалам дела, <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, является объектом муниципальной собственности муниципального образования городской округ город-курорт <адрес>.
На основании распоряжения департамента имущественных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер-р между департаментом имущественных отношений администрации <адрес> и ФИО4 в отношении вышеуказанного имущества был заключен договор социального найма жилого помещения номер от ДД.ММ.ГГГГ в отношении <адрес> многоквартирном <адрес>.
В договор в качестве членов семьи нанимателя были включены сын - ФИО2, 1982 года рождения, и внук - ФИО3, 2007 года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес>, ФИО4 и ФИО2, ФИО3 (в чьих интересах ФИО4 действовал на основании доверенности), был заключен договор номер о приватизации вышеуказанного жилья.
Согласно вышеуказанной доверенности на ФИО4 были возложены полномочия по регистрации Договора номер в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в городе Сочи, однако, как следует из ответа министерства Топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.юномерО-7897/22 на олбращение ФИО4, договор номер в отношении <адрес> управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ФИО4 передан не был, в связи с чем договор номер не вступил в силу.
Договор номер в количестве пяти экземпляров был подписан директором МКУ <адрес> «КПС» и направлен в филиал государственного автономного учреждения <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» в городе Сочи, где был подписан ФИО4 и выдан ему на руки в количестве четырех экземпляров. Один экземпляр был передан в архив МКУ <адрес> «КПС».
Заочным решением Лазаревского районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования иска ФИО4 к ФИО2 и ФИО3 о снятии с регистрационного учета и признании прекратившим право пользования жилым помещением. ФИО8и ФИО3 признаны утратившими право на проживание в <адрес>. ОВМ ОП (<адрес>) УВД по <адрес> ГУ МВД России по <адрес> обязан снять с регистрационного учета ФИО2 и ФИО3
Заочное решение Лазаревского районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, то есть после заключения Договора номер,
На основании вышеуказанного заочного решения суда ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 было подано заявление в департамент городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> о внесении изменений в договор социальною найма жилого помещения номер от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из договора ФИО2, ФИО3 и включения в качестве члена семьи нанимателя жены - ФИО9 При этом юридически значимые действия по расторжению договора номер (включая совершение соответствующего волеизъявления в форме подачи заявления) ФИО4 предприняты не были, в связи с чем Договор номер остался нерасторгнутым. Решением суда также не был признан недействительным вышеуказанный Договор номер, то есть он является действующим. Доказательств обратного суду не представлено.
Вместе с тем, на основании распоряжения департамента городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер-р «О внесении изменений в договор социального найма жилого квартиры № Лазаревского город-курорт <адрес>» были внесены соответствующие изменения ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение, которым указан наймодателдем жилого помещения департамент городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес>, исключены ФИО2 и ФИО3 из числа лиц, претендующих на долю в праве собственности на жилое помещенияе, включена в договор от ДД.ММ.ГГГГ номер в качестве члена семьи нанимателя жена ФИО9
23.03. 2022 г. ФИО4 повторно обратились в департамент городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> с заявлением об оказании муниципальной услуги «Заключение договора передачи жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, в собственность граждан» для передачи <адрес> частную собственность.
Пунктом 2.8 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение договора передачи жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, в собственность граждан», утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер, предусмотрено, что в случае приватизации жилья с участием несовершеннолетних детей для получения услуги необходимо предоставление разрешения управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> (далее - Управление по вопросам семьи и детства) на заключение договора передачи жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, в собственность граждан в случаях снятия с регистрационного учета по приватизируемому жилому помещению малолетних и (или) несовершеннолетних детей, которые не имеют постоянной регистрации по месту жительства или зарегистрированы в частном либо специализированном жилищном фонде или по договору найма.
По данным поквартирного учета <адрес>, с регистрационного учета снят несовершеннолетний (2007 года рождения), что повлекло за собой утрату на приобретение в собственность доли <адрес>, разрешение управления по вопросам семьи и детства на снятие с учета несовершеннолетнего и заявление ФИО2 и ФИО3 об отказе от права приобретения ими <адрес> общую долевую собственность - отсутствуют, заявления о расторжении договора номер - не представлены.
Приказом Министерства социального развития и семейной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача предварительного разрешения на совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих несовершеннолетнему подопечному прав» закреплено, что за выдачей разрешения на совершение сделок, влекущих отказ от права на приватизацию без участия несовершеннолетних, гражданам необходимо обращаться в любой филиал государственного автономного учреждения <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>».
Согласно ответу управления по вопросам от ДД.ММ.ГГГГ номер.01-16 со ссылкой на социального развития и семейной политики Краснодарского от ДД.ММ.ГГГГ номер «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача предварительного разрешения на совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих несовершеннолетнему подопечному прав» за выдачей разрешения на совершение сделок, влекут от права на приватизацию без участия несовершеннолетних, необходимо обращаться в любой филиал государственного учреждения <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» для получения соответствующего разрешения куда и было рекомендовано обратиться ФИО4 Самостоятельно ФИО4 такое разрешение представлено не было.
Таким образом ФИО4 реализовал свое право на единоразовое приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в муниципальном жилищном фонде.
Учитывая изложенное, ДД.ММ.ГГГГ, 22.02022 г., ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 были направлены письма об отказе в приватизации имущества, ФИО4 и рекомендовано обратиться в филиал ГАУ КК «МФЦ» на территории <адрес> по вопросу получения разрешения на приватизацию жилья, без участия несовершеннолетних граждан.
Учитывая изложенное, рассмотрение вопроса о заключения договора на передачу в собственность ФИО4 вышеуказанной квартиры, будет возможным при условии заключения соглашения о расторжении договора номер и предоставления соответствующего разрешения управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи.
Кроме того, всем приобретателям по договору номер следует обратиться в МКУ <адрес> «Квартирно-правовая служба» с письменным обращением о расторжении вышеуказанного договора и заключить соответствующее соглашение для исключения двух заключенных договоров в отношении одного объекта недвижимости - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных, либо оспариваемых прав и законных интересов.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК РФ), к кому предъявлять иск (п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ).
Частью 2 ст. 45 Конституции РФ установлено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Признание права в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации есть способ защиты гражданских прав.
При имеющихся материалах дела невозможно вынести решение в пользу истца, выбран ненадлежащий способ защиты своих прав, правовые основания для удовлетворения заявленных требований о признании права собственности на квартиру в связи с невозможностью осуществить свое право на приватизацию отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░4 (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 03 09 ░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ <░░░░░> (░░░: 2320037148, ░░░░: 1102366001880) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░.░. ░░░░░░░░