Дело №2-1372/2024
УИД 58RS0008-01-2024-003069-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пенза 29 июля 2024 г.
Железнодорожный районный суд г.Пензы в составе:
председательствующего судьи Гореловой Е.В.,
при секретаре Осиповой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Пензы к администрации г.Пензы о возложении обязанности совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Железнодорожного района г.Пензы обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц, указывая на то, что прокуратурой района в мае 2024 г. проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, по результатам которой выявлены следующие нарушения: контейнерная площадка, расположенная рядом с домом № 8а по ул.Лагерной г.Пензы, не соответствует требованиям, предъявляемым к контейнерным площадкам п. 3 раздела2 СанПин 2.1.3684-21, а именно: у данной площадки контейнеры расположены на площадке, не имеющей ограждения и твердого покрытия. Вместе с тем администрация г.Пензы мер по проведению ее в соответствие не принято., что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного прокурор Железнодорожного района г.Пензы просил суд обязать администрацию Железнодорожного района г.Пензы принять меры к приведению в соответствие с п. 3 раздела 2 СанПин 2.1.3684-21 контейнерной площадки, расположенной в районе дома № 8а по ул.Лагерной г.Пензы в срок до 31.12.2024.
В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г.Пензы по доверенности Тихонович Н.Г. требования поддержала и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Железнодорожного района г.Пензы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалы дела представителем по доверенности Поповым П.В. представлено заявление, в котором он просил рассмотреть дело без его участия, казав, что в администрации Железнодорожного района г.Пензы не предусмотрена статья расходов бюджета города на содержание «контейнерных площадок» в соответствии с п. 3 раздела 2 СанПин 2.1.3684-21, расположенной в районе д. № 8А по ул. Лагерной г.Пензы. В то же время в соответствии с планом мероприятий по наказам избирателей, поступивших депутатам Пензенской городской Думы на 2024 г., муниципальная контейнерная площадка по вышеназванной улице будет приведена в соответствие с санитарными нормами до 20.11.2024 по муниципальному контракту «Обустройство мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Железнодорожного района г.Пензы.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
На основании п. 2 ст. 7 указанного Закона № 7-ФЗ К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии со ст. 51 закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1.30 ст. 45 устава г.Пензы, утвержденного Пензенской городской Думы от 30.06.2005 № 130-12/4 к компетенции администрации района относится определение мест размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории района.
На основании п.2.30 Положения об администрации Железнодорожного района г.Пензы, утвержденного постановлением главы администрации г.Пензы от 13.06.2006 № 601, в компетенции Администрации района города Пензы находится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Железнодорожного района города Пензы, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии со ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона № 89-ФЗ К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
На основании ч. 3 ст. 8 закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно ч.ч. 1, 2, 6 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пункт 11 Правил устанавливает, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Согласно п. 12 Правил вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
На основании п. 3 раздела 2 СанПин 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к Санитарным правилам.
При накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.
Контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки (п.п. 8-10 раздела 2 СанПин 2.1.3684-21).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, прокуратурой района в мае 2024 г. проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, по результатам которой выявлены следующие нарушения: контейнерная площадка, расположенная рядом с домом № 8а по ул.Лагерной г.Пензы, не соответствует требованиям, предъявляемым к контейнерным площадкам п. 3 раздела 2 СанПин 2.1.3684-21, а именно: у данной площадки контейнеры расположены на площадке, не имеющей ограждения и твердого покрытия.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 20.05.2024 помощника прокурора Железнодорожного района г.Пензы, фотоматериалом.
В связи с выявлением вышеназванных нарушений прокурором Железнодорожного района г.Пензы 20.05.2024 было вынесено представление № 7-30-2024в адрес администрации Железнодорожного района г.Пензы.
В ответ на указанное представление администрацией Железнодорожного района г.Пензы 07.06.2024 сообщено, что доводы, отраженные в представлении, нашли свое подтверждение.
В настоящее время денежные средства отсутствуют в администрации Железнодорожного района г.Пензы на устранение выявленных нарушений законодательства по обустройству контейнерных площадок, по мере поступления денежных средств данные нарушения будут устранены.
Изложенное выше свидетельствует о том, что ответчик признал факт нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, администрация Железнодорожного района г.Пензы мер по проведению контейнерной площадки в соответствие не принято.
Между тем несоответствие места накопления твердых бытовых отходов установленным требованиям приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Пензы удовлетворить в полном объеме, обязав администрацию Железнодорожного района г.Пензы принять меры к приведению в соответствие с п. 3 раздела 2 СанПин 2.1.3684-21 контейнерной площадки, расположенной в районе дома № 8а по ул.Лагерной г.Пензы.
Принимая во внимание положение ст.ст. 206, 210 ГПК РФ, учитывая требования истца, суд полагает, что данные действия должны быть совершены ответчиком до 31.12.2024.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ 2 ░░░░░░ 2.1.3684-21 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ № 8░ ░░ ░░.░░░░░░░░ ░.░░░░░, ░ ░░░░ ░░ 31.12.2024.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.08.2024.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.