Дело №12-1/2023 (№12-16/2022, 05-251/10/2022)
РЕШЕНИЕ
с. Новобирилюссы Красноярского края 31 января 2023 г.
Судья Бирилюсского районного суда Красноярского края Лайшевой Ю.И.,
с участием:
прокурора Бирилюсского района Красноярского края Чернецкого Р.Н.,
представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, АО «Ачинское ДРСУ» - Якк О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, АО «Ачинское ДРСУ» на постановление мирового судьи судебного участка №10 в Бирилюсском районе Красноярского края от 22 ноября 2022 г., которым АО «Ачинское ДРСУ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка №10 в Бирилюсском районе Красноярского края от 22 ноября 2022 г. акционерное общество «Ачинское дорожное ремонтно-строительное управление» (далее – АО «Ачинское ДРСУ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением суда, представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, АО «Ачинское ДРСУ» - генеральный директор Петров А.А, обратился в Бирилюсский районный суд Красноярского края с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление мирового судьи от 22 ноября 2022 г., производство по делу об административном правонарушении прекратить. В жалобе представитель указал, что с вынесенным постановлением не согласен по следующим основаниям. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении допущены процессуальные нарушения, а именно, время совершения административного правонарушения установлено как 28 февраля 2022 г., вместе с тем, судьей при вынесении вышеуказанного постановления дата совершения правонарушения «усматривается» 26 февраля 2022 г., однако совершение правонарушения 26 февраля 2022 г. АО «Ачинское ДРСУ» не вменялось, судья при рассмотрении не должен устанавливать новые обстоятельства совершения правонарушения. Отсутствует состав правонарушения, поскольку у АО «Ачинское ДРСУ» отсутствовала обязанность предоставлять сведения о трудоустройстве Кононец (Кноль) Д.В. по последнему месту службы (Администрация Бирилюсского района Красноярского края), так как ее должность на предыдущем месте работы не относится к должности, при назначении на которую граждане и при замещении которой муниципальный служащий обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и замещение этой должности не связано с коррупционными рисками. Отсутствие доказательств, подтверждающих наличие события административного правонарушения и виновность лица. АО «Ачинское ДРСУ» считает, что результаты служебной проверки, проведенной предприятием в отношении его должностных лиц, не могут служить доказательством совершения правонарушения юридическим лицом. Полагали, что вина АО «Ачинское ДРСУ» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.29 КоАП РФ, не доказана, а постановление прокурора Бирилюсского района о возбуждении дела об административном правонарушении от 21 сентября 2022 г. вынесено с существенными процессуальными нарушениями. Просил постановление мирового судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении – прекратить.
В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, АО «Ачинское ДРСУ» - Якк О.В., действующая на основании доверенности, жалобу поддержала в полном объеме по изложенным в ней основаниям.
Прокурор Бирилюсского района Красноярского края Чернецкий Р.Н. в судебном заседании просил постановление мирового судьи судебного участка №10 в Бирилюсском районе Красноярского края от 22 ноября 2022 г. оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела и, оценив исследованные доказательства в своей совокупности, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ст. 19.29 КоАП РФ (в редакции, действующей на дату совершения правонарушения) привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Прокуратурой Бирилюсского района по результатам проведенной проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности АО «Ачинское ДРСУ», Бирилюсский филиал которого находится по адресу: с. Новобирилюссы Бирилюсского района Красноярского края, ул. Дорожная, д. 1, выявлены нарушения требований ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», выразившиеся в следующем.
По 20 августа 2020 г. Кононец (Кноль) Д.В. замещала должность муниципальной службы ведущего специалиста отдела жизнеобеспечения и жилищного контроля Администрации Бирилюсского района Красноярского края, которая входит в перечень должностей, при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Постановлением администрации Бирилюсского района Красноярского края от 16 апреля 2020 г. №159, а также в соответствии с Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. №557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», Указом Президента РФ от 21 июля 2010 г. №925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».
15 февраля 2022 г. Кононец (Кноль) Д.В. приказом руководителя Бирилюсского филиала АО «Ачинское ДРСУ» от 15 февраля 2022 г. №4 на условиях трудового договора принята на работу в данное учреждение на должность экономиста.
В установленный ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» 10-дневный срок со дня привлечения бывшего муниципального служащего к трудовой деятельности, то есть по 25 февраля 2022 г. соответствующее уведомление по прежнему месту работы Кононец (Кноль) Д.В. работодателем АО «Ачинское ДРСУ» не направлялось.
Такое уведомление было направлено в администрацию Бирилюсского района Красноярского края только 15 июня 2022 г. с нарушением установленного срока.
Изложенное явилось основанием для привлечения предприятия к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 21 сентября 2022 г., выпиской из ЕГРЮЛ от 1 июля 2019 г., приказом о приеме на работу Кноль Д.В. от 15 февраля 2022 г., трудовым договором (контрактом) от 15 февраля 2022 г., дополнительными соглашениями к трудовому договору от 1 июня 2022 г. и от 6 июня 2022 г., ответом на представление прокурора от 13 июля 2022 г. № 561, актом о проведении служебного расследования от 12 июля 2022 г., приказом от 12 июля 2022 г. №14, копией Устава АО «Ачинское ДРСУ», ксерокопией трудовой книжки и иными доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В Перечень должностей муниципальной службы в администрации Бирилюсского района Красноярского края, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный постановлением администрации Бирилюсского района Красноярского края от 16 апреля 2020 г. №159 (далее – «Перечень должностей»), включены служащие, замещающие должности ведущего специалиста отдела жизнеобеспечения и жилищного контроля администрации района (муниципального инспектора по жилищному контролю).
Частью 3 статьи 64.1 Трудового кодекса РФ определено, что работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной ч. 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 5).
В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 №46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры).
При этом исходя из смысла ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанность, предусмотренную ч. 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Действия предприятия квалифицированы по ст. 19.29 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и законодательства в области противодействия коррупции.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили суду первой инстанции прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы жалобы о том, что не указание времени совершения противоправного деяния – 25 февраля 2022 г. в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении установленных судом первой инстанции обстоятельств не опровергает, и не является основанием к отмене состоявшегося по делу решения, поскольку данный довод судом первой инстанции был рассмотрен и расценен как несущественное процессуальное нарушение, поскольку в данном постановлении имеется указание на конкретную дату заключения АО «Ачинское ДРСУ» с работником Кононец (Кноль) Д.В. трудовых отношений – 15 февраля 2022 г., а также – на необходимость работодателем в течение 10 дней направить соответствующее уведомление в администрацию Бирилюсского района Красноярского края.
Кроме того, из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении усматривается, что противоправность поведения АО «Ачинское ДРСУ» начинается с одиннадцатого дня после 15 февраля 2022 г., то есть с 26 февраля 2022 г. Иного толкования, расчета или неопределенности даты совершения вменяемого юридическому лицу рассматриваемого деяния постановление прокурора не допускает.
Довод защитника привлекаемого к ответственности лица об отсутствии вины АО «Ачинское ДРСУ» опровергаются принятым по делу решением и имеющимися в деле доказательствами, из которых следует, что обязанность по направлению уведомления в администрацию Бирилюсского района Красноярского края должна была быть исполнена не позднее 25 февраля 2022 г., в то время как запрос о предоставлении информации, включена ли должность ведущего специалиста отдела жизнеобеспечения и жилищного контроля в «Перечень должностей», в администрацию района из АО «Ачинское ДРСУ» направлен лишь 22 июня 2022 г.; ответ из администрации Бирилюсского района о том, что должность муниципальной службы, которую замещала Кононец (Кноль) Д.В., не относится к «Перечню должностей» был направлен в АО «Ачинское ДРСУ» только 1 июля 2022 г.
Доводы защитника АО «Ачинское ДРСУ» об отсутствии состава правонарушения, а именно о том, что у АО «Ачинское ДРСУ» отсутствовала обязанность предоставлять сведения о трудоустройстве Кононец (Кноль) Д.В. по последнему месту службы (Администрация Бирилюсского района Красноярского края) установленных судом первой инстанции обстоятельств не опровергают, и не являются основанием к отмене состоявшегося по делу решения. Судом первой инстанции было установлено, что согласно Перечня должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане, и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденных постановлением администрации Бирилюсского района от 16 апреля 2020 г., к таким должностям отнесена отдела жизнеобеспечения и жилищного контроля администрации Бирилюсского района Красноярского края, в связи с чем, с момента заключения трудового договора с Кононец (Кноль) Д.В. (15 февраля 2022 г.) и в течение установленных законодательством РФ 10 дней у АО «Ачинское ДРСУ» имелась возможность для соблюдения правил и норм (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»), за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. С учетом изложенного, доводы жалобы об отсутствии обязанности у АО «Ачирнское ДРСУ» направить уведомление в установленном порядке в отношении работника Кононец (Кноль) Д.В., занимавшую муниципальную должность, включенную в «Перечень должностей», отклоняются.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Совокупность представленных в материалы данного дела доказательств свидетельствует о том, что АО «Ачинское ДРСУ» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.
Действия общества квалифицированы по ст. 19.29 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и законодательства в области противодействия коррупции.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволила суду первой инстанции прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Порядок и срок давности привлечения АО «Ачинское ДРСУ» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено названному лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 19.29 КоАП РФ для юридических лиц.
Какие-либо доказательства, которые могли поставить под сомнение выводы суда первой инстанции, в материалах дела отсутствуют, автором жалобы не представлены.
Доводы жалобы не опровергают наличие в деянии АО «Ачинское ДРСУ» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу решения.
Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным, и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка №10 в Бирилюсском районе Красноярского края от 22 ноября 2022 г., которым АО «Ачинское ДРСУ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, - оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Ю.И. Лайшева