РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 15 мая 2023 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при секретаре Двинских К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1065/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Рубикон» об установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной рыночной стоимости,
с участием представителя административного истца по доверенности Джаваншир Ю.Т.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Рубикон» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 443 400 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец являлся собственником вышеуказанного объекта капитального строительства, кадастровая стоимость которого по результатам очередной государственной кадастровой оценки существенно превысила его действительную рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке. Полагают, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства в судебном порядке.
В судебном заседании представитель административного истца Джаваншир Ю.Т. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, а также заинтересованные лица - ППК «Роскадастр» в лице филиала по Самарской области, администрация городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области, Администрация муниципального района Волжский Самарской области, ООО «Самарский завод кузнечных изделий» не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Государственным бюджетным учреждением Самарской области представлен отзыв, в котором учреждение просит отказать в удовлетворении административного иска в случае не предоставления административным истцом доказательств, обосновывающих его право на обращение в суд за оспариванием кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частям 1 и 3 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты права или обязанности этих лиц,… в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, ООО «Рубикон» в период с 22.12.2005 года по 03.02.2023 года являлся собственником нежилого здания с кадастровым номером № площадью 20768,3 кв. м, назначение - нежилое, наименование – зимняя теплица, расположенного по адресу: <адрес>
С 4.02.2023 года собственником здания является ООО «Самарский завод кузнечных изделий».
Кадастровая стоимость спорного объекта капитального строительства утверждена приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 01.01.2021 в размере 178 636 690,37 руб.
Полагая кадастровую стоимость объекта недвижимости завышенной, административный истец обратился с административным иском в суд.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии со ст.ст. 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за исключением отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного Кодекса.
Статьей 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении следующих объектов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые помещения, гаражи, машино-места, а также жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
5) садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
В силу пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, находящихся на территории Самарской области, по состоянию на 01.01.2021 подлежат применению в целях налогообложения с 01.01.2022.
В силу п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», министерство имущественных отношений Самарской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в целях налогообложения.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год
Приказом министерства имущественных отношений Самаркой области от 22 октября 2021 № 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год
Приказом № 2077 от 8 ноября 2022 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год
Названные нормативные правовые акты в установленном порядке опубликованы.
Вместе с тем, судом установлено, что спорное нежилое здание с кадастровым номером № Перечни на 2021 - 2023 г.г. не включены.
Не относятся спорные здание и к числу иных объектов недвижимости, поименованных в законе Самарской области № 98-ГД и подпунктах 3, 4 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ.
Как следует из письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Самарской области от 31 марта 2023 года, адресованного ООО «Рубикон», объект недвижимости с кадастровым номером № облагается налогом на имущество организация исходя из среднегодовой стоимости в соответствии с пунктом 1 стать 375 Налогового кодекса при условии их учета на балансе организации в качестве основных средств. В связи с тем, что ООО «Рубикон» применяет упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008 г., а согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций ( за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ) следует, что в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером № уплата и представление отчетности по налогу на имущество за 2021-2023 г. не требуется.
У административного истца отсутствуют доказательства и обоснования того факта, каким образом кадастровая стоимость оспариваемого объекта недвижимости затрагивает его права и обязанности.
Учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих, что результатами определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером № затронуты права или обязанности ООО «Рубикон», поскольку налоговой базой по налогу на имущество организации, в данном случае, является среднегодовая стоимость объектов налогообложения, суд приходит к выводу об отсутствии у ООО «Рубикон» субъективного права или законного интереса, подлежащих судебной защите.
В связи с этим в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Рубикон» об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Судья: Т.А. Родина
Мотивированное решение изготовлено 19 мая 2023 года