Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-107/2022 от 03.02.2022

№ 21-107/2022

РЕШЕНИЕ

02 марта 2022 года                               г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Хлынина Е.В., при секретаре Лоблевской Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Селекционно Гибридный Центр «Вишневский» МВХ на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно - Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 26 ноября 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 08 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Селекционно Гибридный Центр «Вишневский»,

установил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно - Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 26 ноября 2020 года , оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 08 ноября 2021 года, общество с ограниченной ответственностью «Селекционно Гибридный Центр «Вишневский» (далее - ООО «СГЦ «Вишневский», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда, состоявшиеся в отношении ООО «СГЦ «Вишневский», отменить, ссылаясь на их незаконность.

Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, ходатайств об отложении не заявили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав защитника общества Фомину Л.Р., которая поддержала доводы жалобы, просила снизить размер назначенного наказания.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 4.1 Федерального закона Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст введен в действие ГОСТ 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», согласно пункту 3.11 отходы производства – это остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22 мая 2017 года № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, в который под кодом 1 12 510 01 33 3 включен «Навоз свиней свежий» и под кодом 1 12 510 02 29 4 «Навоз свиней перепревший».

В силу пунктов 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» (далее закон об отходах) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 сентября 2011 года N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами" (действующего в спорный период) учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом за учетный период.

В настоящее время действует Порядок учета в области обращения с отходами, который утвержден приказом Минприроды России от 08 декабря 2020 года № 1028, который устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лицу, а также размещение отходов.

Согласно части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

В рамках административного расследования было установлено, что основными видами деятельности ООО «СГЦ «Вишневский» является: разведение свиней, дополнительным видом деятельности является выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масляничных культур; предоставление услуг в области животноводства; переработка и консервирование мяса; производства продукции из мяса убойных животных и мяса птицы; производство готовых кормов для животных, содержащихся на фермах; торговля оптовая зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных; торговля оптовая мясом и мясом птицы, включая субпродукты и др.

С целью осуществления хозяйственной деятельности ООО «СГЦ «Вишневский» эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду «Свинокомплекс-2», расположенный по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, с. Беловка, ул. Лесная, д. 3, которому присвоен код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

В связи с осуществлением хозяйственной деятельности по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью 2000 мест и более), свиноматок (с проектной мощностью 750 мест и более), объект ООО «СГЦ «Вишневский», является объектом I-ой категории.

В ходе расследования установлено, что основная масса отходов, образующихся в результате деятельности по разведению свиней на проверяемом объекте ООО «СГЦ «Вишневский» представлена отходом «Навоз свиней свежий». По результатам проведенного биотестирования отобранные образцы проб относятся к 4 классу опасности (протоколы результатов биотестирования от 2 ноября 2020 года №466-Б, 467-Б, 468-Б), при этом факта внесения отходов, возникающих от деятельности по разведению свиней на поля не установлено.

Таким образом, в 1,2, 3 квартале 2020 года ООО «СГЦ «Вишневский» не проводило первичный учет отходов, образующихся в результате деятельности, согласно Федерального классификационного каталога отходов (навоз свиней свежий, навоз свиней перепревший».

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 13 ноября 2020 года в отношении ООО «СГЦ «Вишневский» протокола об административном правонарушении , по части 10 статьи 8.2 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, вынесено обжалуемое постановление, которым ООО «СГЦ «Вишневский» привлечено к административной ответственности по части 10 статьи 8.2 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «СГЦ «Вишневский» подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от 13 ноября 2020 года; протоколом осмотра территории от 23 октября 2020 года № 05-093-1/2020, протоколом от 23 октября 2020 года №05-093-01/2020 отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды; актом отбора проб отходов №504/89-Б (От) от 23 октября 2020 года; протоколом результатов биотестирования №466-Б, 467-Б, 468-Б от 2 ноября 2020 года; уставом ООО «СГЦ «Вишневский»; технологическим регламентом ООО «СГЦ «Вишневский» от 2020 года; техническими условиями ТУ 20.15.80-002-94514314-2020 (СП Беловка Сакмарского района ООО СКЦ «Вишневский»); свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; свидетельством об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду ООО «СГЦ «Вишневский» №ECREURL от 6 марта 2020 года) и другими представленными в материалы дела доказательствами.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение природоохранного законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора и судья районного суда сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При изложенных обстоятельствах действия ООО «СГЦ «Вишневский» правильно квалифицированы по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

Ссылку ООО «СГЦ «Вишневский» на фактическую безотходность производства судья районного суда обоснованно отклонил, поскольку не подтверждено, что образующиеся в производственной деятельности общества отходы «навоз свиней свежий», «навоз свиней перепревший» используются им в дальнейшем для производства новой продукции для собственных нужд - органического удобрения, пригодного для использования в растениеводстве, и что такое производство осуществляется с соблюдением установленных технических, технологических, санитарных и гигиенических требований.

Кроме того, указание на то, что ООО «СГЦ «Вишневский» использует навоз свиней в виде органического удобрения, не опровергает факт образования в процессе деятельности общества отходов «навоз свиней свежий», «навоз свиней перепревший» и не освобождает общество от исполнения установленных действующим законодательством обязанностей в области обращения с отходами. Используемая обществом технология производства удобрения, может оказать воздействие на окружающую среду, в отсутствие необходимой технической документации, прошедшей государственную экологическую экспертизу.

Судьей районного суда сделан обоснованный вывод о том, что «навоз свиней свежий», «навоз свиней перепревший», являясь в том числе, сырьем для органического удобрения, не перестают быть отходами, поскольку входят в Федеральный классификационный каталог отходов и являются отходами 3 и 4 классов опасности.

Ссылка общества на письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 мая 2016 года и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 мая 2016 года и 23 октября 2017 года № 12-47/27366 подлежит отклонению, поскольку данные письма не отменяют и не изменяют требования Федерального закона № 89-ФЗ и Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Кроме того, из материалов дела не усматривается, что общество подтвердило соблюдение перечисленных в данном письме условий, подтверждающих производство и реализацию для собственных нужд продукции на основе спорных отходов, в материалах дела отсутствует технологический регламент производства удобрения ООО «СГЦ «Вишневский», а также положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Доводы, изложенные в жалобе, в том числе об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, являлись предметом изучения при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте.

Несогласие заявителя с оценкой, установленных в ходе производства обстоятельств и собранных доказательств основанием для отмены состоявшихся актов не является.

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.

Вместе с тем имеются основания для изменения принятых по делу решений в части назначенного наказания.

Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 названного Кодекса).

Применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В связи с этим размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенного, требований ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, финансового положения ООО «СГЦ «Вишневский» и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, отнесенного к категории среднего предпринимательства, назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей подлежит снижению ниже низшего предела, но до размера не менее половины минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно - Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 26 ноября 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 08 ноября 2021 года, подлежат изменению путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 100 000 рублей.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых решений, по делу не усматривается.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 30.9, 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно - Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 26 ноября 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 08 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Селекционно Гибридный Центр «Вишневский» изменить, снизить размер штрафа с 200 000 рублей до 100 000 рублей, в остальном принятые решения оставить без изменения, жалобу директора ООО «СГЦ «Вишневский» МВХ - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Оренбургского

областного суда          Хлынина Е.В.

21-107/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "Селекционно Гибридный Центр "Вишневский"
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Хлынина Евгения Владимировна
Статьи

ст.8.2 ч.10 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--orb.sudrf.ru
03.02.2022Материалы переданы в производство судье
02.03.2022Судебное заседание
05.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.03.2022Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее