Дело №12-1097/2023
Мировой судья судебного участка №36 судебного района г. Кургана Курганской области Киселева В.В.
РЕШЕНИЕ
14 сентября 2023г. город Курган
Судья Курганского городского суда Курганской области Мельникова Е.В., рассмотрев жалобу Администрации города Кургана на постановление мирового судьи судебного участка №36 судебного района г. Кургана Курганской области Киселевой В.В. от 07.08.2023, по делу об административном правонарушении в отношении Администрации города Кургана в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ
постановлением мирового судьи судебного участка №36 судебного района г. Кургана Курганской области от 07.08.2023 Администрация города Кургана признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Администрация города Кургана, обратилась с жалобой на данное постановление.
В обоснование жалобы указано, что Администрация города Кургана не согласна с нарушениями, указанными в протоколе об административном правонарушении.
Именно, в п. 1 Протокола указано, что вокруг территории муниципального образования город Курган не созданы (не обновлены) противопожарные минерализированные полосы или иные противопожарные барьеры, однако границы муниципального образования города Кургана граничат с лесными насаждениями в лесничествах, расположенных на землях лесного фонда Курганской области. Земли лесного фонда и границы населенного пункта города Кургана разделяют: с северной стороны - автомобильная дорога на пос. Чистопрудный (противопожарный разрыв шириной не менее 40 метров), со стороны с. Б. Чаусово опахано шириной не менее 10 метров в апреле 2023 г., федеральная трасса Иртыш Р254 (противопожарный разрыв шириной не менее 40 метров), со стороны садоводств: Малиновка, Малиновка-8, Сады Зауралья, Облобувьбыт проведена опашка не менее 10 метров; с южной стороны - автомобильная дорога на с. Кетово, железная дорога на ст. Утяк; с восточной стороны - обрабатываемые сельскохозяйственные поля в собственности ЗАО «Глинки» на границе с Варгашинским муниципальным округом; с западной стороны - водохранилище Орловское, оз. Бездонное.
Полагает, что Администрацией города Кургана исполнены нормы действующего законодательства. В Протоколе не указаны координаты участков границ города Кургана, на которых отсутствуют минерализированные полосы или иные противопожарные барьеры, при указанных обстоятельствах Протокол является не исполнимым.
Администрации вменяется нарушение, относительно того, что мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на территории города Кургана не в полном объеме включены в планы, схемы и программы развития, однако нет указания на то, какие мероприятия должны быть включены в планы, схемы и программы развития городского округа – Курган.
В п. 3 Протокола указано, что информирование населения о мерах пожарной безопасности осуществляется не на должном уровне, однако заявитель указывает, что свои полномочия в этой части исполнил, о чем были представлены доказательства.
Указывает, что в п. 4 протокола указано, что органом местного самоуправления не установлены вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности.
В п. 5 протокола указано, что органом местного самоуправления не приняты муниципальные нормативно-правовые акты в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности.
Однако, указанные полномочия осуществлены органом местного самоуправления в полном объеме (перечень правовых актов, принятых органом местного самоуправления по вопросам обеспечения первичных мер пожарной безопасности прилагается).
Протокол в данной части также содержит оценочное суждение, является не обоснованным, а также не содержит конкретных указаний на то какие именно правовые акты необходимо принять органу местного самоуправления.
Указывает, что в качестве нарушения Администрации города вменяется не очищение территории от сухой травянистой растительности и не отделение минерализированной полосой.
Администрацией города Кургана соблюдены требования действующего законодательства, минерализированные полосы установленной ширины созданы (акты выполненных работ прилагаются). В п.п. 290-294, 301, 302 протокола указаны улицы Д. Бедного, Полевая, Рубинштейна, Чернореченская, Пархоменко, М. Ульяновой, Советская, которые находятся внутри микрорайонов города и не прилегают к лесу.
В Протоколе в пунктах с 6 по 121 указаны гидранты, находящиеся в неисправном состоянии, которые обязан отремонтировать орган местного самоуправления, однако в соответствии с требованиями действующего законодательства обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося взоне эксплуатационной ответственностиорганизации, то есть сетей, осуществляют организации правообладатели указанных сетей. Водопроводные сети города Кургана находятся в частной собственности АО «Курганводоканал», орган местного самоуправления правообладателем водопроводных сетей не является, поэтому гидранты не находятся в зоне эксплуатационной ответственности Администрации города Кургана, следовательно возложение на Администрацию города обязанности по ремонту гидрантов необоснованно.
Кроме этого, в протоколе перечислены гидранты, которые не являются муниципальной собственностью, и гидранты, которые находятся в исправном состоянии.
В протоколе указаны территории, которые не очищены от сухой растительности, при этом, в Предписании не указаны кадастровые номера земельных участков либо координаты таких территорий. Протокол, в котором не указаны земельные участки с кадастровыми номерами, принадлежащие органу местного самоуправления на праве собственности; является незаконным, возлагает на орган местного самоуправления обязанность по уборке от сухой растительности земельных участков, которые находятся в собственности иных правообладателей. В Протоколе указаны территории, у которых отсутствуют границы, а правила пожарной безопасности возлагают обязанность по очистке от сухой растительности на правообладателей земельных участков, границы которых установлены в кадастровом или межевом плане.
В протоколе указаны свалки, которые органу местного самоуправления необходимо убрать с территорий общего пользования.
В оспариваемом постановлении в п.п. 130, 135, 144, 145, 149, 171, 172, 190, 197, 207 указаны свалки, образовавшиеся на контейнерных площадках, ответственность за уборку которых несет региональный оператор ООО «Чистый город». Свалки, указанные в п.п. 144, 145, 206, 208 отсутствуют, свалки, указанные в Постановлении № 99 от 03.05.2023, расположены на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Указанные свалки должны быть ликвидированы не в соответствии с законодательством о пожарной безопасности, а в соответствии с законодательством, регулирующим утилизацию твердых бытовых отходов; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, охрану окружающей среды. Постановлением Конституционного суда РФ от 30.05.2023 № 27-П установлено, что органы местного самоуправления не обязаны убирать несанкционированные свалки, расположенные на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, за счет средств местного бюджета. В пунктах оспариваемого Постановления перечислены свалки, которые уничтожены пожаром 07.05.2023., вместе с тем, они указаны, как свалки, которые необходимо ликвидировать.
В Протоколе в пунктах с 305 по 5903 указаны жилые дома, расположенные в на территории города Кургана в границах микрорайонов Черемухово, Тополя, Северный, Зайково, Глинки и т.д., которые не обеспечены органом местного самоуправления наружным пожарным водоснабжением. В целях пожаротушения Администрация города Кургана может создавать указанные в законе лишь источники наружного противопожарного водоснабжения. На территории города Кургана расположены 3 реки и 16 водохранилищ, в связи с чем, необходимость в создании водных объектов на территории города Кургана отсутствует.
В целях создания условий для забора воды около водных объектах города уже расположены площадки с подъездами, для забора воды на централизованной системе водоснабжения установлены гидранты.
Более того, на территории города Кургана установлено 819 гидрантов.
Таким образом, Администрацией города Кургана созданы условия для забора воды на территории города Кургана.
Из вменяемого нарушения не понятно, какие конкретные меры должен принять орган местного самоуправления: создать источник наружного противопожарного водоснабжения или создать условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, в связи с чем, Протокол является незаконным.
Кроме этого, указывает, что в обжалуемом постановлении возражения заявителя не нашли отражения.
Просит постановление мирового судьи от 07.08.2023 о привлечении Администрации города Кургана к административной ответственности по признакам состава правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить.
На рассмотрение жалобы представитель Администрации г. Кургана не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом.
Представитель ГУ МЧС России по Курганской области по доверенности Путилов А.В. с доводами жалобы не согласился, просил постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителя ГУ МЧС России по Курганской области, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
Установлено, что 14.04.2023 Администрации города Кургана выдано предписание №14/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, срок устранения нарушений 15.05.2023.
Предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Как следует из материалов дела, в период с 26.05.2023 по 23.06.2023 на основании распоряжения №41 от 22.05.2023 проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за исполнением предписания №14/1/1 от 14.04.2023 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В результате внеплановой выездной проверки выявлены факты невыполнения предписания органа государственного пожарного надзора, а именно: вокруг территории муниципального образования – г. Курган, Администрацией города Кургана не созданы (не обновлены) противопожарные минерализвованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на территории города не в полном объеме включило в планы, схемы и программы развития, не на должном уровне осуществило информирование населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации проведения собрания населения, не установило нормативными актами местного самоуправления вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности, не приняло муниципальные нормативно-правовые акты в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности, на территории муниципального образования – г Курган не обеспечило исправное состояние пожарных гидрантов и наружное противопожарное водоснабжение, не очистило территорию от мусора, сухой травянистой растительности, не убрало свалки горючих отходов.
29.06.2023 заместителем главного государственного инспектора города Кургана по пожарному надзору – заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Кургану управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Курганской области Путиловым А.В. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Администрации города Кургана, за неисполнение в установленный срок требования пунктов законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор №14/1/1 от 14.04.2023 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В силу ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; нам должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Факт невыполнения Администрацией города Кургана в установленный срок (15.05.2023) предписания №14/1/1 от 14.04.2023 подтверждается протоколом об административном правонарушении №494 от 29.06.2023; предписанием №14/1/1; актом проверки №41 от 23.06.2023 и иными материалами дела.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на территории муниципального образования г. Курган.
В силу пункта 9 части 1 статьи 14, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования.
В силу статьи 1 Федерального закона № 69-ФЗ под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Федерального закона № 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В силу статьи 10 Федерального закона №69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности (статья 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
В соответствии с требованиями статьи 62 данного Федерального закона здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
В соответствии с частью 1 статьи 68 приведенного Федерального закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары (часть 2 указанной статьи).
На основании пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Должностным лицом также обоснованно установлено, что администрацией не предприняты меры по созданию защитной противопожарной минерализованной полосы, что свидетельствует о нарушении пункта 78 Правил противопожарного режима.
Доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения данных требований пожарной безопасности, в деле отсутствуют.
Действия администрации г. Кургана квалифицированы по ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Совокупность установленных мировым судьей фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
На основании части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрация г. Кургана имела возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ей не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законность предписания, выданного органом государственного пожарного надзора, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства.
Исполнимость предписания является требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения, и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
В рассматриваемом случае из материалов дела усматривается, что предписание от 14.04.2023 №14/1/1 было вынесено уполномоченными на то должностными лицами, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его вынесения, в нем сформулированы действия, которые необходимо совершить исполнителю, установлен срок его исполнения, оно является доступным для понимания и исполнимым, в установленном законом порядке данное предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях администрации г. Кургана объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что мировым судьей допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, и не могут быть учтены как влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, для отмены или изменения постановления мирового судьи не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №36 судебного района г. Кургана Курганской области Киселевой В.В. от 07.08.2023 о привлечении Администрации города Кургана к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях и назначения наказания в виде административного штрафа в размере 70 000 руб. - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Седьмом кассационном суде.
Судья Курганского
городского суда Е.В. Мельникова