Гражданское дело №2-540/2024
УИД 68RS0002-01-2023-003514-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2024 года г.Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
судьи Словесновой А.А.,
при секретаре судебного заседания Фроловой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства Тамбовской области к Лучиной Ирине Анатольевне о взыскании полученной социальной выплаты и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
14.12.2023г. Министерство сельского хозяйства Тамбовской области обратилось в суд с иском (в окончательной редакции от 18.01.2024г. – л.д.76-79) к Лучиной И.А. о взыскании полученной социальной выплаты, указав, что в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Тамбовской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы» Управление сельского хозяйства области реализует мероприятия по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности.
Согласно пункту 3.1 Положения о порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов право на получение социальных выплат, имеет молодая семья, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также наличие собственных и (или) заемных средств в размере 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
На основании представленных документов в администрацию Инжавинского района Тамбовской области Лучина И.А. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, ознакомлена с условиями участия в Подпрограмме, необходимостью сообщения обо всех изменениях, которые могут войти в противоречие с условиями участия в Подпрограмме, и включена в список участников мероприятий по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности.
11.03.2018г. между Министерством, Лучиной И.А. и АО «Инжавинская птицефабрика» был заключен договор № 11 о предоставлении социальных выплат молодой семье (молодому специалисту) на строительство (приобретение) жилья, согласно которому Лучина И.А. получила социальную выплату в размере *** руб., из которой средства федерального бюджета в размере *** руб. и средства бюджета Тамбовской области в размере ***,98 руб., на приобретение жилого помещения в Инжавинском районе Тамбовской области.
В соответствии с пунктом 3.1.3. Договора Лучина И.А. обязан работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения свидетельства, то есть до 11.03.2024г.
На основании пункта 4.4.2. Договора в случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
03.11.2021г. Лучина И.А. по собственному желанию расторгла трудовой договор с АО «Инжавинская птицефабрика» и трудоустроилась в ***. Таким образом, Лучина И.А. нарушила условия предоставления социальной выплаты, установленные Положением и Договором.
Согласно пункту 4.3.6 Договора при несоблюдении вышеуказанных условий министерство вправе расторгнуть в одностороннем порядке Договор с одновременным взысканием средств социальной выплаты с члена молодой семьи (молодого специалиста).
В этой связи Министерством было направлено Лучиной И.А. уведомление от 29.06.2023 №01-28/2060 о расторжении Договора и о возврате социальной выплаты. Однако до настоящего времени денежные средства на расчетный счет Министерства не поступили.
В связи с чем, Министерство просит суд взыскать с ответчика Лучиной И.А. в свою пользу денежные средства социальной выплаты в размере *** руб., из которых *** руб. в федеральный бюджет Российской Федерации*** руб. – в бюджет субъекта Российской Федерации – Тамбовской области, а также на основании ст.395 ГК РФ проценты на сумму долга за период с 05.07.2023г. по 14.12.2023г. в сумме *** руб., из которых *** руб. в федеральный бюджет Российской Федерации, *** руб. – в бюджет субъекта Российской Федерации – Тамбовской области.
В судебном заседании представитель истца Министерства сельского хозяйства Тамбовской области по доверенности Воропаев И.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что ответчик нарушил условия договора, согласно которому она должна была трудится в сфере АПК или социальной сфере, находящейся в сельской местности. В июне 2023г. поступила информация о том, что трудовой договор с Лучиной И.А. был расторгнут, другой информации о том, что ответчик работает в сфере АПК не поступало.
Ответчик Лучина И.А. в судебном заседании исковые требования Министерства признала, пояснив, что действительно 03.11.2021г. она по собственному желанию по семейным обстоятельствам расторгла трудовой договор с АО «Инжавинская птицефабрика» и трудоустроилась в ***, где проработала до февраля 2024г. А с 19.02.2024г. она вновь трудоустроилась на основное место работы в ОАО «Токаревская птицефабрика», где работает в настоящее время. На вопрос суда о том, почему с момента получения досудебной претензии (21.09.2023г.) не произвела действия по трудоустройству в сфере АПК пояснила, она после получения претензии она обращалась в Министерство с устным заявлением о предоставлении отсрочки взыскания суммы социальной выплаты, ей ничего не пояснили, сказав, что будут обращаться к ней с иском о взыскании данной выплаты. Также указала, что по совместительству на 0,25 ставки она была трудоустроена с 28.08.2023г. по февраль 2024г. в ООО «Русские поля» на должности делопроизводителя в административном отделе. Дополнительно пояснила, что в настоящий момент у нее реальной возможности вернуть Министерству социальную выплату. Своего личного подсобного хозяйства (куры, гуси, поросята, телки, козы и т.п.) у нее нет и никогда не было, поскольку она с семьей проживает в многоквартирном жилом доме.
Привлеченное к участию в деле третье лицо Лучина В.И. в судебном заседании поддержала позицию ответчика Лучиной И.А., являющейся ее матерью.
Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявлбщих самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «Токаревская птицефабрика», ООО «Русские поля», администрация Инжавинского района Тамбовской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
В соответствии с положениями статей 35, 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия представителей указанных выше третьих лиц.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу пунктов «ж», "к" части 1 статьи72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006г. N264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (часть 2 статьи1 этого закона).
К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи5 Федерального закона от 29 декабря 2006г. N264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").
Пунктом 2 статьи2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013г. N598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020года" утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путём создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017г. N1544.
Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013г. N598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020года" (приложение N3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счёт средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведённым в приложении N4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020года", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013г. N598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020года".
Типовое положение, как указывается в его п. 1, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).
Согласно п. 33 Типового Положения право на получение социальных выплат имеет: молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;
постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств.
Согласно п. 42-43 Типового положения в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
Существенными условиями договора являются:
а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты;
б) право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта.
Постановлением администрации Тамбовской области от 21.11.2012г. №1443 «Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области» утверждено Положение о порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Определенные этим Положением условия и порядок предоставления в Тамбовской области молодым семьям (молодым специалистам) социальных выплат на приобретение (строительство) жилья аналогичны условиям и порядку предоставления таких выплат, указанным в Типовом положении.
Как установлено судом в период с 2014 по 2020 года на территории Тамбовской области действовала подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий Тамбовской области на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 года №598.
В рамках означенной подпрограммы постановлением администрации Тамбовской области от 20.01.2014 года №37 утверждено Положение о порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее Положение).
Управление сельского хозяйства Тамбовской области, как орган исполнительной власти области, реализовывало мероприятия по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности в ходе названной федеральной программы и областной подпрограммы (п.1.2 Положения).
Согласно указанному Положению социальные выплаты гражданам, молодым семьям, молодым специалистам предоставляются единовременно за счет средств федерального бюджета и бюджета области (п.1.3 Положения).
Право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам только один раз (п.1.5 Положения).
По смыслу п.2.1 Положения гражданин имеет право на получение социальной выплаты при соблюдении в совокупности следующих условий: постоянное проживание в сельской местности (регистрация по месту жительства); работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным ст.51 ЖК РФ; наличие собственных и (или) заемных средств в размере 55 % расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
По смыслу п. 2.5 Положения гражданин, которому предоставляется социальная выплата (далее - получатель социальной выплаты), вправе ее использовать: на приобретение жилого помещения в сельской местности. Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер), а также на приобретение жилого помещения, в котором гражданин постоянно проживает; на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома; на участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) в сельской местности.
Как установлено в судебном заседании, с 01.09.2011г. ответчик Лучина И.А. состояла в трудовых отношениях с ЗАО «Инжавинская птицефабрика», работала в должности весовщика в подразделении Комплекса комбикормового производства, с ней был заключен трудовой договор №652-к от 30.08.2011г. на неопределенный срок (л.д.52-54).
Постановлением Инжавинского поссовета Инжавинского района Тамбовской области от 14.03.2016г. №109 ответчик Лучина И.А. с составом семьи 3 человека (она – Лучина И.А., дочь ФИО7, сын – ФИО5) признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена в список очередности под №419 (л.д.46).
24.03.2016г. Лучина И.А. обратилась с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках направления «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по категории «молодая семья» для улучшения жилищных условий путем приобретения жилого помещения в р.п.Инжавино (л.д.39-40).
При этом на момент обращения с заявлениям, семья ответчика соответствовала всем требованиям, предъявляемым законодательством к участникам Программы.
11.03.2019г. между Управлением сельского хозяйства области, Лучиной И.А. и АО «Инжавинская птицефабрика». был заключен договор №144 об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), предметом которого согласно п.1.1 является предоставление в 2019 году из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области социальной выплаты работнику на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на условиях, установленных Положением и Договором (л.д.11-16).
Пунктом 2.1 Договора установлено, что социальная выплата предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Управлению как получателю средств бюджета Тамбовской области, в размере, рассчитанном в соответствии с Положением и зафиксированном в Свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
В разделе IV Договора определены права, обязанности и ответственность сторон договора.
Так, в соответствии с п.п.4.1.2, 4.1.3 Управление обязалось в течение пяти рабочих дней со дня утверждения сводного списка оформить Свидетельство и направить его в орган местного самоуправления для вручения Работнику; осуществить перечисление социальной выплаты в сроки и в порядке, предусмотренные Положением и Договором.
В свою очередь, Работник обязался обеспечивать выполнение условий предоставления социальной выплаты, использовать предоставленные средства социальной выплаты по целевому назначению для строительства (приобретения) жилья в течение одного года с момента выдачи Свидетельства, а также работать у Работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения Свидетельства (п.п. 4.3.1, 4.3.1.2, 4.3.1.3).
Согласно п.4.1.3 в случае нарушения Работником порядка, целей и условий предоставления социальной выплаты, предусмотренных Положением и Договором, Управление направляет Работнику требование о возврате социальной выплаты в федеральный бюджет и в бюджет Тамбовской области в размере и в сроки, определенные в указанном требовании, а в случае их не возврата в установленные сроки, - обращаться за истребованием средств социальной выплаты в судебном порядке.
11.03.2019г. Лучина И.А. получила свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в соответствии с которым было удостоверено ее право на получение денежных средств в размере *** руб., из которых *** руб. – за счет средств федерального бюджета и *** руб. – за счет средств областного бюджета на приобретение (строительство) жилья (л.д.43-44).
Указанные денежные средства были использованы Лучиной И.А. по целевому назначению – на приобретение квартиры по адресу: ***
03.11.2021г. Лучина И.А. по собственному желанию расторгла трудовой договор с АО «Инжавинская птицефабрика» (л.д.97) и 06.04.2022г. трудоустроилась в *** (л.д.93), где была трудоустроена до февраля 2024г., что подтверждается пояснениями самого ответчика Лучиной И.А.
ПостановлениемГлавы Тамбовской области от 26.09.2022г. №3 «Об определении системы и структуры исполнительных органов Тамбовской области» и распоряжением Главы Тамбовской области от 26.09.2022г. №14 «ОпереименованииуправлениясельскогохозяйстваТамбовскойобласти» Управление сельского хозяйства переименовано в Министерство сельского хозяйства Тамбовской области.
30.06.2023г. Министерством сельского хозяйства Тамбовской области в адрес Лучиной И.А. было направлено уведомление от 29.06.2023г. №01-28/2060 о расторжении Договора и возврате социальной выплаты в полном объеме в течение 30 календарных дней с момента получения требования (л.д.7-9). Данное уведомление ответчиком Лучиной И.А. получено 05.07.2023г., что подтверждается почтовым реестром по отправке почтового отправления № 39201784007007, находящемся в свободном доступе на сайте АО «Почта России».
Однако в указанный срок денежные средства ответчиком возвращены не были, что и послужило основанием для обращения Министерства с настоящим иском в суд.
В соответствии с п. 45 Типового положения в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 42 настоящего Типового положения.
При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 42 настоящего Типового положения.
Указанные нормы типового положения корреспондируют требованиям гражданского законодательства.
Статья 8 ГК РФ устанавливает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Гражданские права и обязанности возникают, в числе прочего, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей и вследствие неосновательного обогащения.
Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В судебном заседании установлено и не оспорено сторонами, что право на получение социальной выплаты у Лучиной И.А. возникло ввиду того, что ее семья отвечала требованиям, установленным Программой.
Свои обязательства в части целевого использования средств социальной выплаты ответчик исполнил, осуществив покупку двухкомнатной квартиры по адресу: ***, р.***, отвечающего требованиям Программы.
При разрешении вопроса о надлежащем исполнении условий договора в части исполнения обязательств по трудоустройству в сельской местности, суд учитывает следующее.
Пунктом 4.3.1.3 договора на работника возложена обязанность работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения свидетельства, то есть с 11.03.2019г. по 11.03.2014г. включительно.
Пункт 45 Типового положения наделяет орган исполнительной власти правом, а не обязанностью истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства предоставленной социальной выплаты в случае нарушения условий Программы, в том числе и в части работы в сельской местности в течение 5 лет.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при разрешении указанного вопроса должны учитываться индивидуальные обстоятельства, которые послужили основанием для расторжения лицом, получившим социальную выплату, трудового договора, а также последующее уклонение лица, получившего социальную выплату от исполнения условий Программы.
В судебном заседании установлено, что трудовой договор с АО «Инжавинская птицефабрика» был расторгнут с Лучиной И.А. 03.11.2021г. на основании п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ, то есть по инициативе работника, что подтверждается выпиской из приказа №МПКИ-00022 от 03.11.2021г. (л.д.72).
Пунктом 4.4.2. Договора предусмотрено, что работник вправе при досрочном расторжении трудового договора с Работодателем сохранить право на социальную выплату в случае, если работник или его супруг (супруга) в срок, не превышающий шесть месяцев, заключит трудовой договор с другим работодателем в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) или организует индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности.
06.04.2022г. ответчик Лучина И.А. принята в *** на должность инспектора миграционного пункта, что подтверждается приказом от 06.04.2022г. №58л/с (л.д.93), где проработала до февраля 2024г.
В судебном заседании 26.02.2024г. ответчиком Лучиной И.А. представлен трудовой договор №ИПК0000109, заключенный 19.02.2024г. между ОАО «Токаревская птицефабрика» и Лучиной И.А., в соответствии с которым последняя с 19.02.2024г. принята на основное место работы в структурное подразделение ОАО «Токаревская птицефабрика» - «Материальный склад технической службы направления Переработка» на должность «Кладовщик 4 разряда», с установкой испытательного срока в 3 месяца.
Таким образом, в судебном заседании подтвержден факт того, что ответчик Лучина И.А. не представила в управление (в настоящее время Министерство) в установленный договором пресекательный шестимесячный срок после расторжения 03.11.2021г. трудового договора с АО «Инжавинская птицефабрика» документы, подтверждающие её трудоустройство в соответствующей сфере в сельской местности, чем нарушала условия предоставления социальной выплаты, установленные Положением и Договором.
Согласно п.3.10 Положения и п.5.4.2.4 Договора при несоблюдении вышеуказанных условий управления вправе расторгнуть в одностороннем порядке Договор с одновременным взысканием средств социальной выплаты с члена молодой семьи (молодого специалиста).
Как указано выше, в связи с нарушением условий Договора, 30.06.2023г. управление направило ответчику Лучиной И.А. уведомление о расторжении Договора и возврате социальной выплаты в полном объеме в течение 30 календарных дней с момента получения требования, которое до настоящего времени не исполнено и денежные средства на расчетный счет министерства не поступили.
Указанные выше обстоятельства ответчик Лучина И.А. в судебном заседании не оспаривала.
При этом суд не может принять ко внимаю, что с 19.02.2024гю. ответчик Лучина И.А. трудоустроена в АПК (в ОАО №Токаревская птицефабрика»), поскольку трудовой договор с прежним работодателем в сфере АПК был расторгнут по инициативе самой ответчицы еще 03.11.2021г., то есть более 2-х лет назад.
Однако суд учитывает, что даже с момента получения уведомления от управления о расторжении договора №144 от 11.03.2019г., то есть с 05.07.2023г., ответчик Лучина И.А. не предприняла каких либо мер для трудоустройства по основному месту работы в сфере АПК или социальной сфере.
То обстоятельство, что ответчик Лучина И.А. с 28.08.2023г. была трудоустроена на 0,25 ставки в ООО «Поля Русские», не влияет на выводы суда, поскольку работа в АПК, согласно договора №144 от 11.03.2019г., должна была иметь постоянный характер, а не по совместительству.
При таких обстоятельствах, оценив исследованные доказательства с учетом их относимости, достоверности и допустимости в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что ответчик не выполнила существенные условия получения социальной выплаты на приобретение жилья, в связи с чем, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворения в полном объеме.
В связи с чем, суд полагает необходимым взыскать с Лучиной И.А. в пользу Министерства сельского хозяйства Тамбовской области социальную выплату в сумме *** руб., из которой: *** руб. – в федеральный бюджет Российской Федерации, *** руб. – в бюджет субъекта Российской Федерации – Тамбовской области.
Согласно п.1 ст.395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяетсяключевой ставкойБанка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, еслиинойразмер процентов не установлен законом или договором.
По основаниям, предусмотренным п.1 ст.395 ГК РФ с ответчика Лучиной И.А. за период с 05.07.2023г. (дата получения уведомления от управления) по 13.12.2023г. (дата подачи искового заявления в суд) подлежат взысканию проценты за пользование денежными средствами в сумме *** руб., из которых *** руб. в федеральный бюджет Российской Федерации, *** руб. – в бюджет субъекта Российской Федерации – Тамбовской области, при этом суд соглашается с расчетом, представленным истцом, полагая его обоснованным.
На основании положений ст.ст.98,103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать госпошлину в доход местного бюджета в сумме 11324,63 руб., от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства сельского хозяйства Тамбовской области к Лучиной Ирине Анатольевне о взыскании полученной социальной выплаты и процентов за пользование чужими денежными средствами – удовлетворить.
Взыскать с Лучиной Ирины Анатольевны (*** года рождения, паспорт серии ***) в пользу Министерства сельского хозяйства Тамбовской области (ИНН ***) социальную выплату в сумме *** руб., из которой: *** руб. – в федеральный бюджет Российской Федерации, *** руб. – в бюджет субъекта Российской Федерации – Тамбовской области.
Взыскать с Лучиной Ирины Анатольевны (*** года рождения, паспорт серии ***) в пользу Министерства сельского хозяйства Тамбовской области (ИНН ***) проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 05.07.2023г. по 14.12.2023г. в сумме *** руб., из которых *** руб. в федеральный бюджет Российской Федерации, ***,62 руб. – в бюджет субъекта Российской Федерации – Тамбовской области.
Взыскать с Лучиной Ирины Анатольевны (*** года рождения, паспорт серии ***) в доход бюджета муниципального образования городской округ - город Тамбов государственную пошлину в сумме *** руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд, через Ленинский районный суд г.Тамбова, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Словеснова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.03.2024г.
Судья А.А. Словеснова