66RS0053-01-2024-001234-20
Дело № 71-212/2024
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Белеванцева О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 26 апреля 2024 года жалобу защитника Кузнецова А.О. на постановление судьи Сысерсткого районного суда Свердловской области от 11 апреля 2024 года № 5-172/2024, вынесенное в отношении Рахимова Огабоя Кувандиковича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением судьи гражданин Республики Узбекистан Рахимов О.К. признан виновным в нарушении режима пребывания в Российской Федерации, выразившемся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, за что ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере
2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в принудительной форме.
В жалобе защитник Кузнецов А.О. просит об изменении постановления судьи и замене назначенного Рахимову О.К. дополнительного административного наказания на контролируемый самостоятельный выезд либо на административный штраф.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав пояснения защитника Кузнецова А.О., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).
Согласно ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, за исключением случаев, предусмотренных данным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с указанным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать 90 суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в п. 2 названной статьи.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года
№ 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что 10 апреля 2024 года около 10:40 по адресу: Свердловская область, г. Сысерть, ул. Трактовая, д. 9/1 выявлен гражданин Республики Узбекистан Рахимов О.К., который допустил нарушение режима пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, поскольку в нарушение требований п.п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ начиная с 13 января 2024 года, то есть по истечении 90 суток в периоде 180 суток, уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
При этом в действиях Рахимова О.К. не содержится признаков уголовно наказуемого деяния.
Фактические обстоятельства правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, который соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 2); письменными объяснениями Рахимова О.К. (л.д. 5); сведениями баз данных АС ЦБДУИГ и «Российский паспорт» (л.д. 3-5, 6-10); справкой на лицо по ИБД-Ф (л.д. 11); копией миграционной карты и иностранного паспорта гражданина Республики Узбекистан Рахимова О.К. (л.д. 12-13); отрывной частью бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина (л.д. 14) и иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судьи районного суда о виновности Рахимова О.К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются правильными, и нашли свое объективное подтверждение при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Постановление о привлечении Рахимова О.К. соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание в виде административного штрафа с принудительным выдворение за пределы Российской Федерации назначено Рахимову О.К. в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является справедливым.
При вынесении постановления баланс публичных и частных интересов нарушен не был. Постановление судьи в части назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Рахимову О.К. этой меры ответственности, а также ее соразмерность целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений. Необходимость назначения данного наказания судья убедительно мотивировал.
При принятии решения о принудительном выдворении Рахимова О.К. судья обоснованно оценил не только длительность периода незаконного пребывания иностранного гражданина, отсутствие у него постоянного и легального источника дохода, официального трудоустройства, недвижимого имущества, а также неисполнение обязанностей по уплате налогов, но также наличие семейных отношений с гражданкой Российской Федерации Муриной Л.И.
Как верно указано судьей районного суда, наличие у иностранного гражданина супруги, имеющей гражданство Российской Федерации и проживающей на ее территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
Аналогичные выводы содержатся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2014 года № 628-О.
Наличие брачных отношений с гражданкой Российской Федерации Муриной Л.И., зарегистрированных лишь в январе 2024 года во время незаконного пребывания Рахимова О.К. в Российской Федерации, не свидетельствует о возникших устойчивых семейных связях.
Приложенные к жалобе медицинские документы о беременности М., 1970 года рождения, вызывают сомнения, так как подлинники справок в судебное заседание не представлены. Кроме того, факт оказания М. медицинских услуг в частной медицинской организации соответствующими платежными документами не подтвержден. При этом Рахимов О.К. возможность поддержания семейных отношений с супругой М. в стране своей гражданской принадлежности - Республике Узбекистан имеет.
Таким образом, обстоятельства незаконного пребывания Рахимова О.К. в Российской Федерации свидетельствуют об отсутствии оснований для замены назначенного ему принудительного выдворения на самостоятельный контролируемый выезд, либо на штраф в соответствии с ч. 3.8 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наличие на карточном счете Рахимова О.К. денежных средств гарантией его добровольного выезда из Российской Федерации и оплаты штрафа не является.
Назначение Рахимову О.К. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в принудительной форме основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления. Они направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, оснований для которой не имеется.
Дело об административном правонарушении в отношении
Рахимова О.К. рассмотрено с соблюдением гарантированных процессуальных прав, по установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях правилам, право заявителя на справедливое судебное разбирательство не нарушено.
Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. 1.5, 1.6 названного Кодекса, при рассмотрении дела не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено, оснований для отмены или изменения постановления судьи по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Сысерсткого районного суда Свердловской области от 11 апреля 2024 года № 5-172/2024, вынесенное в отношении Рахимова Огабоя Кувандиковича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского областного суда О.А. Белеванцева