Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1342/2021 ~ М-992/2021 от 29.06.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                                     18 октября 2021 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Калинниковой О.А.,

при секретаре судебного заседания – Филатовой К.П.,

с участием представителя административного истца – Кашлевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1342/2021 по административному исковому заявлению Давидюк Олеси Анатольевны об оспаривании кадастровой стоимости объекта капитального строительства,

установил:

Давидюк О.А. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного в г. Самара, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 в размере 8 190 627,97 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником вышеуказанного нежилого помещения, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки существенно превысила его действительную рыночную стоимость, чем нарушаются права и затрагиваются интересы административного истца, как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости помещения.

Административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства в судебном порядке.

В судебном заседании представитель административного истца Кашлева Е.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования уточнила, просила восстановить срок на обращение с заявлением и установить кадастровую стоимость спорного нежилого помещения равной его рыночной стоимости в размере 8 384 610 рублей, установленном заключением эксперта ООО «<данные изъяты>» № 226-08/21/СЭ от 23.09.2021.

Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, администрация городского округа Самара не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области представлены письменные пояснения, в которых подтверждают наличие в ЕГРН сведений о спорном нежилом помещении, дате его кадастровой оценки, оставляют разрешение требований на усмотрение суда.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению в соответствии с результатами судебной экспертизы, при этом суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, Давидюк О.А. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 224 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, о чем представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 02.06.2021, свидетельство о государственной регистрации права от 10.05.2012, договор № 11/А на участием в долевом строительстве жилого дома от 10.08.2010, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» и обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>»; договор уступки права требования № 11/А-1 от 10.11.2010, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» и Давидюк О.А.

Постановлением Правительства Самарской области № 118 от 14 марта 2012 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» кадастровая стоимость спорного нежилого помещения определена по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 10 927 289,4 рублей, что следует из выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 08.07.2021.

В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и согласно статье 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», с 01.01.2015 административный истец уплачивает налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Кадастровая стоимость спорного нежилого помещения затрагивает права административного истца, владеющего объектом недвижимости на праве собственности, как плательщика налога на имущество, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта капитального строительства.Считая кадастровую стоимость нежилого помещения существенно завышенной, а свои права нарушенными, 25 июня 2021 года административный истец обратился в суд с административным иском.

С учетом положений ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

По делу установлено, что сведения о кадастровой стоимости спорного нежилого помещения внесены в ЕГРН 15.04.2012, административный иск в суд подан 25.06.2021, то есть по истечении установленного законом срока, о восстановлении которого ходатайствует заявитель.

Так как очередная государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства на территории Самарской области в порядке, установленном законодательством, не проведена, расчет налога на имущество физических лиц производится исходя из ранее установленной кадастровой стоимости нежилого помещения, то с учетом конкретных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта продолжают затрагивать права административного истца, в связи с чем признает причину пропуска срока обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд уважительной и, при отсутствии иного способа защиты права, полагает возможным этот срок восстановить.

В обоснование заявленных требований Давидюк О.А. представлен отчет об оценке № 001-1/2021 от 08.02.2021, выполненный оценщиком <данные изъяты>» ФИО1. Согласно отчету, рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 6 июня 2011 года определена в размере 8 190 627,97 рублей без учета НДС.

В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

В ходе рассмотрения административного дела по ходатайству административного истца определением суда от 18 августа 2021 года была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «<данные изъяты>».

По результатам судебной экспертизы, проведенной 23.09.2021, составлено экспертное заключение № 226-08/21/СЭ, согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 06.06.2011 составляет 8 384 610 рублей.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Исследовав заключение эксперта, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого даны ответы на поставленные вопросы. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Методика исследования, расчёты и определение величины рыночной стоимости нежилого помещения соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.

Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, замечаний к экспертному заключению стороны не представили, у суда сомнений в компетентности и объективности эксперта не имеется.

Уточнив заявленные требования, представитель административного истца просил установить кадастровую стоимость нежилого помещения равной рыночной стоимости в соответствии с результатами судебной экспертизы.

При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 25 июня 2021 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Давидюк Олеси Анатольевны удовлетворить.

Восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером .

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 224 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 в размере 8 384 610 рублей.

Датой обращения Давидюк О.А. с заявлением в суд считать 25.06.2021.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                        О.А.Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 19.10.2021.

3а-1342/2021 ~ М-992/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Давидюк О.А.
Ответчики
Правительство Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Администрация городского округа Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Калинникова О. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
29.06.2021Регистрация административного искового заявления
01.07.2021Передача материалов судье
01.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.07.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2021Судебное заседание
18.08.2021Судебное заседание
01.10.2021Производство по делу возобновлено
18.10.2021Судебное заседание
20.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее