РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2024 года город Узловая
Узловский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Сироткиной Т.П.,
при секретаре – помощнике судьи Дудине Д.О.,
с участием представителя истца – помощника Узловского межрайонного прокурора Тульской области Гагина М.А.,
представителя ответчика ГУЗ «Узловская районная больница» Греш О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-11/2024 (УИД 71RS0021-01-2023-001476-73) по исковому заявлению Узловского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к государственному учреждению здравоохранения «Узловская районная больница» об обязании обеспечить объекты здравоохранения доступной средой для инвалидов,
установил:
Узловский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к государственному учреждению здравоохранения «Узловская районная больница» об обязании обеспечить объекты здравоохранения доступной средой для инвалидов, мотивируя свои требования тем, что Узловской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в ГУЗ «Узловская районная больница». 29.09.2022 с участием помощника председателя ТРО «Всероссийское общество инвалидов», директора АНО РМЦ «Мир, доступный для всех» Ивановым А.В. проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в ГУЗ «Узловская районная больница». В ходе проверки установлено, что социальные объекты медицинского учреждения ГУЗ «Узловская районная больница» не оборудованы для использования инвалидами. На объекте по адресу Тульская область, Узловский район, пос. Ильинка, ул. Центральная, д. 19, пом. 1 отсутствуют парковочные места для автотранспорта инвалидов, отсутствует доступ в помещение, лестничный марш не продублирован пандусом, отсутствуют тактильные напольные указатели, отсутствует система информации, в т.ч. тактильная табличка с названием организации и режимом работы, продублированная шрифтом Брайля, отсутствует специальное оборудование для обслуживания инвалидов по слуху, зрению, не адаптирован санитарно-гигиенический узел для инвалидов. На объекте Тульская область, Узловский район, д. Марьинка, д.53a: отсутствуют парковочные места для автотранспорта инвалидов, отсутствует твердое дорожное покрытие перед входом в здание, входная площадка не соответствует требования, не размещено оборудование и носители информации, необходимые для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам, отсутствует специальное оборудование для обслуживания инвалидов по слуху, зрению. На объекте по адресу Тульская область, г. Узловая, ул. Трудовые резервы, д. 5: отсутствуют парковочные места для автотранспорта инвалидов, отсутствуют тактильные напольные указатели, отсутствует система информации, в т.ч. тактильная табличка с названием организации и режимом работы, продублированная шрифтом Брайля, не размещено оборудование и носители информации, необходимые для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам, отсутствует специальное оборудование для обслуживания инвалидов по слуху, зрению, не адаптирован санитарно-гигиенический узел для инвалидов, отсутствует система навигации для инвалидов, отсутствуют завершающие горизонтальные части поручней лестничного марш, эвакуационный план не доступен для инвалидов. Вышеуказанные нарушения влекут за собой ущемление прав инвалидов, что является недопустимым.
На основании изложенного, с учетом неоднократного уточнения исковых требований, просит обязать ГУЗ «Узловская районная больница» в срок до 31.12.2025 год на объекте Ильинский фельдшерский здравпункт, расположенный по адресу: Тульская область, Узловский район, пос. Ильинка, ул. Центральная, д. 19, пом. 1, организовать парковочные места для автотранспорта инвалидов в соответствии с требованиями п. 5.1.1, п. 5.2.1 СП 59.13330.2020; обеспечить доступ в помещение, продублировав лестничный марш пандусом в соответствии с требованиями п. 5.1.14 СП 59.13330.2020; разместить тактильные напольные указатели в соответствии с требованиями п. 6.5.12 СП 59.13330.2020, ГОСТ 52875-2018; разместить систему информации, в т.ч. тактильную табличку с названием организации и режимом работы, продублированную шрифтом Брайля в соответствии с требованиями п. 6.5.2 СП 59.13330.2020, ГОСТ 51671-2020, ГОСТ 52131-2019; обеспечить объект системой обеспечения разборчивости звуковой информации в соответствии с п. 6.5.12, 3.24 СП 59.13330.2020, п. 4 приказа Минздрава России от 12.11.2015 № 802н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи», адаптировать санитарно-гигиенический узел для инвалидов в соответствии с требованиями п. 6.3.1 СП 59.13330.2020; на объекте Марьинский фельдшерский здравпункт, расположенном по адресу: Тульская область, Узловский район, д. Марьинка, д. 53a, организовать парковочные места для автотранспорта инвалидов в соответствии с требованиями п. 5.1.1, п. 5.2.1 СП 59.13330.2020; обеспечить объект системой обеспечения разборчивости звуковой информации в соответствии с п. 6.5.12, 3.24 СП 59.13330.2020, п. 4 приказа Минздрава России от 12.11.2015 № 802н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи»; на объекте Детская поликлиника № 2, расположенном по адресу: Тульская область, г. Узловая, ул. Трудовые резервы, д. 5, организовать парковочные места для автотранспорта инвалидов в соответствии с требованиями п. 5.1.1, п. 5.2.1 СП 59.13330.2020; разместить тактильные напольные указатели в соответствии с требованиями п. 6.5.12 СП 59.13330.2020, ГОСТ 52875-2018; разместить систему информации, в т.ч. тактильную табличку с названием организации и режимом работы, продублированную шрифтом Брайля в соответствии с требованиями п. 6.5.2 СП 59.13330.2020, ГОСТ 51671-2020, ГОСТ 52131-2019; обеспечить объект системой обеспечения разборчивости звуковой информации в соответствии с п. 6.5.12, 3.24 СП 59.13330.2020, п. 4 приказа Минздрава России от 12.11.2015 № 802н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи», адаптировать санитарно-гигиенический узел для инвалидов в соответствии с требованиями п. 6.3.1 СП 59.13330.2020; установить систему навигации для инвалидов (система радиоинформирования и звукового ориентирования для инвалидов по зрению, индукционная система, текстофон и система визуального информирования для инвалидов по слуху) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 59811-2021, п. 6.5.2 СП 59.13330.2020; установить завершающие горизонтальные части поручней лестничного марша в соответствии с требованиями п. 5.1.13 СП 59.13330.2020; обеспечить наличие эвакуационного плана, доступного для инвалидов, выполненного в соответствии с требованиями п. 6.4.2 СП 59.13330.2020, Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Определениями Узловского районного суда Тульской области к участию у деле в качестве третьих лиц привлечены: Министерство земельных и имущественных отношений Тульской области, администрация муниципального образования Шахтерское Узловского района, администрация муниципального образования Узловский район, Уткина И.В.
Представитель истца - помощник Узловского межрайонного прокурора Тульской области Гагин М.А. в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержал по основаниям, указанным в иске, пояснил, что по настоящее время нарушения законодательства о социальной защите инвалидов ответчиком не устранены.
Представитель ответчика ГУЗ «Узловская районная больница» по доверенности Греш О.Г. в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом их уточнения признал в части обязания провести указанные в иске работы, не согласился с установленным сроком проведения работ, считал его недостаточным. Указал, что в настоящее время проводятся мероприятия по организации капитального ремонта зданий, который будет выполнен в срок до 01 июля 2026 года и при проведении ремонта будут устранены все недостатки объектов здравоохранения, создающие инвалидам трудности при их посещении. Кроме того, до указанной даты будет решен вопрос о выделении земельного участка для организации парковочных мест на территории детской поликлиники №2.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, поддержал позицию ответчика, указав, что истцом установлен недостаточный срок для проведения работ.
Представители третьих лиц Министерство земельных и имущественных отношений Тульской области, администрация муниципального образования Шахтерское Узловского района в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна, возражений не представили.
Представитель третьего лица администрация муниципального образования Узловский район в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в решении полагается на усмотрение суда.
Третье лицо Уткина И.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, причина неявки суду не известна, возражений не представила.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителей истца и ответчика, допросив в качестве специалиста Иванова А.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ст.3 ГПК РФ каждому заинтересованному лицу в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, гарантирована возможность обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч.4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
В рассматриваемом случае, направляя в суд исковое заявление в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» прокурор действовал в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования Узловский район — людей, имеющих ограниченные возможности здоровья и/или статус инвалида, прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законом.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Исходя из положений ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 15 данного Федерального закона установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, объекты и учреждения здравоохранения.
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
При этом исполнение установленной в данном законе обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.
Согласно п. 9 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-03 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, сформированной на официальном сайте ФНС России по адресу: https://egrul.nalog.ru, ГУЗ «Узловская районная больница» (далее – ГУЗ «УРБ») зарегистрировано в качестве юридического лица 03.07.1998 года. Лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, является временно исполняющая обязанности главного врача Шонус Наталья Игоревна. Основным видом деятельности является деятельность больничных организаций. Юридическое лицо расположено по адресу: Тульская область, г.Узловая, ул.Беклемищева, д.38а.
Как усматривается из Устава ГУЗ «УРБ» организация имеет в своем составе структурные подразделения без права юридического лица, в том числе:
- Ильинский фельдшерский здравпункт, расположенный по адресу: Тульская область, Узловский район, пос. Ильинка, ул. Центральная, д. 19, пом. 1,
- Марьинский фельдшерский здравпункт, расположенный по адресу: Тульская область, Узловский район, д. Марьинка, д. 53a,
- Детская поликлиника № 2, расположенная по адресу: Тульская область, г. Узловая, ул. Трудовые резервы, д. 5.
Земельные участки, на которых расположены здания здравпунктов и детской поликлиники, находятся в собственности Тульской области, предоставлены ГУЗ «УРБ» на праве постоянного (бессрочного) пользования. Собственником зданий здравпунктов и детской поликлиники также является Тульская область, здания переданы в оперативное управление ГУЗ «УРБ».
Согласно Уставу учреждение имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые для учета операций с субсидиями, полученными на выполнение государственного задания и иные цели, средствами, полученными от приносящей доход деятельности и находящихся во временном распоряжении. Целями учреждения является оказание медицинской помощи населению Тульской области.
С целью соблюдения законодательства РФ в сфере социальной защиты прав людей с ограниченными возможностями (инвалидов) Узловской межрайонной прокуратурой проведена проверка ГУЗ «УРБ», по результатам которой 05.10.2022 года в адрес врио главного врача ГУЗ «УРБ» вынесено представление об устранении нарушений законодательства, поскольку в результате проверки в том числе установлено, что на объекте по адресу Тульская область, Узловский район, пос. Ильинка, ул. Центральная, д. 19, пом. 1 отсутствуют парковочные места для автотранспорта инвалидов, отсутствует доступ в помещение, лестничный марш не продублирован пандусом, отсутствуют тактильные напольные указатели, отсутствует система информации, в т.ч. тактильная табличка с названием организации и режимом работы, продублированная шрифтом Брайля, отсутствует специальное оборудование для обслуживания инвалидов по слуху, зрению, не адаптирован санитарно-гигиенический узел для инвалидов. На объекте Тульская область, Узловский район, д. Марьинка, д. 53a: отсутствуют парковочные места для автотранспорта инвалидов, отсутствует твердое дорожное покрытие перед входом в здание, входная площадка не соответствует требования, не размещено оборудование и носители информации, необходимые для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам, отсутствует специальное оборудование для обслуживания инвалидов по слуху, зрению. На объекте по адресу Тульская область, г. Узловая, ул. Трудовые резервы, д. 5: отсутствуют парковочные места для автотранспорта инвалидов, отсутствуют тактильные напольные указатели, отсутствует система информации, в т.ч. тактильная табличка с названием организации и режимом работы, продублированная шрифтом Брайля, не размещено оборудование и носители информации, необходимые для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам, отсутствует специальное оборудование для обслуживания инвалидов по слуху, зрению, не адаптирован санитарно-гигиенический узел для инвалидов, отсутствует система навигации для инвалидов, отсутствуют завершающие горизонтальные части поручней лестничного марш, эвакуационный план не доступен для инвалидов.
Согласно представлению прокурор требовал незамедлительно принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствовавших, привлечь к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
По результатам рассмотрения представления 09.12.2022 года дан ответ о том, что ответственность по разработке мероприятий по повышению уровня санитарного содержания, благоустройства, безопасности и энергоэффективности здания и сооружений учреждения была возложена на инженера административно-хозяйственного персонала ФИО1 которая уволена с 15.11.2022 года, в связи с чем вопрос о привлечении ее к ответственности не может быть решен. Для устранения нарушений, обозначенных в представлении, проводятся соответствующие мероприятия.
Поскольку вышеуказанные нарушения не устранены, Узловский межрайонный прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к следующему.
Приказом врио главного врача ГУЗ «УРБ» от 28.03.2023 года №01-05/78 техник ФИО2 назначена ответственной за организацию доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения объектов и предоставляемых услуг.
Также приказом от 28.03.2024 года №01-05/80 утверждена инструкция о порядке действий по оказанию ситуационной помощи инвалидам и иным гражданам при их личном обращении в ГУЗ «УРБ».
Как усматривается из справки начальника отдела кадров ГУЗ «УРБ», к ГУЗ «УРБ» прикреплено для получения медицинской помощи 718 человек, которым установлена 1-я группа инвалидности, 2483 человека со 2-й группой инвалидности и 3331 человек с 3-й группой инвалидности. При этом, в ГУЗ «УРБ» работают 10 человек сотрудников, которым установлена 2-я группа инвалидности и 35 человек с 3-й группой инвалидности.
Согласно п.4 приказа Приказ Минздрава России от 12.11.2015 № 802н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи» органы и организации, предоставляющие услуги, обеспечивают инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски:
условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам;
возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них;
возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объекты, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью сотрудников, предоставляющих услуги;
сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах;
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
оказание сотрудниками, предоставляющими услуги, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами;
при необходимости оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.
В случае, когда действующие объекты инфраструктуры невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с учетом соблюдения обязательных требований. К указанным требованиям относятся: досягаемость мест социального посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений посетителей; безопасность путей движения, мест обслуживания и отдыха посетителей; удобство и комфорт жизнедеятельности и другие.
Согласно положениям ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. п. 5.2.1, 5.2.2 Свода правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного и введенных в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр. с 01.07.2021 г., на всех стоянках (парковках) общего пользования около или в объеме жилых, общественных (в том числе объектов физкультурно-спортивного назначения, культуры и др.) и производственных зданий, зданий инженерной и транспортной инфраструктуры, а также у зон рекреации следует выделять не менее 10% машино- мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, включая число специализированных машино-мест для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках. Каждое специализированное машино-место для транспортного средства инвалида должно быть обозначено дорожной разметкой по ГОСТ Р 51256 и, кроме того, на земельном участке здания - дорожными знаками по ГОСТ Р 52289 и ГОСТ Р 52290, внутри зданий - знаком доступности, выполняемым на вертикальной поверхности (стене, стойке и т.п.) за габаритами прохожей части пешеходных путей на высоте от 1,5 до 2,0 м, в иных случаях - на высоте 2,1 м до нижнего края знака. Места для стоянки (парковки) транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, следует размещать вблизи входа в предприятие, организацию или учреждение, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, от входа в жилое здание - не далее 100 м; при реконструкции, сложной конфигурации земельного участка допускается увеличивать расстояние от зданий до стоянок (парковок), но не более 150 м.
На такую стоянку в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», устанавливается дополнительный дорожный знак 8.17.
При рассмотрении дела судом установлено, что парковочные места для автотранспорта инвалидов, соответствующие указанным требованиям, расположенные возле вышеуказанных леченых учреждений, отсутствуют, что представителем ответчика не отрицалось. При этом, как пояснил представитель ответчика, для оборудования парковочного места в районе детской поликлиники №2 имеющегося земельного участка недостаточно, необходимо как проведение работ по формированию земельного участка, на котором возможно размещение парковочных мест, так и соответствующая организация таких мест.
Пунктом 5.1.14 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что у внешних лестниц для подъема маломобильных групп населения следует предусматривать: пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м. Длину одного марша пандуса с учетом продольного уклона принимают по таблице 5.1 в зависимости от уклона марша пандуса и длины одного марша пандуса.
Пандусом, соответствующим указанным требованиям, внешняя лестница Ильинского фельдшерского здравпункта не оборудована, что подтверждается соответствующим фотоматериалом.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Разделом 6.5. «Технические средства связи, информации и сигнализации, доступные для маломобильных групп населения (далее - МГН)» Свода Правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» определено, что технические средства информации и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания МГН различных групп мобильности, и на путях их движения, должны обеспечивать визуальную, звуковую и тактильную информацию. Технические средства информации и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях, расположении путей эвакуации и т.п.
В соответствии с п. 6.5.2 СП 59.13330.2020 технические средства информации и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания МГН различных групп мобильности, и на путях их движения, должны обеспечивать визуальную, звуковую и тактильную информацию.
Информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения (п.6.5.9 СП 59.13330.2020).
Согласно п. 6.5.12 СП 59.13330.2020 системами обеспечения разборчивости звуковой информации для людей с нарушением слуха следует оборудовать лекционные и зрительные залы, залы ожидания и пр. Направляющие тактильные напольные указатели для инвалидов по зрению предусматриваются по заданию на проектирование для обозначения основных путей безопасного передвижения при их ширине более 4 м и длине более 70 м к месту обслуживания, если отсутствуют иные направляющие ориентиры (непрерывные линии стен, поручни, ограждения).
На момент рассмотрении дела судом установлено, что тактильные напольные указатели и тактильные таблички с названием организации и режимом работы, продублированные шрифтом Брайля отсутствуют в Ильинском фельдшерском здравпункте и детской поликлинике №2.
Согласно п.3.24 СП 59.13330.2020 к системам обеспечения разборчивости звуковой информации относится оборудование, обеспечивающее передачу звука и речи непосредственно в слуховые аппараты или кохлеарные импланты, используемые слабослышащими людьми, с необходимым им уровнем качества (индукционные системы, FM-системы и др.).
В соответствии с п.6.5.12 СП 59.13330.2020 системами обеспечения разборчивости звуковой информации для людей с нарушением слуха следует оборудовать лекционные и зрительные залы, залы ожидания и пр.
В ГОСТ Р 59811-2021 «Доступная (безбарьерная) среда: термины и определения» перечислены подлежащие применению системы навигации для инвалидов, в частности: система радиоинформирования и звукового ориентирования - многофункциональный комплекс, предоставляющий инвалидам по зрению и другим МГН возможности самостоятельного, без посторонней помощи, обнаружения и идентификации находящегося вблизи стационарного объекта или маршрутного транспортного средства, определения необходимого направления движения, а также получения информации для безопасного пересечения проезжей части через регулируемый пешеходный переход; индукционная система - система, предназначенная для адаптации объектов с открытым доступом населения для инвалидов по слуху, пользующихся слуховыми устройствами, включающая в себя в качестве инфраструктурного оборудования индукционные петли и усилители электрических сигналов.
Такие системы обеспечения разборчивости звуковой информации в фельдшерских здравпунктах и детской поликлинике на дату рассмотрения дела отсутствуют, система навигации в соответствии с указанным ГОСТ в детской поликлинике №2 также не имеется.
Разделом 6.3. СП 59.13330.2020 установлены требования к санитарно-бытовым помещениям.
Так, согласно п.6.3.1. во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных, места в раздевальных ванных и душевых. При этом должна быть обеспечена доступность уборных общего пользования для людей с нарушениями зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Уборные для МГН размещаются как внутри туалетных блоков - доступные кабины, так и с автономным входом - универсальные кабины. В каждом доступном для МГН здании, сооружении при наличии уборных для посетителей должна быть, как минимум, одна универсальная кабина уборной. Универсальная кабина уборной может также проектироваться как семейная (для родителей с детьми). В дополнение к универсальным кабинам уборных предусматривают доступные кабины в блоках туалетов из расчета 5% общего числа кабин. При числе кабин в блоке женских или мужских туалетов менее 4 допускается доступную кабину не предусматривать при наличии в здании универсальной кабины.
Вместо одной из универсальных кабин в таких зданиях, как вокзалы, поликлиники с кабинетом УЗИ, торгово-развлекательные центры и пр., следует предусматривать универсальную кабину с зоной для переодевания габаритами (в соответствии с таблицей 6.1), оборудованной стационарной или откидной скамьей, позволяющей инвалиду переодеться в положении лежа, а также столиком для пеленания.
Универсальные кабины уборных следует предусматривать на расстоянии не более 40 м от основной зоны оказания услуг на объекте или расположения рабочих мест инвалидов.
Санузлы, соответствующие указанным требованиям, отсутствуют в Ильинском фельдшерском здравпункте и детской поликлинике №2.
В соответствии с п.5.1.13 СП 59.13330.2020 с двух сторон одно- и многомаршевых внешних лестниц следует предусматривать непрерывные по всей их длине ограждения и поручни в соответствии с ГОСТ Р 51261.
Высоту поручня определяют от его верхней части до поверхности проступи ступеней и принимают 0,9 м. Края поручней со стороны пешеходных путей должны быть расположены в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части внешней лестницы.
При расчетной ширине прохожей части внешней лестницы 4 м и более следует предусматривать центральные двусторонние поручни. Они могут выполняться с разрывом в плане на горизонтальных площадках.
Перед нижним и верхним маршами внешней лестницы следует предусматривать завершающие части поручней, которые должны быть горизонтальными и выступать за границы лестничных маршей на 0,3 м. В стесненных условиях допускается выполнять завершающие части поручней под углом 90° во внешнюю сторону.
Форма завершающих частей поручней должна быть травмобезопасной: с плавным завершением вниз, в сторону ограждения или стены и т. п.
Расстояние любой прилегающей поверхности до поручней в свету должно быть не менее 0,06 м.
При расположении поручня под нависающими конструкциями ограждений следует обеспечивать высоту над поручнем не менее 0,45 м, а их внешнюю границу проектировать по одной вертикальной проекции с внутренним краем поручня.
Там, где высота свободного пространства от поверхности земли до выступающих снизу конструкций лестниц менее 2,1 м, следует предусматривать ограждение или озеленение (кустарник).
Лестничный марш в детской поликлинике №2 не содержит завершающие горизонтальные части поручней, что установлено при рассмотрении дела, подтверждается соответствующими фотоматериалами и представителем ответчика не отрицалось.
Кроме того, в здании поликлиники №2 отсутствует эвакуационный план, доступный для инвалидов, размещение которого должно соответствовать требованиям п.6.4.2 СП 59.13330.2020, согласно которому ручки, рычаги, краны и кнопки различных аппаратов, створок окон для проветривания (не менее одной створки), отверстия вендинговых автоматов, отверстия для банковских карт, чип-карт, слоты купюро- и монетоприемников терминалов, информационные дисплеи и прочие устройства, которыми могут воспользоваться инвалиды на креслах-колясках, следует размещать на высоте 0,85 - 1,1 м от уровня пола, на расстоянии не менее 0,6 м от боковой стены помещения. Шрифт и уровень контраста надписей принимают по ГОСТ Р 51671.
Поскольку на момент рассмотрения дела объекты здравоохранения надлежащим образом не оборудованы для оказания услуг лицам с ограниченными возможностями, с учетом вышеприведенных обстоятельств дела и правовых норм, суд приходит к выводу, что ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и получения необходимой информации.
Приведенный вывод согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Учитывая все обстоятельства дела в их совокупности, оценивая представленные сторонами доказательства в силу требований ст. 67 ГПК РФ, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения в срок до 01.07.2026 года, который считает разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
уточненные исковые требования Узловского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к государственному учреждению здравоохранения «Узловская районная больница» об обязании обеспечить объекты здравоохранения доступной средой для инвалидов удовлетворить.
Обязать ГУЗ «Узловская районная больница» в срок до 01.07.2026 года на объекте Ильинский фельдшерский здравпункт, расположенный по адресу: Тульская область, Узловский район, пос. Ильинка, ул. Центральная, д. 19, пом. 1,
- организовать парковочные места для автотранспорта инвалидов в соответствии с требованиями п. 5.1.1, п. 5.2.1 СП 59.13330.2020;
- обеспечить доступ в помещение, продублировав лестничный марш пандусом в соответствии с требованиями п. 5.1.14 СП 59.13330.2020;
в срок до 31.12.2025 года:
- разместить тактильные напольные указатели в соответствии с требованиями п. 6.5.12 СП 59.13330.2020, ГОСТ 52875-2018;
- разместить систему информации, в т.ч. тактильную табличку с названием организации и режимом работы, продублированную шрифтом Брайля в соответствии с требованиями п. 6.5.2 СП 59.13330.2020, ГОСТ 51671-2020, ГОСТ 52131-2019;
- обеспечить объект системой обеспечения разборчивости звуковой информации в соответствии с п. 6.5.12, 3.24 СП 59.13330.2020, п. 4 приказа Минздрава России от 12.11.2015 № 802н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи».
- адаптировать санитарно-гигиенический узел для инвалидов в соответствии с требованиями п. 6.3.1 СП 59.13330.2020;
Обязать ГУЗ «Узловская районная больница» в срок до 31.12.2025 года на объекте Марьинский фельдшерский здравпункт, расположенном по адресу: Тульская область, Узловский район, д. Марьинка, д. 53A:
- организовать парковочные места для автотранспорта инвалидов в соответствии с требованиями п. 5.1.1, п. 5.2.1 СП 59.13330.2020;
- обеспечить объект системой обеспечения разборчивости звуковой информации в соответствии с п. 6.5.12, 3.24 СП 59.13330.2020, п. 4 приказа Минздрава России от 12.11.2015 № 802н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Обязать ГУЗ «Узловская районная больница» в срок до 31.12.2025 года объекте Детская поликлиника № 2, расположенном по адресу: Тульская область, г. Узловая, ул. Трудовые резервы, д. 5:
- организовать парковочные места для автотранспорта инвалидов в соответствии с требованиями п. 5.1.1, п. 5.2.1 СП 59.13330.2020;
- разместить тактильные напольные указатели в соответствии с требованиями п. 6.5.12 СП 59.13330.2020, ГОСТ 52875-2018;
- разместить систему информации, в т.ч. тактильную табличку с названием организации и режимом работы, продублированную шрифтом Брайля в соответствии с требованиями п. 6.5.2 СП 59.13330.2020, ГОСТ 51671-2020, ГОСТ 52131-2019;
- обеспечить объект системой обеспечения разборчивости звуковой информации в соответствии с п. 6.5.12, 3.24 СП 59.13330.2020, п. 4 приказа Минздрава России от 12.11.2015 № 802н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи».
- адаптировать санитарно-гигиенический узел для инвалидов в соответствии с требованиями п. 6.3.1 СП 59.13330.2020;
- установить систему навигации для инвалидов (система радиоинформирования и звукового ориентирования для инвалидов по зрению, индукционная система, текстофон и система визуального информирования для инвалидов по слуху) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 59811-2021, п. 6.5.2 СП 59.13330.2020;
- установить завершающие горизонтальные части поручней лестничного марша в соответствии с требованиями п. 5.1.13 СП 59.13330.2020;
- обеспечить наличие эвакуационного плана, доступного для инвалидов, выполненного в соответствии с требованиями п. 6.4.2 СП 59.13330.2020, Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления в Узловский районный суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение составлено 21 февраля 2024 года.
Председательствующий Т.П. Сироткина