Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2109/2022 от 15.08.2022

УИД 26RS0012-01-2022-003481-09

Дело № 2-2109/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 октября 2022 года станица Ессентукская

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Демина А.Н., при секретаре судебного заседания Гусаровой Е.В., с участием:

представителя истца Управления муниципальным имуществом Администрации Предгорного муниципального округа <адрес>ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика ФИО1ФИО4, действующего на основании доверенности №<адрес>0 от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Предгорного районного суда гражданское дело по исковому заявлению Управления муниципальным имуществом Администрации Предгорного муниципального округа <адрес> к ФИО1 о признании незаконным действий по нецелевому использованию земельного участка, обязании устранить нарушения земельного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Управление муниципальным имуществом Администрации Предгорного муниципального округа <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО1 о признании незаконным действий по нецелевому использованию земельного участка, обязании устранить нарушения земельного законодательства, указав, что в ходе внеплановой проверке по земельному контролю специалистом управления муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского каря, установлено, что в результате осуществления деятельности на земельном участке с кадастровым номером 26:29:130409:68 выявлены факты несанкционированного размещения отходов различного происхождения.

Согласно акта обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, на земельном участке КН 26:29:130409:68 имеются насыпи отходов различного вида происхождения.

Земельный участок с кадастровым номером 26:29:130409:68 площадью 2300 кв.м., местоположение: <адрес>, отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального строительства.

Выявленные факты несанкционированного складирования отходов являются нарушением ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 7 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 2.1 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10.20. раздела 10 Правил благоустройства территории муниципального образования Этокский сельсовет <адрес>, при организации и проведении работ по содержанию и уборке территорий запрещается размещать несанкционированные свалки отходов, мусора, грунта, снега.

В соответствии с пунктом 10.23. раздела 10 Правил благоустройства, отходы, размещенные субъектом благоустройства в несанкционированных местах, убираются силами субъектов благоустройства, допустивших загрязнение территории.

Согласно данных Росреестра земельный участок КН 26:29:130409:68, площадью 2300 кв.м., местоположение: местоположение: <адрес>, отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального строительства., принадлежит на праве собственности ответчику ФИО1

В связи с этим ответчику направлено уведомление о необходимости устранения нарушений земельного законодательство, которое оставлено ответчиком без исполнения. Так, согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, на земельном участке КН 26:29:130409:68 имеются складирование отходов различного вида происхождения.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Неисполнение ответчиками требования о добровольном приведении земельного участка в надлежащее состояние послужило основанием для обращения в суд.

В соответствии с ч.2 ст.30 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ М7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 5 ст. 12 Федерального закона ог ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно Разъяснениям Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Об оформлении лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-1V классов опасности три обращении с навозом» и в соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

Таким образом, в результате несанкционированного размещения ответчиком отходов потребления на земельном участке КН 26:29:130409:68 повлекло нарушение требований в области охраны окружающей среды. Выявленные нарушения ответчиком до настоящего времени не устранены.

Следовательно, факт использования спорного земельного участка не по целевому назначению установлен.

В силу ч.2 ст.78 вышеуказанного закона вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 37 постановления Пленума «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» от 18.10.2012, и по смыслу пункта 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Таким образом, законодателем прямо установлена возможность возмещения вреда, причиненного окружающей среде путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за его счет.

Из анализа действующего природоохранного законодательства и положений Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих обязательства вследствие причинения вреда, следует, что восстановление нарушенного состояния окружающей среды является способом возмещения вреда.

В пункте 1 статьи 76 ЗК РФ определено, что юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (пункт 3 статьи 76 ЗК РФ).

При таких обстоятельствах и учитывая, что установленные нарушения до настоящего времени не устранены, непринятие мер по их устранению может привести к ухудшению экологической обстановки, а также препятствует целевому использованию земельного участка, считали необходимым просить суд обратить к немедленному исполнению решение суда по вступлении его в законную силу в части прекращения действий направленных на загрязнение спорного земельным участком, а также несанкционированного складирования отходов.

Замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу интересам Российской Федерации и неопределенному кругу лиц, в результате ухудшения экологической обстановки на территории курорта, истощения и порчи земель сельскохозяйственного назначения в результате нарушения требований природоохранного и земельного законодательства, в части охраны земель.

В силу статьи 11 Земельного Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в числе прочего, установленные с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии со ст. 72 ЗК РФ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношении, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

В соответствии с положениями пункта 20 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в том числе осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Таким образом, структурное подразделение органа местного самоуправления - управление имущественных отношений, вправе обратиться в суд с исковыми требованиями.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 131-132, 140 ГПК РФ, просили суд обязать ФИО1 устранить нарушения земельного законодательства путем приведения в надлежащее состояние территории земельного участка с кадастровым номером 26:29:130409:68 площадью 2300 кв.м., местоположение: <адрес>, отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального строительства, для чего: ликвидировать несанкционированные свалки размещения отходов различного происхождения.

Представитель истца ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание так же не явился предоставив представлять свои интересы ФИО4, надлежащим образом был уведомлен о времени и месте судебного заседания.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что утверждение изложенное в иске является лишь домыслом и не подтверждено никакими доказательствами. На принадлежащем ФИО1 земельном участке находится жилой дом, и благоустроенный огород с многолетними плодовыми деревьями. Истцом не верно определено местоположение земельного участка ответчика, на котором ни в период обследования ни после обследования ДД.ММ.ГГГГ, свалки мусора не располагалось. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в числе прочего, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Одним из основных принципов земельного законодательства в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1, абзаца 1 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ является деление и использование земель по целевому назначению. Данными нормами материального права произведено подразделение земель на категории и определено, что они используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

При этом, общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий. Согласно части 1, пункту 4 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом, который устанавливается с учетом видов территориальных зон. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте, который является частью правил землепользования и застройки, утверждаемых представительным органом местного самоуправления.

На основании пунктов 1, 2 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. В соответствии с абзацем 2 статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Сам факт использования не по назначению земельного участка свидетельствует о нарушении прав граждан на его использование в соответствии с той целью, для которой он предоставлялся, с учетом отнесения его к землям населенных пунктов.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 26:29:130409:68 площадью 2300 кв.м., местоположение: <адрес>, отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального строительства, принадлежит на праве собственности ФИО1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из акта обследования управления муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с приложенной фототаблицей следует, что по результатам визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером 26:29:130409:68 площадью 2300 кв.м., местоположение: <адрес>, установлено, что на земельный участок не огорожен, на участке расположена свалка отходов различного происхождения и земельный участок используется по не целевому назначению.

ДД.ММ.ГГГГ начальником управления муниципального имущества администрации Предгорного муниципального округа <адрес> ФИО6, ФИО1 направлено требование об устранении нарушений земельного законодательства, а именно в течении месяца с момента получения уведомления привести земельный участок в первоначальное состояние.

Как следует из акта обследования управления муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с приложенной фототаблицей, по результатам визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером 26:29:130409:68 площадью 2300 кв.м., местоположение: <адрес>, установлено, что на земельный участок не огорожен, на участке расположена свалка отходов различного происхождения и земельный участок используется по не целевому назначению.

В ходе рассмотрения дела ответчиком представлен межевой план послуживший основанием для установления границ земельного участка ответчика от ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом повторно был произведен выезд на земельный участок для определения наличия, либо отсутствия нарушений земельного законодательства.

На основании акта обследования управления муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с приложенной фототаблицей, по результатам визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером 26:29:130409:68 площадью 2300 кв.м., местоположение: <адрес>, установлено, что земельный участок огорожен, на участке расположен жилой дом, отходов различного происхождения на земельном участке не обнаружено.

Несмотря на отсутствие сведений о нарушении со стороны ответчика требований земельного законодательства на момент рассмотрения искового заявления, в связи с использование земельного участка, представитель истца настаивала на удовлетворении исковых требований.

Между тем, в нарушение ст. 56 ГПК РФ управлением муниципального имущества администрации Предгорного муниципального округа <адрес> не представлено доказательств подтверждающих заявленные исковые требования, а именно фактов того, что ФИО1 земельный участок используется по не целевому назначению.

В силу ст. ст. 35, 56 ГПК РФ представление доказательств в обоснование своих требований и возражений является не только правом, но и обязанностью стороны, и неисполнение данной обязанности влечет наступление последствий, предусмотренных законодательством о гражданском судопроизводстве.

Согласуясь с закрепленными в ст. ст. 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод правом каждого на справедливое судебное разбирательство и правом на эффективное средство правовой защиты, предусмотренном в п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, в ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ принципом состязательности и равноправия сторон, принципом диспозитивности, приведенные выше положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предполагают, что свобода определения объема своих прав и обязанностей в гражданском процессе и распоряжения процессуальными средствами защиты предусматривает усмотрение сторон в определении объема предоставляемых ими доказательств в подтверждение своих требований и возражений.

При этом стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается, в первую очередь, поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности.

Обязанность доказывания таких обстоятельств, согласно норме ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, лежит на лице, указывающем на эти обстоятельства как на основание своих требований, в настоящем деле - на истце.

Доводы представителя истца о том, что нарушение законодательства выявлено по результатам визуального осмотра участка, не находят подтверждения в материалах дела, поскольку акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ прямо опровергает позицию истца о нецелевом использовании земельного участка ответчиком.

К акту приложена фототаблица, которая лишь, подтверждает указанное в акте, визуально фиксирует использование территории земельного участка ФИО1 в соответствии с видом разрешенного использования и никаким образом не доказывает иное.

При этом позиция истца о возложении на ответчика обязанности привести участок в первоначальное состояние, судом признается несостоятельной, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Указанная норма закона применяется при установлении обстоятельств причинения вреда окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту. Доказательств, подтверждающих доводы представителя истца в этой части не представлено, ходатайств о содействии суда в истребовании таких доказательств не заявлялось.

В силу пп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения прав, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения права.

Иных оснований, влекущих за собой нарушение права истца действиями ответчика и доказательств требуемых законом в подтверждение исковых требований истцом не представлено, а в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах исковые требования о возложении на ответчика обязанности использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2022 ░░░░

░░░░░

2-2109/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края
Ответчики
Алюнин Василий Андреевич
Другие
Администрация Предгорного МО
Суд
Предгорный районный суд Ставропольского края
Судья
Демин Александр Николаевич
Дело на сайте суда
predgorny--stv.sudrf.ru
15.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
15.08.2022Передача материалов судье
18.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2022Подготовка дела (собеседование)
13.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2022Судебное заседание
17.10.2022Судебное заседание
19.10.2022Судебное заседание
19.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2022Дело оформлено
20.12.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее