Судья: Борисова В.В. адм. дело № 33а-8366/2020
(2а-261/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11.08.2020
г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Клюева С.Б.,
судей Желтышевой А.И., Лазаревой М.А.,
при секретаре Середкиной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Душаевой Н.А. на решение Похвистневского районного суда Самарской области от 04.06.2020 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., пояснения Гаврилова П.А., действующего по доверенности в интересах административного истца Душаевой Н.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Душаева Н.А. обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий должностных лиц, о признании действий незаконными, обязании восстановить её в списке граждан, проработавших в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945, нуждающихся в улучшении жилищных условиях по муниципальному району «Похвистневский».
В обоснование заявленных требований указано, что Душаева Н.А. является лицом, проработавшим в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945, проживает в квартире, общей площадью 53,5 кв.м, по адресу: <адрес>. Указанная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО4, ФИО1 и ФИО2, которые не являются членами ее семьи. Фактически в указанной квартире зарегистрирован истец и ее сноха - Душаева Н.А. В 2013 году истцом было подано заявление в Администрацию муниципального района Похвистневский Самарской области о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, она была включена в список граждан, проработавших в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 года, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району «Похвистневский». 27.02.2020 истцом получено уведомление от Администрации об исключении её из вышеуказанного списка граждан со ссылкой на нормы п. 1 ст. 31 ЖК РФ, а так же на нормы Закона Самарской области от 11.07.2006 № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», а именно: учтено количество зарегистрированных в квартире лиц (два человека) и общая площадь жилого помещения, поделенная пополам, в связи с чем определено, что истец обеспечена жилым помещением сверх учетной нормы, то есть 26,75 кв.м. С указанными доводами Душаева Н.А. не согласна, так как собственники жилого помещения не являются членами ее семьи. Считает исключение её из списков незаконным.
04.06.2020 судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований Душаевой Н.А.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Учитывая положения части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы жалобы, возражений, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 176 КАС РФ решение должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, данным в п. п. 2, 3, 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соответствии норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению в данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствам, не нуждающимся в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Требования о порядке изложения решений обязательны для всех видов производств (в том числе, производства по делам, возникающим из публичных правоотношений).
Судебная коллегия находит, что обжалуемое судебное решение указанным требованиям закона не отвечает.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Установлено, что с 24.07.2015 Душаева Н.А. постоянно зарегистрирована в квартире по адресу <адрес>.
Душаева Н.А. является ветераном Великой отечественной войны (труженик тыла), что подтверждается удостоверениями от 22.11.2013 и от 27.11.1997.
23.01.2015 Душаева Н.А. обратилась к Главе сельского поселения Подбельск с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения.
Постановлением Администрации сельского поселения Подбельск № 6 от 23.01.2015 Душаева Н.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по сельскому поселению Подбельск муниципального района Похвистневский Самарской области.
В соответствие с актом жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам обследования жилого дома общей площадью 53,5 кв.м. по адресу: <адрес>, где были указаны в качестве проживающих: ФИО3, ФИО3 (сноха), ФИО1 (внучка), ФИО2 (внучка), ФИО12 (сын), ФИО13
Согласно представленному договору дарения квартиры от 23.07.2007 сын административного истца – ФИО12, являлся собственником квартиры общей площадью 46,60 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, ранее принадлежащей Душаевой Н.А. на праве собственности. ДД.ММ.ГГГГ квартира продана ФИО18
Решением жилищно-бытовой комиссии Администрации муниципального района Похвистневский от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 исключена из списка граждан, проработавших в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения, поскольку исходя из общей площади жилого помещения, находящегося в собственности и занимаемых членами её семьи, обеспеченность каждого члена семьи, в том числе административного истца, составляет 26,75 кв.м. (53,5 кв.м. (общая площадь квартиры по адресу: <адрес>) : 2 (количество членов семьи) = 26,75), что более учетной нормы, установленной в размере менее 15 кв.м. общей площади на одного человека.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не нашел оснований для признания оспариваемого решения незаконным и восстановлении истца в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку признал ФИО3 и ФИО4 членами семьи, а также установил соблюдение административным ответчиком требований соответствующих нормативных правовых актов и правил, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения и отсутствие нарушений законных прав, свобод и интересов административного истца.
С такими выводами суда первой инстанции нельзя согласиться, так как они основаны на неправильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» (далее Закона N 87-ГД) обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях, и субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно п. 2.2 ч. 2 ст. 2 Закона N 87-ГД действие настоящего Закона распространяется на граждан, отнесенных в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ)).
Согласно пунктам 1 и 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Таким образом, учет жилых помещений, занимаемых гражданами по иным основаниям для определения нуждаемости в жилых помещениях, в том числе: по договору коммерческого найма, безвозмездного пользования и т.д., действующим законодательством не предусмотрен.
В соответствие с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу ст. 4 Закона N 87-ГД в Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения устанавливается местными администрациями муниципальных образований Самарской области и не может быть ниже 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного гражданина, для категорий граждан, указанных в п. 2.2 ч.2 ст. 2 настоящего Закона.
Согласно Правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления и обмена жилых помещений в Похвистневском районе, утвержденным собранием представителей Похвистневского района № 94 от 01.04.1999, Постановлению Собрания представителей Похвистневского района от 27.10.2005 № 89 «О внесении изменений в Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления и обмена жилых помещений в Похвистневском районе», установлена учетная норма обеспеченности площадью для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в размере не менее 15 квадратных метров общей площади на одного человека.
Пунктом 8 указанных Правил установлено, что граждане, при наличии у них и совместно проживающих с ними членов их семей другого жилища признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий в случае, если в совокупности площадей всех жилых помещений обеспеченность на одного человека составляет менее учетной нормы.
В соответствии с пп. «д» и «е» п. 25 Правил, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, либо совершения неправомерных действий должностными лицами при принятии граждан на учет; либо улучшения жилищных условий в иных случаях, когда отпали другие основания для признания нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для исключения административного истца из списка граждан, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 года и нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району Похвистневский, явилась утрата Душаевой Н.А. статуса нуждающейся в жилых помещениях в связи с её обеспеченностью жилой площадью более учетной нормы.
Таки при определении нуждаемости административного истца в жилых помещениях, учтена жилая площадь, принадлежащая на праве собственности, всем собственникам квартиры (как членам семьи Душаевой Н.А.), тогда как при подсчете общей площади, приходящейся на каждого члена семьи, из расчета исключены два члена семьи, не зарегистрированные и не проживающие в данной квартире, что противоречит правилам, установленным ч. 2 ст. 51 ЖК РФ.
Кроме того, принимая решение об исключении административного истца из списка, Администрацией применены положения пункта 1 статьи 31 ЖК РФ, которой определено понятие членов семьи собственника жилого помещения.
В соответствие с пунктами 1 и 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Из разъяснений, содержащихся в пп. «б» п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям.
Между тем, в нарушение требований статьи 62 КАС РФ административным ответчиком не представлено доказательств того, что собственники жилого помещения, в котором в настоящее время зарегистрирована и проживает Душаева Н.А., являются членами её семьи. Не представлены и доказательства того, что она была вселена в указанную квартиру как член семьи собственников жилого помещения.
Из материалов дела следует (л.д. 85) и сторонами по делу не оспаривалось, что ФИО15 (ФИО19. и ФИО15 (ФИО20 (внучки административного истца) в квартире по адресу: <адрес> вместе с ФИО14 не зарегистрированы и не проживают, иных условий, при которых данные лица могут являться членами одной семьи с ФИО14, также не усматривается.
Согласно представленному административным истцом договора от 21.06.2019, заключенного с Душаевой Н.А. административный истец проживает в квартире по адресу: <адрес>, на условиях безвозмездного пользования жилого помещения. Данный договор никем не оспорен, недействительным не признан.
Сведения о зарегистрированных правах Душаевой Н.А. на какое-либо иное жилое помещение в ЕГРН отсутствуют, право бесплатной приватизации жилого помещения она не использовала, что подтверждается уведомлением регистрирующего органа об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений, справкой ЦТИ.
Согласно части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
То обстоятельство, что Душаева Н.А. распорядилась ранее принадлежащим ей на праве собственности жилым помещением по адресу: <адрес>, подарив его сыну, не учитывается в связи с истечением установленного ч.8 ст. 57 ЖК РФ срока, поскольку с момента отчуждения жилого помещения (03.08.2007) прошло более 5 лет. Доказательства намеренного ухудшения жилищных условий административного истца материалы дела не содержат.
Судебная коллегия, проанализировав приведенные нормы закона, регулирующие спорные правоотношения, фактические обстоятельства дела, учитывая отсутствие каких-либо доказательств изменения (улучшения) жилищных условий Душаевой Н.А. с момента постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включения в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", до момента принятия решения о снятии ее с учета и исключения из списка, а равно иных доказательств утраты истцом оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, приходит к выводу о том, что правовые основания для исключения Душаевой Н.А. из списка граждан, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 года и нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району Похвистневский, отсутствовали, в связи с чем решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным.
Таким образом, оспариваемое решение принято без учета вышеуказанных обстоятельств, что повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца, лишенного возможности улучшить жилищные условия путем получения жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Признавая незаконным действия Администрации, судебная коллегия в целях восстановления нарушенных прав административного истца, возлагает на административного ответчика обязанность восстановить Душаеву Н.А. списках граждан, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району «Похвистневский».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 304, 309–310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Похвистневского районного суда Самарской области от 04.06.2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Душаевой Н.А. к Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области об обжаловании действий должностных лиц удовлетворить.
Признать незаконными действия Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области по исключению Душаевой Н.А. из списка граждан, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району «Похвистневский».
Обязать Администрацию муниципального района Похвистневский Самарской области восстановить Душаеву Н.А. в списках граждан, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району «Похвистневский».
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи