Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1306/2021 (2-6346/2020;) ~ М-5365/2020 от 04.12.2020

Дело № 2-1306/2021

УИД 32RS0027-01-2020-014643-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2021 г.                                                                    г.Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи Петрачковой И.В.,

при секретаре Рождественской И.А.,

с участием представителя истца – помощника прокурора г.Брянска Карпушкина Д.С., истцов Сидоренко О.В., Борисовой В.Н., представителя третьего лица Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации Горбачевой Е.И., третьих лиц Чернощековой В.А., Могилевцевой О.В., Борисова А.К., Ананкиной М.В., Васечкина Ю.В., Борисова К.П., Горбачевой О.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Брянска, действующего в защиту интересов Сидоренко Ольги Владимировны, Борисовой Валентины Николаевны, к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Брянска обратился в суд с указанным иском в защиту интересов Сидоренко О.В., Борисовой В.Н., ссылаясь на то, что по состоянию на 30 октября 2020 г. на территории городского округа «город Брянск» признаны аварийными и подлежащими сносу после 1 января 2017 г. 15 многоквартирных домов. В прокуратуру г.Брянска поступило обращение Сидоренко О.В., Борисовой В.Н. по вопросу нарушения жилищных прав.

Прокуратурой установлено, многоквартирный дом <адрес> по результатам технического обследования конструкций и инженерного оборудования, проведенного в 2017 году ГУП «Брянсккоммунпроект», имеет общий физический износ 70,43%.

Постановлением Брянской городской администрации от 7 ноября 2017 г. №3870-п утверждено решение межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания, согласно которому дом <адрес> включен в список очередности сноса аварийного и непригодного для постоянного проживания жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению.

Однако, указанный дом, согласно представленной информации Брянской городской администрации, не включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Брянск» (2019-2025)», так как в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в редакции от 28 ноября 2018 г. № 436-ФЗ), в программу включены многоквартирные дома, признанные в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу до 1 января 2017 г.

Прокуратурой города при проведении проверки Брянской городской администрации в сфере жилищного законодательства, выявлены нарушения по непринятию мер в отношении многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу после 1 января 2017 г., в результате чего 1 апреля 2020 г. главе Брянской городской администрации внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.

Каких-либо мер по устранению выявленных нарушений до настоящего времени не предпринято.

На основании изложенного, истец просит суд обязать Брянскую городскую администрацию, принять меры, предусмотренные ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ в части предъявления к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок, принятия решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный аварийный дом <адрес> в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г. Брянска Карпушкин Д.С. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Сидоренко О.В., Борисова В.Н. иск поддержали, пояснили, что дом является аварийным, проживание в нем небезопасно для жизни и здоровья граждан.

Представитель ответчика Брянской городской администрации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что при обращении с иском прокурором не учтено, что ч.ч.1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ предполагают различные способы обеспечения жилищных прав собственников при изъятии земельного участка, кроме того, решение вопроса по изъятию зависит от принятых собственниками решений после получения уведомлений о сносе или реконструкции.

Представитель Управления земельных и имущественных отношений Брянской городской администрации Горбачева Е.И. в судебном заседании пояснила, что иск в части требования относительно принятия решения о выкупе земельного участка в настоящее время разрешен быть не может, так как принятию решения о выкупе предшествует ряд процедур, в том числе направление уведомления собственникам относительно сноса или реконструкции аварийного жилого дома с установлением определенного срока, а затем уже, после истечения срока, указанного в уведомлениях, будет разрешаться о принятии решения об изъятии земельного участка и выкупе жилых помещений.

Представитель комитета по ЖКХ Брянской городской администрации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель иск не признала, пояснила, что дом <адрес> признан непригодным для постоянного проживания. При этом, включить его в адресную Программу переселения на 2019-2025 годы невозможно, поскольку в данный список вошли дома, признанные аварийными и непригодными для проживания до 1 января 2017 г.; данный дом признан таковым 28 сентября 2017 г.

Представитель МУП «Жилспецсервис» г.Брянска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, с указанием на то, что жилой дом <адрес> не обслуживается МУП «Жилспецсервис» г.Брянска, он исключен из реестра лицензий; данный дом перешел в непосредственное управление с 1 ноября 2019 г.

Третьи лица Чернощекова В.А., Могилевцева О.В., Борисов А.К., Ананкина М.В., Васечкин Ю.В., Борисов К.П., Горбачева О.Я. заявленные исковые требования поддержали, указав на ненадлежащее состояние жилого дома и невозможность проживания в нем.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1, ч.2 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ст.2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

Согласно ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В соответствии с ч.1, ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 г. «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.

Установлено, что в многоквартирном доме, расположенном <адрес> находится 10 квартир: 8 квартир в собственности физических лиц и 2 квартиры в собственности муниципального образования «город Брянск».

Решением межведомственной комиссии Советской районной администрации г.Брянска по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания №8/1 от 28 сентября 2017 г. «О выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу» утверждено решение Советской районной администрации г.Брянска по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания №8/1 от 28 сентября 2017 г. «О выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу».

Заключением от 28 сентября 2017 г. №8 по результатам технического обследования несущих строительных конструкций жилого дома <адрес> и на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования 28 сентября 2017 г., принято заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

В материалах дела имеется акт обследования помещения от 28 сентября 2017 г. и отчет №17-06-2054, подготовленный ГУП «Брянсккоммунпроект» по результатам предварительного обследования объекта капитального строительства и заключение о дальнейшей эксплуатации жилого многоквартирного дома <адрес>. Согласно указанным документам, состояние МКД оценивается как ограниченное работоспособное, общий физический износ жилого дома составляет 70,43%, дом является аварийным и подлежит сносу.

Согласно постановлению Брянской городской администрации от 7 ноября 2017 г. №3870-п «Об утверждении решения межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания и о внесении изменения в постановление Брянской городской администрации от 18 декабря 2015 г. №4301-п «Об утверждении списка и очередности сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению», многоквартирный дом <адрес> включен в список очередности сноса аварийного и непригодного для постоянного проживания жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» (в редакции от 28 ноября 2018 г. №436-ФЗ), в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Брянск» (2019-2025 годы) включаются многоквартирные дома, признанные аварийными и непригодными для проживания до 1 января 2017 г. в соответствии с законодательством РФ.

Установлено, что дом <адрес> признан аварийным и непригодным для проживания и подлежащим сносу только 28 сентября 2017 г., следовательно он не может быть включен в вышеуказанную муниципальную адресную программу.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В данном случае в прокуратуру города поступило обращение Сидоренко О.В., Борисовой В.Н. о защите не только нарушенных жилищных прав, но и прав на охрану здоровья.

На основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от <дата> №... Сидоренко О.В., <дата> рождения является собственником 1/2 трехкомнатной квартиры <адрес>, общей площадью 52,7 м2.

На основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от <дата> №... Борисова В.Н., <дата> рождения является собственником 1/4 двухкомнатной квартиры <адрес>, общей площадью 37,5 м2.

Прокуратурой города при проведении проверки Брянской городской администрации в сфере жилищного законодательства, выявлены нарушения по непринятию мер в отношении многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу после 1 января 2017 г., в результате чего 1 апреля 2020 г. главе Брянской городской администрации внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.

Согласно представленной информации Брянской городской администрации по результатам рассмотрения представления об устранении нарушений жилищного законодательства от 15 мая 2020 г., в бюджете города Брянска не предусмотрены средства на расселение многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции после 1 января 2017 г.

Между тем, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п.3 ст.2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст.32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ.

Согласно ч.1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В силу ч.10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 2, 5 - 9 ст. 32 данного Кодекса.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации», следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 – 2 (ч.3 утратила силу с 1 апреля 2015 г.), 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Как следует из пояснений сторон, в отношении собственников МКД <адрес> уведомлений с требованиями сносе или реконструкции дома в порядке ч.10 ст. 32 ЖК РФ до настоящего времени не направлялось, какие-либо иные меры направленные на разрешение вопроса о переселении граждан из дома <адрес> также не приняты.

Согласно п. 33. Положения о порядке признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность здоровья граждан вследствие ряда причин.

Фактически признание дома непригодным для проживания означает наличие угрозы для жизни и здоровья проживающих в нем граждан.

Таким образом, бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ, в отношении жилого помещения и земельного участка под домом <адрес> нарушает права истцов и третьих лиц.

С учетом вышеприведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, исковые требования в части возложения на Брянскую городскую администрацию обязанности по совершению действий, предусмотренных ч.10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в том числе в части предъявления к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, учитывая, что принятие решения об изъятии земельного участка, на котором расположен МКД <адрес> для муниципальных нужд и совершение дальнейших действий, предусмотренных ч.1-2, 5-9 ст. 32 ЖК РФ, непосредственно регулирующих вопросы изъятия, выкупа недвижимого имущества, возмещения за жилое помещение, возможно только в случае, если собственники в установленный срок не осуществят снос или реконструкцию указанного дома, иск в части требования о возложении обязанности на Брянскую городскую администрацию принять решение об изъятии земельного участка и совершить действия, указанные в ч.1-2, 5-9 ст. 32 ЖК РФ, удовлетворению не подлежит.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.

    Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Брянска, действующего в защиту интересов Сидоренко Ольги Владимировны, Борисовой Валентины Николаевны, удовлетворить частично.

Обязать Брянскую городскую администрацию принять меры, предусмотренные ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ, в отношении дома <адрес> в части предъявления к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий                                                            И.В. Петрачкова

Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2021 г.

2-1306/2021 (2-6346/2020;) ~ М-5365/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор города Брянска в интересах Сидоренко О.В.
Борисова Валентина Николаевна
Сидоренко Ольга Владимировна
Ответчики
Брянская городская администрация
Другие
Ананкин Сергей Николаевич
Советская районная администрация г.Брянска
Борисов Кузьма Павлович
Борисов Алексей кузьмич
Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации
Борисов Сергей Кузьмич
Маслюк Оксана Викторовна
Кругликов Андрей Леонидович
Государственная жилищная инспекция Брянской области
Васечкин Юрий Владимирович
Веденеева Светлана Алексеевна
Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации
Чернощекова Валентина Андреевна
Золотухин Сергей Николаевич
Сидоренко Марина Сергеевна
Горбачева Ольга Яковлевна
Маслюк Владлена Владимировна
УК "Жилспецсервис"
Михайлова Ирина Николаевна
Суд
Советский районный суд г. Брянска
Судья
Петрачкова Ирина Васильевна
Дело на странице суда
sovetsky--brj.sudrf.ru
04.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2020Передача материалов судье
08.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2021Судебное заседание
05.03.2021Судебное заседание
22.04.2021Судебное заседание
20.05.2021Судебное заседание
17.06.2021Судебное заседание
22.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2022Дело оформлено
16.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее