УИД: 66RS0025-01-2023-000399-16 г/д 2-511/2023
решение составлено
26.06.2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Верхняя Салда 19 июня 2023 года
Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе
председательствующего Исаевой О.В.
при секретаре судебного заседания Акуловой Г.П.
с участием прокурора Мурсенковой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Верхнесалдинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования администрации Верхнесалдинского городского округа, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства,
у с т а н о в и л:
Верхнесалдинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором, с учетом уточненных требований, просит возложить на Управление образования администрации Верхнесалдинского городского округа обязанность в срок до 01.03.2024 произвести финансирование мероприятий по дооборудованию системы видеонаблюдения дополнительными видеокамерами на территории, расположенной за МБОУ СОШ № 3 и по периметру, на лестничных пролетах, в помещениях, предназначенных для проведения спортивных, массовых, культурно-развлекательных мероприятий (спортивный, актовый залы), мероприятий по установке ограждения вдоль сквозной асфальтированной тротуарной дорожки расположенной с северной стороны здания учреждения и двух калиток для входа в здание 1 калитка со сторон <адрес> калитка со стороны центрального входа в здание учреждения; обязать МБОУ «СОШ № 3» в срок до 01.09.2024 провести работы по дооборудованию системы видеонаблюдения дополнительными видеокамерами на территории, расположенной за МБОУ СОШ № 3 и по периметру, на лестничных пролетах, в помещениях, предназначенных для проведения спортивных, массовых, культурно-развлекательных мероприятий (спортивный, актовый залы), по установке ограждения вдоль сквозной асфальтированной тротуарной дорожки расположенной с северной стороны здания учреждения и двух калиток для входа в здание 1 калитка со сторон <адрес> калитка со стороны центрального входа в здание учреждения.
В обоснование заявленных требований указал, что в результате проверки соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в части антитерростической защищенности образовательных учреждений установлено, что в нарушение п.п. «е» п.11 Постановления Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019, Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020 в МБОУ «СОШ № 3» система видеонаблюдения установлена недостаточно, поскольку установленные камеры не обеспечивают непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест, а именно, территории перед учреждением, лестничные пролеты, спортивный и актовые злы. Также необходимо установить ограждение вдоль сквозной асфальтированной тротуарной дорожки и две калитки для входа в учреждение.
В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования и доводы, изложенные в обоснование иска, поддержал в полном объеме.
В письменном отзыве представитель ответчика Управления образования администрации заявленные требования не признал, указал, что ранее были выделены денежные средства на обеспечение безопасности образовательных организаций, которых недостаточно для финансирования мероприятий, указанных в паспорте безопасности МБОУ «СОШ № 3». Управление образования вносит предложения в проект бюджета, не может гарантировать выделение в 2024 году средств на выполнение указанных мероприятий. Кроме этого, в 2024 году необходимо исполнить 10 судебных решений, на исполнение которых также необходимо получение финансовых средств из бюджета.
Представитель МБОУ «СОШ № № 3» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принято решение о рассмотрении дела при данной явке.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Согласно части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана, в том числе, создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под термином "противодействие терроризму" понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006.
Настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Согласно п. 25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются, в том числе, мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации (подп. а).
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Распоряжением Минпросвещеня России от 15.11.2019 № Р-116 утверждены методические рекомендации по реализации мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Согласно Приложению № 3 к методическим рекомендациям, система видеонаблюдения объектов общеобразовательных организаций организовывается в целях формирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций, направленной на обеспечение комплексной безопасности.
В пункте 6 Приложения № 3 указан перечень зон, требуемых к покрытию системой видеонаблюдения, а именно: места возможного несанкционированного проникновения посторонних лиц (входные группы); территория перед объектами общеобразовательной организации и за ними, игровые и спортивные площадки, другие объекты инфраструктуры, находящиеся на территории общеобразовательной организации; коридоры, раздевалки для верхней одежды, лестничные пролеты, холлы, в помещениях учебных корпусов, предназначенных для проведения спортивных, массовых, культурно-развлекательных мероприятий (спортивный, актовый залы).
Согласно п. 7 Приложения № 3, при определении мест установки видеокамер рекомендуется обеспечить минимизацию "слепых" зон сцен обзора видеокамер; использование минимально необходимого количества видеокамер для контроля территории; сцены обзора не должны перекрываться (даже частично) оптически непрозрачными препятствиями, мешающим обзору.
В соответствии с п. 8 Приложения № 3 участники образовательного процесса, которые потенциально могут попасть в зону видеонаблюдения, должны быть проинформированы общеобразовательной организацией о видеонаблюдении. Для оповещения могут использоваться следующие формы: размещение специальных объявлений перед входом на территорию, на которой ведется видеонаблюдение, информирование участников образовательного процесса на различного рода собраниях.
Кроме этого, приказом Рособразования от 01.09.2008 № 1126 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования» установка периметрального ограждения отнесена к антитеррористическим мероприятиям.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 утверждены Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", пунктом 2.2.1 которых предусмотрено, что собственная территория соответствующей организации должна оборудоваться наружным электрическим освещением, по периметру ограждаться забором и зелеными насаждениями.
Детальные вопросы применения различных видов ограждения отражены в ГОСТ Р 57278-2016 и методических рекомендациях Р 78.36.034-2013 "Мониторинг применения и сравнительный анализ испытаний различных видов периметрового ограждения (основного ограждения, дополнительного ограждения, предупредительного внешнего и внутреннего ограждения). Классификация".
Как установлено судом и следует из материалов дела, МБОУ «СОШ № 3» расположено по адресу: <адрес>, которому в соответствии с пунктом 13 Требований присвоена третья категория опасности.
Из устава следует, что учредителем и собственником имущества учреждения является администрация Верхнесалдинского городского округа, функции и полномочия которого осуществляет Управление образования администрации Верхнесалдинского городского округа.
По результатам проверки исполнения законодательства об образовании в части обеспечения безопасных условий воспитания и обучения прокурором выявлено, что в нарушение требований законодательства в области противодействия терроризму указанный объект третьей категории опасности не оснащен в соответствии с предписаниями подпункта "а" пункта 25 Требований.
Также по результатам проверки соблюдения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности выявлено, что в образовательном учреждении не принято необходимых мер для создания безопасных условий пребывания в нем, а именно, ограждение территории образовательного учреждения не соответствует установленным требованиям, что не исключает свободное перемещение посторонних лиц по территории.
Указанные обстоятельства подтверждаются паспортом безопасности объекта, в котором даны рекомендации по дооборудованию системы видеонаблюдения дополнительными видеокамерами; установке ограждения вдоль сквозной асфальтированной тротуарной дорожки и двух калиток для входа в школу.
Факт выявленных нарушений подтверждается также фотоматериалом.
Закрепленные в паспорте и акте обследования и категорирования объекта (территории) перечни необходимых рекомендаций, направленных на обеспечение безопасности образовательного учреждения, суд принимает во внимание при разрешении дела и определении объема необходимых мероприятий, поскольку основаны на специальном документе о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) - паспорте - и предписанных им мерах по ее усилению.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что здание МБОУ «СОШ № 3» не соответствует требованиям законодательства об антитеррористической защищенности объекта, относящегося к третьей категории опасности, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников образовательного учреждения в период их нахождения в образовательной организации, при этом Управлением образования не обеспечено финансирование данных мероприятий.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно пояснений представителя Управления образования, основной причиной невыполнения требований к антитеррористической защищенности является отсутствие денежных средств.
Вместе с тем, ограниченность финансирования не может являться основанием для освобождения от исполнения требований закона, изыскание предусмотренных законом средств для финансирования указанных мер относится к компетенции учредителя образовательного учреждения.
Учитывая конкретные действия, которые ответчики обязаны совершить, и объем мероприятий, необходимых для их совершения, суд, в соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит подлежащим установлению срок, в течение которого решение суда подлежит исполнению ответчиками.
Исходя из принципа разумности, необходимости соблюдения баланса прав и интересов обеих сторон, указанную обязанность Управлению образования надлежит исполнить в срок до 01.03.2024, а МБОУ «СОШ № 3» - до 01.09.2024.
Доводы представителя Управления образования на недостаточность финансовых средств и короткий период времени для исполнения указанной обязанности относятся к вопросам, разрешаемым в ходе исполнения судебного акта, что может быть преодолено путем обращения с заявлением об изменения порядка и способа его исполнения либо с заявлением о рассрочке, отсрочке его исполнения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Верхнесалдинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования администрации Верхнесалдинского городского округа, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства – удовлетворить.
Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» в срок до 01.09.2024 выполнить работы по дооборудованию системы видеонаблюдения дополнительными видеокамерами на территории, расположенной за МБОУ СОШ № 3 и по периметру, на лестничных пролетах, в помещениях, предназначенных для проведения спортивных, массовых, культурно-развлекательных мероприятий (спортивный, актовый залы); а также по установке ограждения вдоль сквозной асфальтированной тротуарной дорожки, расположенной с северной стороны здания учреждения и двух калиток для входа в здание – одна калитка со сторон <адрес>, вторая калитка со стороны центрального входа в здание учреждения.
Обязать Управление образования администрации Верхнесалдинского городского округа в срок до 01.03.2024 обеспечить финансирование МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», расположенное в <адрес>, на выполнение указанных мероприятий.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В.Исаева