дело № 2-953/2023
УИД 03RS0064-01-2023-001260-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2023 года г. Уфа
Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Шакировой Р.Р.,
при секретаре Валеевой Л.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУП «Башавтотранс» РБ к Хабутдинову ФИО6 о возмещении материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием,
УСТАНОВИЛ:
ГУП «Башавтотранс» РБ обратилось в суд с иском к Хабутдинову М.З. о возмещении материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием (в порядке регресса), указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ в 18.20 часов Хабутдинов М.З. при исполнении своих трудовых обязанностей, управляя автобусом марки Нефаз с государственным регистрационным номером №, принадлежащим на праве собственности ГУП «Башавтотранс» РБ, следуя по <адрес>, <адрес>, допустил падение пассажира ФИО3 в салоне автобуса, в результате чего ФИО3 получила повреждения, которые квалифицируются как вред здоровью средней тяжести. Ответчик на момент происшествия состоял в трудовых отношениях с Уфимским пассажирским автотранспортным предприятием №3 филиала ГУП «Башавтотранс» РБ на основании трудового договора №93/15 от 18 февраля 2015 года, приказа о приеме работника на работу №198кл от 18 февраля 2015 года. Решением суда от 1 июня 2021 года частично удовлетворены исковые требования ФИО3 к ГУП «Башавтотранс» РБ о компенсации морального вреда, причиненного в результате ДТП, с ГУП «Башавтотранс» РБ в пользу ФИО3 взыскано в счет возмещения компенсации морального вреда 95 000 рублей, в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя 10 000 рублей, в счет возмещения почтовых расходов 300 рублей. Взысканная решением суда сумма 105 300 рублей оплачена ГУП «Башавтотранс» РБ 1 декабря 2021 года, что подтверждается платежным ордером №280224.
Просит суд взыскать с ответчика в порядке регресса в счет возмещения ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, денежную сумму в размере 105 300 рублей, расходы по оплате госпошлины 3 306 рублей, почтовые расходы в сумме 63 рубля.
Представитель истца ГУП «Башавтотранс» РБ, ответчик Хабутдинов М.З., надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, от ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором просит в удовлетворении иска отказать, ввиду пропуска срока обращения в суд и отсутствия его вины в причинении вреда здоровью пассажиру.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны, на какие-либо из них не ссылались.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора.
В соответствии со ст. 232 ТК РФ, сторона трудового договора (работодатель или работник), причинивший ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иным федеральным законами.
В силу статьи 233 Трудового кодекса Российской Федерации, материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
Согласно статьей 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
В соответствии со статьей 241 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Согласно частям 1 и 2 статьи 242 ТК РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
На основании части 2 статьи 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером.
В силу ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться с работниками, непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержденный Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 года N 85, включены в том числе и работы: по приему и выплате всех видов платежей; по расчетам при продаже (реализации) товаров, продукции и услуг (в том числе не через кассу, через кассу, без кассы через продавца, через официанта или иного лица, ответственного за осуществление расчетов).
В соответствии с Постановлением от 31 декабря 2002 года N 85 Министерства труда и социального развития РФ "Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых и выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности" установлен Перечень должностей и работ с которыми работодатель может заключить договор о полной материальной ответственности.
Согласно Перечню должностей и работ, замещаемых и выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества - Директора, заведующие, администраторы (в том числе старшие, главные), другие руководители организаций и подразделений (в том числе секций, приемных, пунктов, отделов, залов) торговли, общественного питания, бытового обслуживания, гостиниц (кемпингов, мотелей), их заместители, помощники, продавцы, товароведы всех специализаций (в том числе старшие, главные), а также иные работники, выполняющие аналогичные функции.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 18.20 часов Хабутдинов М.З. при исполнении своих трудовых обязанностей, управляя автобусом марки Нефаз с государственным регистрационным номером №, принадлежащим на праве собственности ГУП «Башавтотранс» РБ, следуя по <адрес>, <адрес>, допустил падение пассажира ФИО3 в салоне автобуса, в результате чего ФИО3 получила повреждения, которые квалифицируются как вред здоровью средней тяжести.
Постановлением инспектора по ИАЗ Полка ДПС ГИБДД Управления МВД России по г.Уфе от 22 ноября 2019 года административное производство в отношении Хабутдинова М.З. и ФИО3 прекращено в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ (отсутствие состава административного правонарушения).
Ответчик на момент происшествия состоял в трудовых отношениях с Уфимским пассажирским автотранспортным предприятием №3 филиала ГУП «Башавтотранс» РБ на основании трудового договора №93/15 от 18 февраля 2015 года (л.д.22-26), приказа о приеме работника на работу №198кл от 18 февраля 2015 года (л.д.27); трудовой договор расторгнут приказом от 28 октября 2019 года (л.д.28).
Решением Орджоникидзевского районного суда г.Уфы РБ от 1 июня 2021 года, вступившим в законную силу 5 октября 2021 года, частично удовлетворены исковые требования ФИО3 к ГУП «Башавтотранс» РБ о компенсации морального вреда, причиненного в результате ДТП, с ГУП «Башавтотранс» РБ в пользу ФИО3 взыскано в счет возмещения компенсации морального вреда 95 000 рублей, в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя 10 000 рублей, в счет возмещения почтовых расходов 300 рублей (л.д.18-21).
Взысканная решением суда сумма 105 300 рублей оплачена ГУП «Башавтотранс» РБ 1 декабря 2021 года, что подтверждается инкассовым поручением №280224 (л.д.11).
25 ноября 2022 года ГУП «Башавтотранс» РБ направило Хабутдинову М.З. претензию от 24 ноября 2022 года о возмещении материального ущерба в сумме 105 300 рублей, которая получена ответчиком 29 ноября 2022 года (л.д.12-13, 14-17).
Ответчиком Хабутдиновым М.З. заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Согласно ч.2 ст. 392 ТК РФ и Постановлению Пленума Верховного Суда от 16 ноября 2006 года N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» работодатель вправе обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течении одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. Но при пропуске срока исковой давности по уважительным причинам, сроков, установленных частями первой, второй и третьей указанной статьи, он могут быть восстановлены судом.
Как следует из материалов дела, решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы РБ о взыскании с ГУП «Башавтотранс» РБ компенсации морального вреда в связи с причинением ФИО3 вреда здоровью вынесено 1 июня 2021 года, однако с иском о возмещении ущерба с работника истец обратился лишь 24 марта 2023 года.
Началом течения годичного срока обращения работодателя в суд с иском к работнику о возмещении материального ущерба является день обнаружения им (работодателем) причиненного ущерба, то есть 1 июня 2021 года.
Истцом не заявлено ходатайств о восстановлении пропущенного срока, а также не указаны причины пропуска срока исковой давности.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд за защитой нарушенного права.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ГУП «Башавтотранс» РБ к Хабутдинову ФИО7 о возмещении в порядке регресса материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, в размере 105 300 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 3306 руб., почтовых расходов в размере 63 руб., поскольку истцом пропущен срок исковой давности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении искового заявления ГУП «Башавтотранс» РБ к Хабутдинову ФИО8 о возмещении в порядке регресса материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, в размере 105 300 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 3306 руб., почтовых расходов в размере 63 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Уфимский районный суд Республики Башкортостан.
Судья
Уфимского районного суда
Республики Башкортостан Р.Р. Шакирова