УИД ***-*** Дело ***
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
**.**.****г. г.Печоры Псковской области
Печорский районный суд Псковской области в составе судьи Алексеевой Н.В.,
при секретаре Николаевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Псковской природоохранной межрайонной прокуратуры к муниципальному предприятию «ххх» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Псковской природоохранной межрайонной прокуратуры, действуя в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к муниципальному предприятию «ххх» о возложении обязанности.
Заявленные требования мотивированы тем, что природоохранной межрайонной прокуратурой на основании задания прокуратуры области проведена проверка соблюдения муниципальным предприятием «ххх» муниципального образования «Печорский район» требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического и земельного законодательства, по результатам которой выявлено нарушение закона.
В ходе проверки, проведенной с выездом на место, с участием врача по общей гигиене ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области», ведущего специалиста-эксперта отдела государственного и земельного надзора, землеустройства, мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Псковской области, установлено, что МП «ххх» эксплуатирует объект размещения отходов Печорского района площадью ххх га. на земельном участке с КН ***.
Данный объект включен в государственный реестр объектов размещения отходов за ***.
Согласно справке ведущего специалиста-эксперта отдела государственного и земельного надзора, землеустройства, мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Псковской области, в ходе проведения инструментального обследования границ земельного участка с КН *** с видом разрешенного использования - для организации утилизации твердых бытовых отходов, предоставленного на основании договора аренды МП «ххх», установлено, что фактическое размещение мусора на данном земельном участке выходит за пределы плана его границ на территорию земель, государственная собственность на которые разграничена. Мусор находится за пределами северной границы земельного участка и в одной из точек эта разница достигает 52 метров.
По результатам проведенных контрольных замеров с использованием геодезической спутниковой аппаратуры HiperSR рег. *** установлено, что вопреки требованиям ст.76 ЗК РФ, п.2.15 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ 02.11.1996, МП «ххх» выходит за пределы плана границ земельного участка с КН ***.
В связи с чем, **.**.****г. в адрес директора МП «ххх» вынесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако мероприятий по очистке санитарно-защитной зоны полигона от отходов не предпринято. Согласно ответу на акт прокурорского реагирования от **.**.****г. *** работы по очистке и засыпке территории за пределами границ земельного участка, предназначенного для размещения отходов, планируется завершить к **.**.****г. году.
Размещение отходов производства и потребления за пределами предоставленного для этих целей земельного участка в границах санитарно-защитной зоны объекта размещения отходов негативно влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу загрязнения почв, поверхностных водоемов, грунтовых и подземных вод, влечет причинение ущерба растительности и организмов, обитающих в почвенном горизонте, способствует распространению опасных заболеваний среди населения.
На основании изложенного, прокурор просит возложить на муниципальное предприятие «ххх» муниципального образования «Печорский район» в течение 24 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по очистке от отходов производства и потребления санитарно-защитной зоны объекта размещения отходов ***, расположенного в Печорском районе.
Прокурор Псковской природоохранной межрайонной прокуратуры, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика МП «ххх» в судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело без их участия, исковые требования признают в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МО «Печорский район», извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Суд считает возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц.
Исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции РФ гарантировано право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст.3 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц; соблюдении права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечении благоприятных условий жизнедеятельности человека и т.д.
Пунктом 1 ст.13 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьи 51 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и 22 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривают, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.1-3 ст.76 ЗК РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В силу п.2.15 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ 02.11.1996 (далее - Инструкция), мастер полигона не реже одного раза в декаду проводит осмотр санитарно-защитной зоны и принимает меры по устранению выявленных нарушений (ликвидация несанкционированных свалок, очистка территории и т.д.).
Из материалов гражданского дела следует, что природоохранной межрайонной прокуратурой на основании задания прокуратуры области от **.**.****г. № *** проведена проверка соблюдения МП «ххх» МО «Печорский район» требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического и земельного законодательства, по результатам которой выявлен нарушения закона.
В ходе проверки, проведенной с выездом на место, установлено, что МП «ххх» эксплуатирует объект размещения отходов Печорского района площадью ххх га. на земельном участке с кадастровым номером ***.
Данный объект включен в государственный реестр объектов размещения отходов за ***.
Согласно справке ведущего специалиста-эксперта отдела государственного и земельного надзора, землеустройства, мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Псковской области В.В.И., в ходе проведения инструментального обследования границ земельного участка с КН *** с видом разрешенного использования - для организации утилизации твердых бытовых отходов, предоставленного на основании договора аренды МП «ххх», установлено, что фактическое размещение мусора на данном земельном участке выходит за пределы плана его границ на территорию земель, государственная собственность на которые разграничена.
Мусор находится за пределами северной границы земельного участка и в одной из точек эта разница достигает 52 м.
Контрольные замеры границ земельных участков проведены с использованием геодезической спутниковой аппаратуры HiperSR рег. ***, заводской ***, свидетельство о поверке № *** от **.**.****г., выдано ООО «Центр испытаний и поверки средств измерений НАВГЕОТЕХ-ДИАГНОСТИКА», действительно до **.**.****г..
В связи с чем, **.**.****г. в адрес директора МП «ххх» вынесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического и земельного законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено, однако мероприятий по очистке санитарно-защитной зоны полигона от отходов не предпринято.
Размещение отходов производства и потребления за пределами предоставленного для этих целей земельного участка в границах санитарно-защитной зоны объекта размещения отходов негативно влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу загрязнения почв, поверхностных водоемов, грунтовых и подземных вод, влечет причинение ущерба растительности и организмов, обитающих в почвенном горизонте, способствует распространению опасных заболеваний среди населения.
Таким образом, проанализировав представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, с учетом позиции стороны ответчика, суд приходит к выводу, что заявленные требования носят законный и обоснованный характер, соответственно подлежат удовлетворению.
Кроме того, исходя из характера заявленных требований, с учетом позиции стороны ответчика, суд находит испрашиваемый срок достаточным для исполнения.
Руководствуясь ст.ст.195-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Псковской природоохранной межрайонной прокуратуры удовлетворить.
Возложить на МП «ххх» МО «Печорский район», ИНН ***, ОГРН ***, в течение 24 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по очистке от отходов производства и потребления санитарно-защитной зоны объекта размещения отходов ***, расположенного в Печорском районе Псковской области.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Печорский районный суд.
Судья Алексеева Н.В.
Решение в апелляционном порядке не обжаловано, вступило в законную силу.