Дело №
решение
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - Шеди А.В.,
при секретаре судебного заседания Мальсаговой М.М.,
с участием представителя истца Гетагазовой Ф.М., действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, представившей удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Коригова Д.М., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ГанижеваГириханаХаджимуратовича к Министерству внутренних дел по <адрес> о восстановлении жилищных прав,
установил:
Ганижев Г.Х. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета;обязать МВД по <адрес> восстановить его на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты первоначальной постановки на жилищный учет с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с МВД по <адрес> расходы на оплату услуг представителя в размере 40000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что проходил службу в органах внутренних дел с 1997 года по март 2009 года на различных должностях. ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г.он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список. После постановки на учет он систематически обновлял документы. ДД.ММ.ГГГГ после очередного обращения в жилищно-бытовую комиссию МВД по РИ истцу была выдана выписка из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ ЖБК МВД по РИ, согласно которому истец и его семья сняты с учета, как нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании того, что по результатам проведенной инвентаризации дел установлено что у 37 очередников в архивах ЖБК отсутствуют учетные дела и протоколы принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании представитель истца Гетагазова Ф.М. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.
Представитель МВД по <адрес> Коригов Д.М. просила отказать в удовлетворении иска.
Остальные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили.
Выслушав пояснения представителя истца Гетагазовой Ф.М., представителя МВД по <адрес> Коригова Д.М.,исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 29 ЖК РСФСР (действовавшего на момент подачи истцом заявления о постановке на учет) основаниями для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий являлись, в частности, обеспеченность жилой площадью ниже учетной нормы, отсутствие собственного жилья.
Статьей 31 ЖК РСФСР предусматривалось, что заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в период подачи истцом заявления о постановке на учет был регламентирован постановлением СМ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР".
В соответствии с пунктом 11 Порядка ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, в том числе на предприятиях, в учреждениях, организациях. Для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагается: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса (пункт 12). Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме (пункт 14).
Пунктом 1.4.1 приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел", действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, предусматривалось, что предоставление жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел обеспечивается после рассмотрения заявления соответствующей жилищно-бытовой комиссией и утверждения протокола начальником органа внутренних дел.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.
Статьей 5 названного Федерального закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.
Граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (ч. 2 ст. 6 Федерального закона).
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел имеет право на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 345, закреплено, что постановка на учет сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России (пункт 2).
Согласно Инструкции «О порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений», утвержденной приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 169, для рассмотрения вопроса о принятии на учет сотрудником (работником) в жилищно-бытовую комиссию подразделения подается рапорт (заявление), к которому прилагаются: справка из кадрового аппарата (с указанием занимаемой должности, специального звания и даты поступления на службу (работу) в органы внутренних дел), выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, справка (акт) о проверке жилищных условий.
В необходимых случаях к рапорту (заявлению) также прилагаются справки (заключения) из учреждений здравоохранения, бюро технической инвентаризации и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса (пункт 9).
Жилищно-бытовая комиссия подразделения рассматривает поступивший рапорт (заявление) с прилагаемыми документами и принимает одно из следующих решений: ходатайствовать перед ЦЖБК об удовлетворении просьбы сотрудника (работника) либо оставлении просьбы без удовлетворения. Данное решение оформляется протоколом, который представляется в Хозяйственное управление со всеми документами, послужившими основанием для принятия такого решения (пункт 10).
Из приведенных нормативных предписаний следует, что право сотрудника органов внутренних на улучшение жилищных условий признается в случае установления его нуждаемости в жилом помещении и принятия сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Ганижев Г.Х. с 1997 года по март 2009 года проходил службу в органах внутренних дел по <адрес>. В период прохождения службы поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ (протокол №).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № л/систец уволен из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 3 ст. 82 (в связи с болезнью) Закона РФ «О милиции».
ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией МВД по <адрес> принято решение, оформленное протоколом №, которым истец снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (выявление неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет).
Из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам проделанной работы установлено, что у 37 очередников в архивах жилищно-бытовой комиссии отсутствуют учетные дела и протоколы принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании судом исследовано учетное дело истца Ганижева Г.Х., которым подтверждается факт обращения истца ДД.ММ.ГГГГ с рапортом на имя министра внутренних дел <адрес> о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Указанный факт подтверждается решением жилищно-бытовой комиссии Карабулкаского ГОВД от ДД.ММ.ГГГГ, оформленнымпротоколом №. Согласно указанному решению ЖБК Карабулкаского ГОВД истец Ганижев Г.Х. поставлен на очередь для улучшения жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ в составе семьи из 4-х человек. Данный факт стороной ответчика в судебном заседании ничем не опровергнут.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлен факт наличия учетного дела Ганижева Г.Х. и протокола принятия его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Исходя из приведенных выше норм и установленных по делу обстоятельств, суд находит требования истца о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» отмечено, что судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 ГПК Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 2 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле (ст. 94 ГПК Российской Федерации).
Частью 1 ст. 100 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Таким образом, гражданское процессуальное законодательство РФ исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования. В связи с чем, лицом, имеющим право на возмещение таких расходов, будет являться сторона, в пользу которой состоялось решение суда: истец - при удовлетворении (частичном удовлетворении) иска, ответчик - при отказе в удовлетворении исковых требований.
Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с неерасходов, вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (абз. 2 п. 11).
Согласно соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Ганижевым Г.Х. и Гетагазовой Ф.М., размер вознаграждения за оказание юридической помощи устанавливается в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей. На основании указанного соглашения, истцом в подтверждение перечисления приведенной суммы в соответствии с квитанцией к приходному кассовому ордеру, выплачено40 000 рублей.
Таким образом, с учетом приведенных нормативных положений, в их совокупности и взаимосвязи с правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, основываясь на материалах настоящего гражданского дела, учитывая объем проделанной представителем истца работы, его участие в судебных заседаниях, суд cчитает возможным взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 40 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
Решил:
исковое заявление ГанижеваГириханаХаджимуратовича к Министерству внутренних дел по <адрес> о восстановлении жилищных правудовлетворить.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес>, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №, в части снятия ГанижеваГириханаХаджимуратовича с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать МВД по <адрес> восстановитьГанижеваГириханаХаджимуратовичана учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на жилищный учет - ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Министерства внутренних дел по <адрес> в пользу ГанижеваГириханаХаджимуратовичарасходы на оплату услуг представителя в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
Копия верна:
Судья А.В. Шеди
*Решение изготовлено в окончательной форме –ДД.ММ.ГГГГ