Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 января 2021 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Шуваркиной Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-18/2021 по административному исковому заявлению Круглова А.Г., Сталина Д.И., Барановой Н.П. о признании недействующим пункта 2.4 постановления Губернатора Самарской области от 3 апреля 2020 года № 70 «Об ограничительных и иных мероприятиях по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области и внесении изменений в постановление Губернатора Самарской области от 16.03.2020 года № 39 «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, подпункта 4 пункта 2.8 постановления Губернатора Самарской области от 30 июня 2020 года № 150 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области», подпункта 4 пункта 2.13 постановления Губернатора Самарской области от 16 декабря 2020 года № 365 « О дальнейших мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области», о взыскании судебных расходов, по административному исковому заявлению Матвеева М.Н., Абдалкина М.А., Чернова А.С., Краснова А.Г., Колотурина Д.В., Туркова П.В. о признании недействующим пункта 2.4 постановления Губернатора Самарской области от 3 апреля 2020 года № 70, подпункта 4 пункта 2.8 постановления Губернатора Самарской области от 30 июня 2020 года № 150,
с участием прокурора Валюткиной С.Ш.
Круглова А.Г., действующего в своих интересах и в качестве представителя Сталина Д.И., Барановой Н.П.,
с участием Барановой Н.П., Матвеева М.А., представителей Чернова А.С., Колотурина Д.В., Краснова А.Г., Абдалкина М.А. по доверенностям Яндукова Е.А. и Сорокина А.С.,
представителя Губернатора Самарской области Ларина И.Г.,
Управления Министерства юстиции Самарской области Поломарчука Н.В., Управления Роспотребнадзора Самарской области Гришина П.А.,
У с т а н о в и л :
в соответствии с пунктом 2.4 постановления Губернатора Самарской области от 3 апреля 2020 года № 70 «Об ограничительных и иных мероприятиях по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области и внесении изменений в постановление Губернатора Самарской области от 16.03.2020 № 39 «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» постановлено ограничить до особого распоряжения проведение на территории Самарской области театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий.
Данное постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 03.04.2020, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.04.2020, в издании "Волжская коммуна", N 55(30839), 08.04.2020.
Подпунктом 4 пункта 2.8 постановления Губернатора Самарской области от 30 июня 2020 года № 150 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области» предусмотрено ограничение до особого распоряжения проведение на территории Самарской области театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий.
Документ опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 30.06.2020, в издании "Волжская коммуна", N 106(30890), 03.07.2020, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.07.2020.
Согласно подпункту 4 пункта 2.13 постановления Губернатора Самаркой области от 16 декабря 2020 года № 365 «О дальнейших мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области» ограничено до особого распоряжения проведение на территории Самарской области театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий».
Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.12.2020, в издании "Волжская коммуна", N 207(30991), 18.12.2020, на
официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 18.12.2020 года.
Круглов А.Г., Сталин Д.И., Баранова Н.П. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просили признать недействующими пункт 2.4 постановления Губернатора Самарской области № 70 от 3 апреля 2020 года, подпункт 4 пункта 2.8 постановления Губернатора Самарской области от 30 июня 2020 года № 150 и подпункт 4 пункта 2.13 постановления Губернатора Самарской области от 16 декабря 2020 года № 365, а также взыскать все судебные расходы, включая уплаченную государственную пошлину.
Матвеев М.Н., Абдалкин М.А., Чернов А.С., Краснов А.Г., Колотурин Д.В., Турков П.В. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 2.4 постановления Губернатора Самарской области № 70 от 3 апреля 2020 года, подпункт 4 пункта 2.8 постановления Губернатора Самарской области от 30 июня 2020 года № 150.
Оба дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения определением суда от 23 октября 2020 года.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Министерства юстиции по Самарской области и Управление Роспотребнадзора Самарской области.
Требования административных истцов мотивированы тем, что при издании указанных нормативных правовых актов превышены должностные полномочия Губернатора и нарушено конституционное право административных истцов и жителей Самарской области на свободу мирных собраний. Положения Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 года № 68-ФЗ и Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ не предусматривают полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации вводить ограничения конституционных прав граждан, наоборот, п.п. «д» ч. 10 статьи 4.1 ФЗ № 68 предусматривает возможность осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие права и свободы человека и гражданина. Конституционный режим чрезвычайного положения, предусмотренный статьей 56 Конституции РФ и положениями статей 1, 5, 11, 28 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и позволяющий временно ограничивать конституционное право граждан на свободу мирных собраний, на территории Самарской области не введен. Оспариваемые нормы применяются ответчиком избирательно и носят дискриминационный характер, поскольку в тот же период беспрепятственно проводились проправительственные собрания и публичные праздники.
Постановления Губернатора Самарской области № 70 от 3 апреля 2020 года и от 30 июня 2020 года № 150 на дату принятия судом решения утратили силу, однако, к правоотношениям, возникшим в период их действия, они применялись.
В период действия этих норм административные истцы уведомляли Администрации г.о. Самары, г.о. Сызрань, г.о. Тольятти, г.о. Новокуйбышевск о проведении публичных мероприятий. Со ссылкой на оспариваемые нормативные правовые акты соответствующими администрациями было предложено административным истцам провести публичные мероприятия после снятия ограничительных мер.
В судебном заседании Круглов А.Г., действуя в своих интересах, а также в качестве представителя Сталина Д.И., Барановой Н.П. поддержал заявленные требования с учетом их уточнения, изложив свою позицию в письменном виде, сослался на неопределенность правовых норм, поскольку в них не указан срок введения ограничений, конкретные виды ограничений проведения публичных мероприятий, использованы неопределенные по форме и коррупциогенные термины- «до особого распоряжения»; установлены необоснованные преференции для целого ряда публичных мероприятий.
Баранова Н.П. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении и в судебном заседании Кругловым А.Г.
Матвеев М.Н. поддержал заявленные требования, а также требования Круглова А.Г., Сталина Д.И., Барановой Н.П. о признании недействующим подпункта 4 пункта 2.13 постановления Губернатора Самарской области № 365 от 16 декабря 2020 года, сослался на то, что федеральными законами в связи с пандемией не внесены изменения в Закон «О собраниях, митингах, шествиях», в связи с чем Губернатор не может запретить проведение публичных мероприятий без введения чрезвычайной ситуации и без всяких условий; публичные мероприятия не являются массовыми мероприятиями, и они не упомянуты в оспариваемых нормативных правовых актах.
Абдалкин М.А., Чернов А.С.. Краснов А.Г., Колотурин Д., Турков П.В. о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом.
Представители административных истцов по доверенностям Яндуков Е.А. и Сорокин А.С. поддержали заявленные требования и требования Круглова А.Г., Сталина Д.И., Барановой Н.П. о признании недействующим подпункта 4 пункта 2.13 постановления Губернатора Самарской области № 365 от 16 декабря 2020 года, пояснили, что административные истцы брали на себя обязательства по соблюдению при проведении заявленных ими публичных мероприятий санитарных требований, но в их проведении было отказано; оспариваемые нормы носят непонятный и дискриминационный характер.
Представитель Губернатора Самарской области по доверенности Ларин И.Г. заявленные требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных отзывах, в которых административный ответчик сослался на то, что указами Президента Российской Федерации установлен специальный правовой режим в рамках предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации переданы специальные полномочия по установлению ограничительных мероприятий и определению территорий в границах субъекта Российской Федерации, на которых такие ограничительные мероприятия должны распространяться. Оспариваемые постановления приняты высшим должностным лицом в пределах его компетенции и с соблюдением требований к форме, порядку принятия и ведения в действие, направлены на защиту прав неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье, которые требуют приоритетной защиты перед всеми иными конституционными правами, ограничительные меры приняты при наличии предусмотренных законом оснований для ограничения прав на свободу передвижения в пределах Российской Федерации, носят временный характер, вызванный особыми условиями, обусловленными опасностью распространения коронавирусной инфекции.
Представитель Управления Минюста России по Самарской области по доверенности Поломарчук Н.В. заявленные требования не признал и пояснил, что в ходе правовых экспертиз установлено, что содержание постановлений Губернатора Самарской области от 3.04.2020 года № 70 и от 30.06.2020 года № 150 соответствуют Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, срок окончания правовой экспертизы в отношении постановления Губернатора Самарской области № 365 от 16 декабря 2020 года № 365 не истек. Постановление Губернатора Самарской области № 70 от 3.04.2020 года внесено в Федеральный регистр НПА Самарской области 15.04.2020 года, учетный номер ru630002020000351, постановление № 150 внесено в Федеральный регистр НПА Самарской области 15.07.2020 года, учетный номер ru630002020000869, постановление № 365 внесено в Федеральный регистр НПА Самарской области 24.12.2020 года, учетный номер ru63000202001871.
Относительно заявленных требований Управление Минюста России по Самарской области представило письменные возражения.
Представитель Управления Роспотребнадзора Самарской области Гришин П.А. просил отказать в удовлетворении заявленных административными истцами требований, указав на то, что ограничения приняты с учетом эпидемической обстановки на территории Самарской области, с соблюдением публичных и частных интересов и направлены на прерывание возможности инфицирования граждан коронавирусной инфекцией и соответствуют законодательству Российской Федерации.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В соответствии с пунктом «а» части 2, пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации поручено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации. Ограничительные и иные мероприятия могут реализовываться в различные периоды времени в пределах общего срока, установленного пунктом 1 настоящего Указа.
Подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года № 316 в целях дальнейшего обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, предписано исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», вступивших в силу с 1 апреля 2020 года, были внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В силу подпунктов «м», «у», «ф» пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 68 в редакции Федерального закона № 98 органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 19 Федерального закона № 68 в редакции Федерального закона № 98 от 1 апреля 2020 года граждане Российской Федерации обязаны выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности.
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 1999 года № 184-Ф «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской федерации, отнесено решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с пунктами 1, 3, 5 статьи 9.1 Закона Самарской области от 9 декабря 2005 года № 219-Г «О защите населения и территорий Самарской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Губернатор Самарской области принимает решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы Самарской области; при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и при установлении регионального (межмуниципального) уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы Самарской области при необходимости определяет руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и принимает дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусмотренные пунктом 5 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; осуществляет другие полномочия в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Самарской области.
В соответствии со статьями 59, 63, 82 Устава Самарской области от 18 декабря 2006 года № 179-ГД, принятого Самарской Губернской Думой 5 декабря 2006 года, в систему органов государственной власти Самарской области входят высшее должностное лицо Самарской области - Губернатор Самарской области и высший исполнительный орган государственной власти - Правительство Самарской области.
Губернатор Самарской области по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает ( издает) постановления, носящие нормативный характер ( пункт 2 статьи 4, статьи 9, 9.2, 13 закона Самарской области от 7 июля 2000 года № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области»).
С учетом изложенных выше норм закона суд приходит к выводу о том, что оспариваемые постановления приняты Губернатором Самарской области в пределах его компетенции и с соблюдением формы, порядка их опубликования и введения в действие.
Пунктом 1 постановления Губернатора Самарской области от 16 марта 2020 года № 39 «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» на территории Самарской области для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим повышенной готовности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 285 «О координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» установлено, что в настоящее время имеет место масштабное распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в мире. Всемирной организацией здравоохранения объявлена пандемия новой коронавирусной инфекции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года коронавирусная инфекция ( 2019- nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
К числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, относятся, прежде всего, право на жизнь ( часть 1 статьи 20 Конституции ) как основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод, и право на охрану здоровья ( часть 1 статьи 41 Конституции), которое также является высшим благом для человека.
Оспариваемые административными истцами постановления Губернатора Самарской области направлены на обеспечение реализации и защиты гарантированных Конституцией прав неопределенного круга лиц, проживающих и (или) прибывших на территорию Самарской области, на жизнь и здоровье как высших и наиболее значимых конституционных ценностей.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии со статьей 6 данного Федерального закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
Согласно статье 1 вышеуказанного закона под ограничительными мероприятиями (карантин) понимаются административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Пунктом 1 статьи 29 ФЗ-52 предусмотрено, что в целях предупреждении возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические ( профилактические) мероприятия, в том числе по введению ограничительных мероприятий ( карантина).
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (пункты 1, 2 статьи 31 ФЗ-52).
Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», а также от 30 марта 2020 года № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Ограничительные мероприятия, в числе которых ограничения на проведение театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий, приняты постановлениями Губернатора Самарской области от 3 апреля 2020 года № 70, от 30 июня 2020 года № 150, от 16 декабря 2020 года № 365 во исполнение вышеприведенных норм закона и требованиям федерального законодательства не противоречат.
Оспариваемые постановления направлены на защиту таких конституционно значимых ценностей, как жизнь и здоровье человека, ограничительные мероприятия носят временный характер, вызваны особыми условиями, обусловленными опасностью распространения новой коронавирусной инфекции.
С позицией административного истца Матвеева М.Н. о том, что Губернатор не может запретить проведение публичных мероприятий без введения чрезвычайной ситуации, суд не может согласиться, поскольку оспариваемыми нормативными правовыми актами введены ограничения проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий, наделение полномочиями по введению ограничительных мероприятий в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации предусмотрено вышеприведенными нормативными правовыми актами, имеющими высшую юридическую силу.
Доводы административных истцов о неопределенности оспариваемых правовых норм вследствие того, что в них не указан срок введения ограничений, использованы неопределенные по форме и коррупциогенные термины- «до особого распоряжения», не могут быть приняты судом во внимание.
В соответствии с пунктом 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснение законодательства и обладающих нормативными свойствами» проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Проверив содержание нормативных правовых актов в оспариваемой части, суд не усматривает неопределенности правовых норм, в которых четко указаны мероприятия, в отношении которых введены ограничения для их проведения. Обязательное включение в нормативный правовой акт критериев ( видов) ограничения проведения публичных мероприятий действующим законодательством не предусмотрено.
Установление ограничений «до особого распоряжения» не свидетельствует о неопределенности правовых норм и не противоречит федеральному законодательству.
Срок действия принятых нормативных правовых актов обусловлен особенностями эпидемиологической обстановки в Самарской области, при которой установление конкретных сроков окончания их действия невозможно.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 года № 529 «Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемический надзор» предусмотрено, что при устранении угрозы распространения и (или) ликвидации очага инфекционных заболеваний и выполнении утвержденного плана мероприятий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании предписания территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, принимает решение об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на всей территории субъекта Российской Федерации или на территории отдельных районов, городов, населенных пунктов данного субъекта Российской Федерации.
Доводы Матвеева М.Н. о том, что публичные мероприятия не являются массовыми мероприятиями, и они не упомянуты в оспариваемых нормативных правовых актах, суд считает несостоятельными.
Согласно статье 2 Федерального закона № 54 от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
Отнесение к массовым мероприятиям собраний, митингов, демонстраций, шествий, иных мероприятий предусмотрено подпунктом 1 части 1 статьи 60 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», который в данном случае возможно применить для соотношения понятий массовых и публичных мероприятий.
Доводы административных истцов об установлении необоснованных преференций для целого ряда других мероприятий, проводимых на территории Самарской области в период действующих ограничений, не относятся к предмету административных исков, к предмету которых относится проверка соответствия оспариваемых нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания недействующими пункта 2.4 постановления Губернатора Самарской области от 3 апреля 2020 года № 70, подпункта 4 пункта 2.8 постановления Губернатора Самарской области от 30 июня 2020 года № 150, подпункта 4 пункта 2.13 постановления Губернатора Самарской области от 16 декабря 2020 года № 365 не имеется, и в удовлетворении заявленных административными истцами требований о признании их недействующими, а также в удовлетворении требований Круглова А.Г., Сталина Д.И, Барановой Н.П. о взыскании судебных расходов следует отказать.
Руководствуясь статьями 208-2015 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.4 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░ 2020 ░░░░ № 70, ░░░░░░░░░ 4 ░░░░░░ 2.8 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░ 2020 ░░░░ № 150, ░░░░░░░░░ 4 ░░░░░░ 2.13 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ № 365, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.4 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░ 2020 ░░░░ № 70, ░░░░░░░░░ 4 ░░░░░░ 2.8 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░ 2020 ░░░░ № 150, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 2020 ░░░░