... Дело № 2-1107/2024
16RS0046-01-2023-015102-82
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2024 года г. Казань
Вахитовский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Я.В. Малковой,
при секретаре судебного заседания Д.А. Усамбаевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Е.Е. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Иванова Е.Е. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности, указав в обоснование требований, что она обратилась в адрес ответчика с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении в течение 25 лет. 6 сентября 2022 года ответчиком вынесено решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости. С данным решением истец не согласна.
Истец указывает, что, по мнению ответчика, в стаж на соответствующих видах работ не включён период работы с 20.04.1998 г. по 13.02.2001 г. (2 года 9 месяцев 24 дня) в должности учителя-логопеда в Коммунальном дошкольном образовательном учреждении №355, так как списком должностей учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с действующим законодательством, наименование учреждения «Дошкольное образовательное учреждение» не предусмотрено.
По мнению истца, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Также указывает, что на протяжении всей истории, с момента строительства данного учреждения, в данном заведении получали образование именно дети дошкольного возраста. Никогда это заведение не перепрофилировалось для других целей и назначения не меняло. Кроме того, оно и сейчас выполняет те же функции.
Основным критерием для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности является педагогическая деятельность в учреждениях для детей. Согласно записи № 3 в трудовой книжке, от 02.09.1996 года, истец была принята в порядке перевода в я/с 355 Московского РОО. Коммунальное дошкольное образовательное учреждение № 355 Московского РОО г. Казани, создано на основании Приказа Управления образования администрации г.Казани, от 14 апреля 1998 № 371 года «О создании коммунальных дошкольных учреждений Приволжского района г.Казани».
Согласно п. 1.1 Устава, Коммунальное дошкольное образовательное учреждение № 355 Московского РОО г. Казани было создано на базе существующего ясли-сада № 355, осуществляло свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность в соответствии с Законом Республики Татарстан «Об образовании» от 20.05.1993, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении РТ, утвержденным Кабинетом Министров РТ от 26.05.1994 №220, Постановлением Главы администрации города Казани от 26.06.1994 года №663, другими нормативными актами и настоящим Уставом.
Таким образом, истец считает, что она работала в должности учитель-логопед, предусмотренной Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на полную ставку, в режиме полного рабочего дня, с полной рабочей нагрузкой, при этом ее работа протекала в дошкольном образовательном учреждении для детей - КДОУ, а данное учреждение в спорный период времени, с 20.04.1998 г. по 13.02.2001 г., реализовывало программы дошкольного образовательного учреждения, и истец, будучи учителем-логопедом, фактически осуществляла педагогическую деятельность в общеобразовательном учреждении. Несоответствие наименования учреждения не может являться основанием для лишения права назначения пенсии на льготных условиях, так как данный вид пенсии назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса и названия учреждения, с которым лицо состояло в трудовых отношениях. Условия труда и выполняемые функциональные обязанности учителя-логопеда при переименовании учреждения не изменились и являлись аналогичными.
Просит признать незаконным решение №679960/22 об отказе Отдела контроля установления пенсий Государственного учреждения – отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан от 6 сентября 2022 года, в части не включения в специальный педагогический стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы с 20.04.1998г. по 13.02.2001г. (2 года 9 месяцев 24 дня) в должности учителя-логопеда в Коммунальном дошкольном образовательном учреждении №355 Московского РОО г. Казани; Обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы с 20.04.1998г. по 13.02.2001г. (2 года 9 месяцев 24 дня) в должности учителя-логопеда в Коммунальном дошкольном образовательном учреждении №355 Московского РОО г. Казани; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Истец, представитель истца в судебном заседании исковое заявление поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска просил отказать.
Выслушав истца, его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, страховая пенсия по. старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам независимо от их возраста, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Из материалов дела следует, что истец обратилась в адрес ответчика 24 августа 2022 года с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19. ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от 06 сентября 2022 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей ввиду отсутствия требуемого стажа 25 лет педагогической деятельности, выработано 22 года 11 месяцев 13 дней. С учетом межрасчетного периода с 01.01.2022г. по 31.07.2022г., при отсутствии отвлечений продолжительность стажа на соответствующих видах работ составит 23 года 6 месяцев 12 дней. Требуемые для назначения досрочной страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) имеются.
Данным решением помимо прочих в специальный стаж истца не включен:
- период работы с 20.04.1998г. по 13.02.2001г. (2 года 9 месяцев 24 дня) в должности учителя-логопеда в Коммунальном дошкольном образовательном учреждении №355, так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ 29.10.2002 г. № 781, наименование учреждения «Дошкольное образовательное учреждение» не предусмотрено.
Согласно подпункту "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Спорный период работы истца подтверждается трудовой книжкой, согласно которой истец 02.09.1996г. принята в порядке перевода в я/с №355 Московского РОО учителем-логопедом.
Согласно справки №91 от 25 октября 2023 года, выданной МАДОУ «Детский сал №355» Отдела образования по Кировскому и Московскому районам Управления образования ИКМО г. Казани Иванова Е.Е., 10.07.1971 г.р. работает с 02.09.1996 г. в МАДОУ «Детский сад №355 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения Московского района г.Казани в должности учителя-логопеда по настоящее время. Сведения о переименованиях организации:
-с 02.09.1996 г. принята в порядке перевода в ясли-сад № 355 Московского РОО учителем- логопедом (приказ №59&4 от 03.09.1996 г.)
-с 14.04.1998 г. на базе существующего ясли-сада № 355 создано Коммунальное дошкольное образовательное учреждение № 355 Московского РОО г.Казани (приказ Управления образования администрации г.Казани №371 от 14 апреля 1998 г.)
-с 15.10 1999 г. утверждено изменение сети учреждений образования города Казани на 1999-2000 учебный год. Изменить вид: - детского сада №355 на детский сад №355 с татарским языком обучения и воспитания (постановление об изменении сети учреждений образования на 1999-2000 учебный год, №2 41 от 15.10.1999 г.)
-13.12.2000 г. полное наименование учреждения: Коммунальное (муниципальное) дошкольное образовательное учреждение - Детский сад №355 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения (приказ Управления образования администрации г.Казани №1442 от 13.12.2000 г.)
-19.11.2003 г. новое официальное наименование Детского сада: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №355 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Московского района г. Казани (утверждены распоряжением председателя Комитета по управлению коммунальным имуществом администрации г. Казани от 19.11.2003 г. №1895р, принятого во исполнение постановления Главы администрации г. Казани от 18.12.2002 года №2091 «О приведении в соответствие с действующим законодательством учредительных документов муниципальных учреждений образования г. Казани)
-10.08.2009 г. изменен тип учреждения на Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №355 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Московского района г. Казани (постановление Исполнительного комитета г. Казани от 10.08.2009 г. № 6659).
Факт трудоустройства истца в спорный период времени сторонами не оспаривается, подтверждается материалами пенсионного дела.
Таким образом, представленные в материалы дела доказательства о переименовании подтверждают, что Коммунальное дошкольное образовательное учреждение № 355 Московского РОО г.Казани являлось образовательными учреждениями для детей. Функциональные обязанности истца, как учителя-логопеда, при переименовании учреждения не изменились и являлись аналогичными.
Согласно Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР N 463 (далее Список), право на указанную пенсию имеют воспитатели детских дошкольных учреждений всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).
Исходя из положений п. 1 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 677, деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов регулируется настоящим Типовым положением (далее - Типовое положение). Пунктом 5 указанного Типового положения устанавливалось, что дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды: детский сад, детский сад общеразвивающего вида, детский сад компенсирующего вида, детский сад комбинированного вида, детский сад присмотра и оздоровления, центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. Согласно п. 12 Типового положения, статус учредителя определяет организационно-правовую форму дошкольного образовательного учреждения, в частности, учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.
Таким образом, в спорный период в организационно-правовой форме дошкольного образовательного учреждения, а в случае истца - в форме дошкольного образовательного учреждения, могли существовать только поименованные и определенные в Типовом положении виды детских садов (поименованные в Списках как типы).
Приказом Минтруда России от 24.09.2015 N 661н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" приказано установить по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в дошкольных образовательных организациях для детей независимо от их наименований, в том числе структурных подразделениях организаций, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей по образовательным программам дошкольного образования, профессиональной деятельности, выполнявшейся в дошкольных образовательных учреждениях (детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли), предусмотренных пунктом 1.8 раздела "Наименование учреждений" Списка, и профессиональной деятельности, выполнявшейся в структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет) (детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли), указанных в пункте 13 Правил.
Конституционный Суд РФ в определениях от 20 октября 2005 года N 392-0, от 18 апреля 2006 года N 83-0, от 21 декабря 2006 года N 584-0, от 19 июня 2007 года N 436-0-0 указал, что в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Названная правовая позиция подлежит применению и в отношении лиц, работавших в иных государственных и муниципальных учреждениях для детей, при определении их права на досрочное назначение трудовой пенсии согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, для возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности решающим является характер данной деятельности.
В спорный период истец осуществляла деятельность, связанную с обучением детей, то есть педагогическую деятельность, в образовательном учреждении, предусмотренном Списком.
Таким образом, сведения о работе истца в дошкольном образовательном учреждении в должности учителя-логопеда подтверждает факт работы истца в спорные периоды в одном из установленных действовавшим законодательством видов (типов) детских садов, и, соответственно, право истца на включение спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При изложенных обстоятельствах исковое заявление суд находит подлежащим удовлетворению.
Также в соответствии со статьей 98 ГПК РФ в пользу истца с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.98, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ИНН 1653017530) от №679960/22 от 06 сентября 2022 года в части не включения в специальный педагогический стаж Ивановой Е.Е.), дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы с 20.04.1998г. по 13.02.2001г. (2 года 9 месяцев 24 дня) в должности учителя-логопеда в Коммунальном дошкольном образовательном учреждении №355 Московского РОО г. Казани.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ИНН 1653017530) включить в специальный педагогический стаж Ивановой Е.Е.), дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы с 20.04.1998г. по 13.02.2001г. (2 года 9 месяцев 24 дня) в должности учителя-логопеда в Коммунальном дошкольном образовательном учреждении №355 Московского РОО г. Казани.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ИНН 1653017530) в пользу Ивановой Е.Е.) расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через данный суд в течении 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
...
...
Судья Я.В. Малкова