УИД 47RS0003-01-2021-000974-94
Дело № 2-965/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Волхов 15 июля 2021 года
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Кошкиной М.Г.,
при помощнике судьи Фадеевой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волховского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к СНТ «Урожай» об обязании согласовать создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства и заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
установил:
Волховский городской прокурор Ленинградской области, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к СНТ «Урожай» об обязании согласовать с администрацией поселения создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства и заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Процессуальный истец в обоснование требований указал, что в ходе проведения проверки информации АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (далее – АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области») установлено, что на территории СНТ «Урожай» отсутствуют контейнерные площадки для сбора и накопления отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО товариществом с региональным оператором не заключен. Указанные обстоятельства подтверждены информацией АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области», администрации Волховского муниципального района, актом осмотра территории.
Утверждает, что обязательное наличие специально оборудованных площадок для сбора и накопления отходов потребления на территории садоводческих некоммерческих объединений граждан предусмотрено действующим федеральным и региональным законодательством.
Обращает внимание, что в соответствии с Дополнительным соглашением № ****** между Ленинградской областью и региональным оператором по обращению с ТКО от 05.03.2019 АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» приступило к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории Ленинградской области, в том числе с 01.11.2019 на территории Волховского района.
Указывает, что СНТ «Урожай» не заключило с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, что не допустимо.
Считает, что ненадлежащее обращение СНТ «Урожай» с ТКО приводит к образованию несанкционированных свалок на территории массива и прилегающей территории, создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания.
В судебном заседании процессуальный истец помощник Волховского городского прокурора Супрунов Э.С. поддержал требования в полном объеме по основаниям и доводам, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика СНТ «Урожай» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель третьего лица АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, полагал иск подлежащим удовлетворению согласно письменному отзыву, представленному в материалы дела.
Представитель третьего лица администрации Волховского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
При таких обстоятельствах суд, с согласия истца, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, уведомленных надлежащим образом.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Часть 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 предусматривает, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
В силу абз. 1, 2 ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичное требование содержится в ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены и регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ч. 2 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с ТКО относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.
Пунктами 1 и 3 статьи 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п. 1 ст. 13.4, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра (далее – Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра).
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, также предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра).
Из материалов дела следует, что СНТ «Урожай» является некоммерческой организацией, учрежденной добровольным объединением граждан на основе членства с целью ведения садоводческой хозяйственной деятельности на земельном участке, осуществляет свою деятельность по управлению эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
В соответствии с требованиями правил благоустройства территории муниципального образования Усадищенское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденных решением Совета депутатов от 27.10.2017 № 41, благоустройство и уборка территории осуществляется собственниками земельных участков, если иное не предусмотрено законом или договором, либо специализированными организациями на основании соглашений с хозяйствующими субъектами и физическими лицами.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что СНТ «Урожай» обязано оборудовать место (площадку) для накопления ТКО, согласовав ее создание с администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области.
В соответствии со статьей 24.6 ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила обращения с ТКО), территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
В обеспечение действующих норм законодательства в области обращения с ТКО, в рамках своих полномочий, Правительством Ленинградской области с соблюдением Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881, была организована и проведена процедура конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ленинградской области.
По результатам конкурсного отбора статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ленинградской области присвоен АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области», который на основании соглашения, заключенного с Ленинградской областью от 24.04.2018, осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО на территории Ленинградской области.
В соответствии с п. 6.4 указанного Соглашения, с учетом дополнительного соглашения № ****** от 20.12.2018, региональный оператор обязан приступить к организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО не позднее 01.11.2019.
Из материалов дела усматривается, что региональный оператор АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» приступил к непосредственному исполнению своих обязанностей на территории Ленинградской области.
Таким образом, одновременно с принятием соглашения об условиях осуществления региональным оператором деятельности по обращению с ТКО на территории Ленинградской области, уполномоченный орган своим соглашением установил порядок (условие) возникновения обязанности по обращению с ТКО, а именно – путем заключения договора.
Также из материалов дела усматривается, что истцом проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории СНТ «Урожай», в ходе которой установлено, что на территории ответчика объектов, используемых для сбора ТКО, оборудованных в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, не установлено. Заявок о включении сведений о созданном месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Волховского муниципального района Ленинградской области от СНТ «Урожай» не поступало. Заявок на заключение договора в адрес регионального оператора с целью получения услуги по обращению с ТКО товариществом «Урожай» не подавалось.
Приведенные обстоятельства отражены в предоставленных сведениях администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 22.04.2021, с учетом акта обследования территории СНТ «Урожай» от 20.04.2021.
Кроме того, согласно пояснениям третьего лица АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области», изложенным в отзыве на исковое заявление, от ответчика до настоящего времени заявка на заключение договора не поступила. Сведения о наличии на территории СНТ «Урожай» оборудованной контейнерной площадки у регионального оператора отсутствуют.
Таким образом, судом установлено, что договор с региональным оператором ответчиком не заключался, доказательств обратного ответчиком суду представлено не было.
В соответствии с п. 5 Правил обращения с ТКО, договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I Правил обращения с ТКО.
Согласно подпункту «в» пункта 8 (1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном разделом I, в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных ч. ч. 1, 9 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Такой договор является публичным для регионального оператора по обращению с ТКО. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику ТКО, которые образуются, и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у ответчика в силу закона возникли обязанности по заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Учитывая положения ст. 45 ГПК РФ обращение прокурора с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц является правомерным, иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ принимая во внимание, мнение истца, отсутствие возражений ответчика, суд полагает необходимым установить ответчику срок исполнения решения суда в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд, учетом изложенного, оценивая доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь нормами указанного выше действующего законодательства, считает исковые требования Волховского городского прокурора Ленинградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21 ░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░