Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3043/2020 ~ М-3141/2020 от 18.09.2020

21RS0024-01-2020-004122-65

№ 2-3043-2020

                 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 декабря 2020 года г. Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре судебного заседания Шипееве А.Д., с участием истца Тукмакова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тукмакова Владимира Владимировича к ГУ-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики- Чувашии о признании решения незаконным, обязании назначить государственную пенсию по старости,

установил:

Тукмаков В.В. обратился в суд с иском к ГУ-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики –Чувашии о признании решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании назначить государственную пенсию по старости на основании п.1 ст.17 №166-ФЗ «О государственном пенсионного обеспечении в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования мотивированы тем, что решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ Тукмакову В.В. отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с п.1 ст.17 Закона № 166-Фз ввиду отсутствия требуемой продолжительности трудового стажа в размере 20 лет по состоянию на 01.01.2002. Считает отказ пенсионного органа незаконным, поскольку в соответствии с п.п.5 п.1 ст.4 Закона № 166-ФЗ право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф и в соответствии со ст.28.1 Закона № 1244-1 пенсия по старости в соответствии с Законом № 166-ФЗ может назначаться при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Истец Тукмаков В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, и вновь привел их суду.

Ответчик - ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары Чувашской Республики, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя для участия в деле не выделил, представив письменный отзыв, в котором в иске просит отказать, решен вопрос о рассмотрении дела без участия представителя ответчика.

Суд, заслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, обозрев материалы пенсионного дела истца, приходит к следующему.

Положениями ст.ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

Судом установлено, что Тукмаков В.В. является лицом, которому гарантируются меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте «в» пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , согласно выданному ему ДД.ММ.ГГГГ Центральной комиссией Министерства обороны Российской Федерации соответствующего удостоверения.

С ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с нормами №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

ДД.ММ.ГГГГ Тукмаков В.В. обратился в пенсионный орган с заявлением о переводе его на другой вид пенсии - на государственную пенсию по старости в размерах, установленных пунктом 1 ст.17 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении пенсии по старости в соответствии с п.1 ст.17 Закона -Фз отказано ввиду отсутствия требуемого 20-ти летнего трудового стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 212З-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" действие Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 распространяется на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных указанным Постановлением.

Согласно ч. 2 п. 2 указанного постановления лицам, указанным в подпунктах "а" "г" пункта 1 настоящего Постановления, не имеющим инвалидности, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, частью первой статьи 30 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также частями первой и второй статьи З9 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы.

На основании части 1 статьи 30 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы), пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного СТ. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

Согласно позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года № 250-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аликова Владимира Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями Федерального закона от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в 3акон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам из подразделений особого риска (в том числе непосредственным участникам ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах), названным в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года, возмещение вреда путем предоставления льгот и компенсаций осуществляется на иных условиях, нежели гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, - на них распространяются лишь те установленные 3аконом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" льготы и компенсации, которые перечислены в этом Постановлении. Подобная дифференциация условий возмещения вреда, основанная на различиях и масштабах радиационного влияния на организм человека, не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства перед законом, гарантированного статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Положения пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, на которые истец ссылается в обоснование предъявленного иска, предусматривают, что пенсия по старости назначается гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий указанной катастрофы в зоне отчуждения, а также гражданам, ставшим инвалидами в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также для членов их семей.

В соответствии с ч. 5 ст.10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (абзац 1).

Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2).

Указанной выше ст.17 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены размеры пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.

Так, пенсия по старости может быть в размере 250 % или 200 % размера социальной пенсии, указанного в пп. 1 п. 1 ст. 18 названного закона.

Пенсия по старости в указанном размере устанавливается трем категориям граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС:

-получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (пп. 1 п.1 ст. 10);

-ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (пп. 2 п. 1 ст. 10);

-принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (пп. 3 п. 1 ст. 10).

Кроме того, пенсия по инвалидности в размере 250 % социальной пенсии устанавливается гражданам, ставшим инвалидами в результате других радиационных или техногенных катастроф.

Таким образом, анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что для граждан, пострадавших в результате других радиационных или техногенных катастроф, но не являющихся инвалидами, указанные размеры пенсии по старости определены быть не могут, если в соответствующих законах или других нормативных правовых актах не будет сделано специальной ссылки об отнесении к той или иной категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо ссылки на конкретный абзац п.1 ст.17 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Право на пенсию по старости по нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации может быть признано только за теми лицами из числа рассматриваемой категории граждан, кто признан инвалидом вследствие радиационных или техногенных катастроф. Если же гражданин не признан таким инвалидом, то он может претендовать на пенсию по старости на общих основаниях, и как следствие ему может быть назначена пенсия по старости по нормам Федерального закона от 28 декабря 201З года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", или с учетом положений ч.1 ст.30Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что и было сделано ответчиком.

Между тем в материалах дела не имеется сведений о том, что Тукмаков В.В., участник ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, является инвалидом, тогда как право на пенсию по указанному основанию может быть признано только за лицами, признанными инвалидами вследствие радиационных или техногенных катастроф.

При таких обстоятельствах, учитывая, что пенсия по старости назначена Тукмакову В.В. в соответствии с ч.1 ст.30 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет, отсутствие у него инвалидности, суд оснований для удовлетворения исковых требований не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Тукмакова Владимира Владимировича к ГУ-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики- Чувашии о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании назначить государственную пенсию по старости на основании п.1 ст.17 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в месячный срок со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено 25.12.2020.

Судья                                 А.В.Мартьянова

2-3043/2020 ~ М-3141/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тукмаков Владимир Владимирович
Ответчики
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чебкосары Чувашской Республики - Чувашии
Другие
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Чувашской Республики
Суд
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Мартьянова Анна Владиславовна
Дело на сайте суда
kalininsky--chv.sudrf.ru
18.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.09.2020Передача материалов судье
22.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.10.2020Судебное заседание
17.12.2020Судебное заседание
21.12.2020Судебное заседание
25.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.12.2020Дело оформлено
14.01.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее