Мотивированное решение изготовлено 21.04. 2023г.
78RS0006-01-2022-009338-80
Дело № 2-1372/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Санкт-Петербург 4 апреля 2023 года
Кировский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Бачигиной И.Г.,
при секретаре Леоновой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга к Павлову Александру Александровичу о взыскании неосновательного обогащения,
у с т а н о в и л:
Истец Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга обратился в суд с иском к Павлову А.А. о взыскании неосновательного обогащения в размере 51 379,25 руб., в обоснование иска указывая, что ответчик через личный кабинет информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» подал заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. На основе поданного заявления и предоставленных сведений Павлов А.А. признан безработным с 30.12.2020г. с назначением пособия по безработице с 30.12.2020 по 29.06.2021г. в максимальном размере. При подаче заявления Павлов А.А. указал, что не осуществляет трудовую деятельность. На основании информации, полученной с использованием аналитической системы межведомственного электронного взаимодействия, установлено, что на момент подачи заявления (30.12.2020г.) Павлов А.А. осуществлял трудовую деятельность в ООО «ДЕЛЬФИН» с 01.09.2020г. по 31.12.2020г., таким образом, на дату обращения в службу занятости Павлов А.А. предоставил недостоверные сведения, что повлекло за собой неправомерную регистрацию в качестве безработного и неосновательное получение пособия по безработице в размере 51 379,25 руб.
Представитель истца Козлов К.А. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал.
Ответчик Павлов А.А. в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал, указывая, что в ООО «ДЕЛЬФИН» никогда не работал.
Представитель третьего лица - Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" о рассмотрении дела извещен, в судебное заседание не явился, возражений и ходатайств не представил.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, суд приходит к следующему.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года от N 1032-I, Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Под занятостью в указанном законе понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (статья 1).
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (пункт 1).
Пунктом 3.1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" установлено, что граждане и работодатели в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения подают в органы службы занятости заявление и иные сведения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг.
Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона о занятости населения).
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закона о занятости населения).
В соответствии с абз. 6 п. 2 ст. 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее также - Временные правила), в соответствии с п. 1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с абз. 2 п. 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 460, заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Форма бланка заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в электронной форме утверждена Приказом Минтруда России от 09.04.2020 N 192н.
Во исполнение поручения Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.05.2020 N 74 Федеральной службой по труду и занятости разработаны "Методические рекомендации по организации работы государственных учреждений службы занятости населения в период применения Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными", утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460.
В соответствии с п. 15 Методических рекомендаций получение заявления в электронной форме является основанием для принятия центром занятости населения решения о регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы, предоставления государственной услуги в части содействия гражданам в поиске подходящей работы и принятия решения о признании трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным.
Из материалов дела усматривается, что ответчиком 30.12.2020 через личный кабинет информационно-аналитической системы общероссийская база вакансий "Работа в России" подано личное заявление N 8911117904 о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы (л.д. 7-8).
Перечень сведений, указываемых гражданином в заявлении в электронной форме и используемых центром занятости населения для регистрации гражданина в целях содействия в поиске подходящей работы, указаны в Приложении N 1 к Методическим рекомендациям (п. 9 Методических рекомендаций).
Согласно п. 22 Перечня сведений гражданин декларирует, что он не относится к категориям граждан, которые не могут быть признаны безработными в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
В соответствии с п. 10 Методических рекомендаций в случае, если в заявлении в электронной форме гражданином не указаны сведения о том, что он не относится к категориям граждан, которые не могут быть признаны безработными в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", то такое заявление не принимается, с уведомлением гражданина в автоматическом режиме о невозможности принять заявление.
С учетом п. 10 Методических рекомендаций неустановление гражданином соответствующего "флажка" делает невозможным дальнейшее направление заявления с портала "Работа в России" в органы службы занятости, кнопка "Отправить заявление" не активна.
Таким образом, при заполнении заявления ответчик задекларировал, что не относится к гражданам, которые не могут быть признаны безработными.
Как указывается истцом и не оспаривалось ответчиком, порядок подачи заявления разъяснен в размещенной на портале инструкции, а процесс подачи гражданином заявления в электронной форме на портале реализован так, что исключает неосведомленность гражданина о том, что им подается заявление, являющееся основанием для принятия решения о признании заявителя безработным и назначения социальных выплат как гражданину, признанному в установленном порядке безработным.
Приказом СПб ГАУ ЦЭН от 08.01.2021 N 684-т/41 ответчик признан безработным с назначением пособия по безработице в период с 30.12.2020г. по 29.06.2021г. в максимальном размере (л.д. 9)
Приказом СПб ГАУ ЦЭН от 29.06.2021 N 22489-т/41 Павлову А.А. прекращена выплата пособия по безработице с 29.06.202 по причине получения пособия обманным путем (л.д. 12), на основании полученных сведений из Пенсионного Фонда РФ о том, что ответчик с 01.09.2020г. по 31.12.2020г., являлся занятым гражданином, трудоустроенным в ООО «ДЕЛЬФИН» в должности менеджера (л.д. 10-11).
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Поскольку при подаче заявления ответчик сообщил, что он не относится к категориям граждан, которые не могут быть признаны безработными, подтвердил достоверность предоставленных им сведений, указал, что ознакомлен с положениями Закона РФ N 1032-1 при том, что по делу достоверно установлено, что ответчик являлся трудоустроенным в ООО «ДЕЛЬФИН», поведение ответчика свидетельствует о недобросовестности с его стороны.
При таких обстоятельствах возможность применения к возникшим спорным правоотношениям сторон положений п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации исключается.
Доказательства, опровергающие полученные истцом сведения о наличии трудовых отношений между ответчиком и ООО «ДЕЛЬФИН», ответчиком в ходе рассмотрения дела не представлены.
Из материалов дела усматривается, что в период с 30.12.2020г. по 29.06.2021г. Павловым А.А. получено неосновательное обогащение в виде пособия по безработице в размере 51 379 рублей 25 копейка (л.д. 14), которое подлежит взысканию с ответчика.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 741 рубль 38 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 56, 59, 60, 67, 98, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга к Павлову Александру Александровичу о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить.
Взыскать с Павлова Александра Александровича №) в пользу Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга денежные средства в размере 51 379 (пятьдесят одна тысяча триста семьдесят девять) руб. 25 коп.
Взыскать с Павлова Александра Александровича в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 1 741 (одна тысяча семьсот сорок один) руб. 38 коп.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга.
Судья: И.Г. Бачигина