Дело № 58RS0018-01-2022-005394-39 2-2912/2022
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 ноября 2022 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Кузнецовой О.В.
при секретаре Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по исковому заявлению АО «Газстройпроект» к Андреянову Илье Алексеевичу о возмещении ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
АО «Газстройпроект» обратилось в суд с вышеуказанным иском указав, что 27.04.2022 г. Андреянов И.А. был принят на работу в АО «Газстройпроект» по трудовому договору № 357 на должность изолировщика на термоизоляции 5 разряда в обособленное подразделение «Газопровод-отвод Галич-Мантурово-Шарья Костромской области», строительно-монтажный участок № 11, расположенное по адресу: Костромская область, Мантуровский р-н, с/с Знаменский в границах СПК «Сокол». 05.08.2022 г. трудовой договор был расторгнут в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по инициативе работника на основании личного заявления работника об увольнении. Приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) составлен 01.08.2022 г. № 1475-к. Согласно ст. 212, 214, 219, 221 ТК РФ, Правил обеспечения работников специальной одеждой № 290н от 01.06.2009 г. обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работодатель обязан бесплатно выдать специальную одежду (далее - СИЗ). Пунктом 2.2. трудового договора предусмотрена обязанность работника при увольнении вернуть материалы, инструменты, СИЗ и иное имущество работодателя, выдаваемое работнику в соответствии с нормами законодательства для исполнения им трудовых обязанностей. В период трудовых отношений работодатель выдавал работнику СИЗ. Факт получения СИЗ работником подтверждается ведомостями № 00ГП0002321 от 28.04.2022 г., № 00ГП0002354 от 30.04.2022 г. При увольнении работник не возвратил работодателю полученные им ранее СИЗ. Общая стоимость невозвращенной СИЗ составила 10 071 рубль 38 копеек, что подтверждается бухгалтерской справкой по расчету стоимости невозвращенной спецодежды по состоянию на 05.08.2022 г. При увольнении с работника на основании личного заявления на возмещение ущерба было произведено частичное удержание стоимости СИЗ в сумме 3 371 рубль 51 копейка (согласно ст. 138 ТК РФ размер удержания из заработной платы ограничен 20 %), Факт удержания подтверждается расчетным листком за август 2022 года. Нарушение работником обязанности по возврату СИЗ повлекло причинение прямого действительного ущерба работодателю в сумме 6 699 рублей 87 копеек, указанный ущерб подлежит возмещению работником на основании ст. 238, 243 ТК РФ, ст. 15 ГК РФ. Истец до обращения в суд предпринимал действия, направленные на примирение с ответчиком, просил в добровольном порядке возместить ущерб, однако, на момент предъявления иска в суд ответчик ущерб не возместил. Истец просил взыскать с Андреянова И.В. ущерб в размере стоимости невозвращенной спецодежды в размере 6 699 рублей 87 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, почтовые расходы по направлению иска в размере 230 рублей 58 копеек.
Представитель истца АО «Газстройпроект» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Ответчик Андреянов И.А. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд в письменного согласия представителя истца определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также недолученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 214 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда; приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; оснащение средствами коллективной защиты; обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, а также по оказанию первой помощи пострадавшим и др.
В соответствии со ст. 221 Трудового кодекса РФ для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Средства индивидуальной защиты включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, а также единые Типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам устанавливаются работодателем на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, а также стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты.
В судебном заседании установлено, что 27.04.2022 г. Андреянов И.А. был принят на работу в АО «Газстройпроект» по трудовому договору № 357 на должность изолировщика на термоизоляции 5 разряда в обособленное подразделение «Газопровод-отвод Галич-Мантурово-Шарья Костромской области», строительно-монтажный участок № 11, расположенное по адресу: Костромская область, Мантуровский р-н, с/с Знаменский в границах СПК «Сокол».
Согласно п. 2.2. трудового договора материалы, инструменты, специальная одежда, иное имущество работодателя, выдаваемое работнику в соответствии с нормами законодательства для исполнения им трудовых обязанностей, является собственностью работодателя и подлежит возврату (срок использования которого не истек) при увольнении. В случае невозможности вернуть работодателю имущество, выданное работнику в соответствии с номами законодательства для исполнения им трудовых обязанностей, работник возмещает ущерб работодателю в порядке ст. 238, 243 Трудового кодекса РФ.
Как следует из ведомостей учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений № 00ГП0002321 от 28.04.2022 г., № 00ГП0002354 от 30.04.2022 г., в период трудовых отношений работодатель выдавал Андреянову И.А. специальную одежду.
05.08.2022 г. трудовой договор, заключенный с ответчиком, был расторгнут в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по инициативе работника на основании личного заявления работника об увольнении (приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 01.08.2022 г. № 1475-к).
При увольнении ответчик не возвратил работодателю полученную им ранее спецодежду. Общая стоимость невозвращенной спецодежды составила 10 071 рубль 38 копеек, что подтверждается имеющейся в материалах дела справкой АО «Газстройпроект» по расчету стоимости невозвращенной спецодежды по состоянию на 05.08.2022 г.
При увольнении с ответчика на основании личного заявления было произведено частичное удержание стоимости спецодежды в размере 3 371 рубль 51 копейка. В полном объеме стоимость полученной спецодежды ответчиком не возмещена, задолженность составила 6 699 рублей 87 копеек.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражения, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако ответчиком не представлено суду доказательств, опровергающих доводы истца.
Истец до обращения в суд предпринимал действия, направленные на примирение с ответчиком, 03.08.2022 г. в адрес ответчика направлялось уведомление о необходимости оплаты, однако, до настоящего времени ответчик ущерб истцу не возместил.
Согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
В силу ст. 232 Трудового кодекса РФ расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Как следует из положений ст. 248 ТК РФ, работодатель вправе взыскать ущерб, причиненный ему работником, только в судебном порядке, если работник, причинивший ущерб, уволился и не желает добровольно возместить работодателю данный ущерб.
При таких обстоятельствах, с Андреянова И.А. в пользу АО «Газстройпроект» подлежит взысканию сумма ущерба в размере 6 699 рублей 87 копеек.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
При подаче иска истцом была оплачена государственная пошлина в размере 400 рублей, почтовые расходы по направлению ответчику копии искового заявления составили 230 рублей 58 копеек, что подтверждается документами, имеющимися в материалах дела. Указанные расходы понесены истцом для восстановления нарушенного права, в связи с чем, суд признает данные расходы необходимыми и подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 194-199, 234-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования АО «Газстройпроект» к Андреянову Илье Алексеевичу о возмещении ущерба удовлетворить.
Взыскать с Андреянова Ильи Алексеевича (серия и номер паспорта гражданина РФ Данные изъяты) в пользу АО «Газстройпроект» (ИНН 7729574863, ОГРН 5077746774485) сумму ущерба в размере 6 699 рублей 87 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, почтовые расходы в размере 230 рублей 58 копеек.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.В. Кузнецова
В окончательной форме решение принято 11.11.2022 г.